Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2. Положение церкви в политической системе общества. 4
3. Положение государства в политической системе общества. 7
4. Взаимоотношение церкви и государства. 10
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24
Содержание:
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2.
Положение церкви в
3.
Положение государства в
4.
Взаимоотношение церкви и
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ.
Конституция
1993 года занимает верховенствующее положение
в правовой системе нашего государства.
Она применяет новое для нашего
законодательства понятие “основы
конституционного строя”. Оно заменило
содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное
устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного
строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.
Конституционный
строй - это совокупность закрепленных
в конституции принципов, основных
ее положений, в соответствии с которыми
должны находиться все другие конституционные
положения, а также текущее
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». РФ также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью.
Положения
главы 1 Конституции РФ, формирующие
основы конституционного строя, занимают
главное место в иерархии конституционных
норм. Это находит свое выражение
в том, что все другие положения
Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя
в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции
РФ: “Положения настоящей главы
Конституции составляют основы конституционного
строя Российской Федерации и
не могут быть изменены иначе как
в порядке, установленном настоящей
Конституцией. Никакие другие положения
настоящей Конституции не могут
противоречить основам
РФ, не должен противоречить основам конституционного
строя. Все нормы, содержащиеся в последующих
главах Конституции РФ, должны толковаться
в соответствии с положениями главы 1.
Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть
изменены только в ходе полного пересмотра
всей Конституции.[2]
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья
16 завершает важнейшую главу
Принципы, закрепленные в главе 1 из-за
их чрезвычайной важности нуждаются в
особой защите. Это нашло свое отражение
в Основном законе, который не допускает
пересмотра парламентом положений этой
главы. Данное конституционное установление
дает стабильность нашей Конституции
и конституционному строю. Если же предложения
о пересмотре положений
Конституции будут поддержаны 3/5 голосов
от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной
Думы, то они могут быть рассмотрены в
особом порядке, предусмотренном в главе
9 Конституции с соблюдением весьма сложной
процедуры.
2. Положение церкви в
Динамика
влияния религии на общественную
жизнь описывается двумя
Сакрализация
(от лат. Sacer - священный) - это процесс
вовлечения в сферу религиозного
санкционирования сознания, деятельности,
поведения людей, социальных отношений
и институтов. Сакрализация сопровождала
весь процесс становления
Позднее к процессу сакрализации присоединился
процесс клерикализации (от позднелат.
Clericalis - церковный), которая означала не
только регуляцию всей личной и общественной
жизни, но и разработку соответствующего
идеологического обоснования, основными
этапами которого были кодификация, догматизация
и канонизация вероучения, стремление
замкнуть все сферы интеллектуальной
деятельности в систему богословско-теологического
мышления.
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) - это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.[3]
Государство
вполне способно обеспечить религиозную
свободу, но при соблюдении определенных
условий. Нейтралитет секулярного
государства можно понимать по-разному.
Существует узкое, так сказать «оборонительное»
понимание, когда государство считает
веру частным делом, не препятствует
гражданам исповедовать религию, но
никак не способствует реализации этого
права. Религиозная жизнь, в основном,
уподобляется отправлению культа, а
церкви рекомендуется «не выходить
из ризницы». Но государственный суверенитет
может быть и открытым, положительно
активным. Тогда государство, не нарушая
принципа гражданского равенства разных
религий, помогает верующим реализовать
свое право на религиозную свободу,
признает за церковью право участвовать
в общественно жизни, согласно формуле:
«церковь отделена от государства, но
не от общества». Ведь как религия и церковь
имеют определенное социальное измерение,
так и общество имеет свое религиозное
измерение. В свою очередь, церковь защищает
незыблемые фундаментальные нравственные
принципы, на которых должно стоять общество,
она служит все тому же обществу.[4]
Выступления
церкви порой расценивают как
недопустимое посягательство на светский
характер государства. Но может ли государство
существовать без нравственных основ?
Кажется, оптимальный вариант
На
основе всего сказанного выше можно
сделать вывод о том, что в
результате процесса секуляризации
в современных развитых странах
коренным образом изменилось положение
религии, веры и церкви в обществе.
Сформировались светское государство,
светская школа, светская культура.
В
настоящее время ряд государств
через конституционное
Интеграционная
функция церкви направлена на объединение
социальных интересов. Вместе с тем
церковь выполняет еще одну важную
функцию, которую можно условно
обозначить как сознательный контроль,
так как церковь ориентирует
людей руководствоваться в
Считаю
необходимым отметить еще один момент
взаимоотношений церкви и общества.
Распространяется убеждение, что современное
общество определенными силами искусственно
клерикализуется. Симптомы этого явления
отчетливо проявляются в
3.
Положение государства в
Один
из важнейших признаков
При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.
Для
правовой науки религия представляет
ценность прежде всего как средство,
дополняющее право в сфере
социальной регуляции. Рассмотрим подробнее
два аспекта - регулятивную функцию
религии в целом и
Религиозная
интерпретация мира выступает как
средство, позволяющее
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные
связи окружающей действительности, обуславливающие
религиозный комплекс, «сочетающийся
с обширными функциями, выполняемыми религией
в общественной жизни», включая и функцию
регулирования общественных отношений.[6]
Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она «задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру».
Нормативно-регулятивная
сила религии проявляется в создании
посредством религиозных
При рассмотрении религиозных норм важно принимать во внимание соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что в религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное регулирование основано на известном принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии в своей основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала.
Большинство религий в своих нормах призывают к обеспечению основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в частности такие, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете» и др. В этих и других нормах четко прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[7]
Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных норм, заключается в обеспечении стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как существо биосоциальное.
Тесное
взаимодействие религиозных норм с
правовыми отмечалось и отмечается
в ряде других правовых систем, в
том числе и в дореволюционной
России. Переплетение православных норм
с юридическими, обеспечение исполнения
церковных предписаний мерами государственного
принуждения, а велений закона также религиозной
карой - одна из основных черт государственного,
уголовного и некоторых других отраслей
права, начиная с древних документов и
вплоть до последних актов самодержавной
власти.
Весьма актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.
На
реализацию прав и свобод человека
влияет множество факторов, среди
которых нельзя не учитывать как
воздействие религии, так и проявление
посттоталитарного синдрома. Только
комплексный подход позволит решить
эту многоплановую проблему. Не следует
недооценивать и то обстоятельство,
что в
России неуклонно растет число верующих,
а потому взвешенный и обоснованный синтез
религиозных и правовых норм, как представляется,
мог бы увеличить регулятивную силу последних.
4.
Взаимоотношение церкви и
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно- нравственного возрождения народов.