Основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат

Описание

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

Содержание

1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2. Положение церкви в политической системе общества. 4
3. Положение государства в политической системе общества. 7
4. Взаимоотношение церкви и государства. 10
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая конституц.docx

— 38.15 Кб (Скачать документ)

     Содержание:

     1. Вступление: Основы конституционного  строя РФ. 2

     2. Положение церкви в политической  системе общества. 4

     3. Положение государства в политической  системе общества. 7

     4. Взаимоотношение церкви и государства. 10

     5. Россия – светское государство. 14

     Список  использованной литературы: 24

     1. Вступление: Основы конституционного  строя РФ.

     Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение  в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы  конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в 
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции 
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

     В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для  государства и права.

     Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные  положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.

     Согласно  Конституции РФ, «Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления». РФ также является суверенным, социальным, светским государством, признающим права человека высшей ценностью.

     Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие  основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных  норм. Это находит свое выражение  в том, что все другие положения  Конституции не могут противоречить  основам конституционного строя  в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции  РФ: “Положения настоящей главы  Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и  не могут быть изменены иначе как  в порядке, установленном настоящей  Конституцией. Никакие другие положения  настоящей Конституции не могут  противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание адресовано прежде всего  второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может  принимать законы об изменении и  дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием  закон, вносящий изменения в Конституцию 
РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]

     Таким образом, статьи 1 главы Конституции  РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения  этих статей недопустимо.

     Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции  России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты  государственного и общественного  строя, форму правления и политический. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие  главы Конституции. 
Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений 
Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета 
Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма сложной процедуры.

      
2. Положение церкви в политической  системе общества.

     Динамика  влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными  понятиями: сакрализация и секуляризация.

     Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс  вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений  и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого  общества, формирования его культуры. 
Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.

     Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

     Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) - это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения  людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных  организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс  секуляризации выражается в изменении  места религии и религиозных  организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых  ею функций.[3]

     Государство вполне способно обеспечить религиозную  свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного  государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает  веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого  права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а  церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет  может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая  принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать  свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать  в общественно жизни, согласно формуле: 
«церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу.[4]

     Выступления церкви порой расценивают как  недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство  существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант существования  современного общества - секулярное государство, открытое к религии, признающее ее положительное  общественное значение и сознающее  ограниченность своей собственной, политической, сферы.

     На  основе всего сказанного выше можно  сделать вывод о том, что в  результате процесса секуляризации  в современных развитых странах  коренным образом изменилось положение  религии, веры и церкви в обществе. 
Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

     В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера  государства стремится устранить  участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается  в решение социальных проблем  общества путем образования различных  обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь  в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные  и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения  церкви от государства, фактической  их изоляции не произошло.

     Интеграционная  функция церкви направлена на объединение  социальных интересов. Вместе с тем  церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно  обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует  людей руководствоваться в своих  действиях и поступках общепринятыми  гуманистическими ценностями.[5]

     Считаю  необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное  общество определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления  отчетливо проявляются в средствах  массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное  проявление религиозности со стороны  государственных деятелей.

     3. Положение государства в политической  системе общества.

     Один  из важнейших признаков государства - это тесная органическая связь  государства с правом, представляющим собой экономически и духовно  обусловленное нормативное выражение  государственной воли, государственный  регулятор общественных отношений.

     При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует  с религиозными нормами, которые  выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.

     Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере  социальной регуляции. Рассмотрим подробнее  два аспекта - регулятивную функцию  религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными.

     Религиозная интерпретация мира выступает как  средство, позволяющее 
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные связи окружающей действительности, обуславливающие религиозный комплекс, «сочетающийся с обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая и функцию регулирования общественных отношений.[6]

     Ярче  всего регулятивность религии проявляется  в ее нормативности, ибо она «задает  иерархически построенную систему  норм, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные  позиции по отношению к миру».

     Нормативно-регулятивная сила религии проявляется в создании посредством религиозных верований  и практики религиозной жизни  психологических стимулов, которые  указывают направление поведению  и удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами.

     При рассмотрении религиозных норм важно  принимать во внимание соотношение  в них общечеловеческого и  частного, учитывая, разумеется, что  в религиях представлены самые различные  культуры. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое ими нормативное  регулирование основано на известном  принципе: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и  вы с ними». Иначе говоря, религии  в своей основе ориентируются  на общечеловеческие, гуманистические  начала.

     Большинство религий в своих нормах призывают  к обеспечению основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В основу нормативного регулирования, например христианства, положены библейские заповеди, в частности такие, как  «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не судите, да не судимы будете»  и др. В этих и других нормах четко  прослеживается тенденция к ориентированию индивидов на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека.[7]

     Исходя  их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии, в частности религиозных  норм, заключается в обеспечении  стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и человек как существо биосоциальное.

     Тесное  взаимодействие религиозных норм с  правовыми отмечалось и отмечается в ряде других правовых систем, в  том числе и в дореволюционной 
России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти.

     Весьма  актуальна, с учетом опыта прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в современной  России, особенно в области обеспечения  прав и свобод человека. Попытка  осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического  равновесия, существующего между  эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной  сферой человека.

     На  реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди  которых нельзя не учитывать как  воздействие религии, так и проявление посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту многоплановую проблему. Не следует  недооценивать и то обстоятельство, что в 
России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить регулятивную силу последних.

     4. Взаимоотношение церкви и государства.

     История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно- нравственного возрождения народов.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ