Основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат

Описание

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

Содержание

1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2
2. Положение церкви в политической системе общества. 4
3. Положение государства в политической системе общества. 7
4. Взаимоотношение церкви и государства. 10
5. Россия – светское государство. 14
Список использованной литературы: 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая конституц.docx

— 38.15 Кб (Скачать документ)

     Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства  и церкви: «Церковь и государство  взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. 
Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. 
Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».[8]

     Анализ  законодательства и практики позволяет  выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

     1). Государственная церковь, закрепление  ее привилегированного положения  по сравнению с другими вероисповеданиями.

     2). Режим отделения церкви от  государства и школы от церкви.

     Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений, а  также различные привилегии для  религиозных организаций, принадлежащих  к государственной церкви. В дореволюционной  России такой статус был у Русской  православной Церкви.

     Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей: 
1 В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. 
1. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата). 
2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. 
3. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. 
4. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов. 
5. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения.

     Статус  государственной религии, даже в  смягченной современной форме, все  же ставит Церковь в большую зависимость  от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена  государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, 
Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. 
Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

     Режим отделения церкви от государства  существует во многих странах - в современной  России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь  монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку  церковь обладает мощным потенциалом  воздействия на сознание людей. Он характеризуется  следующими особенностями.

     Сегодня в большинстве западных стран  церковь отделена от государства. 
Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. 
Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

     Режим отделения церкви от государства  не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью  религиозных организаций. 
Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

     Режим отделения церкви от государства  предполагает правовое регулирование  деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.[9]

     Что ж, было бы ошибкой думать, что отношения  между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения  некоторые церковные ценности в  качестве национальных памятников. В  печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон 
«Троицы» и «Владимирской богоматери» - величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. 
Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.[10]

     Другая  не менее сложная проблема - появление  в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. 
Некоторые их них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство»). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.

     5. Россия – светское государство.

     Духовная  жизнь общества многообразна, она  включает в себя культуру, в том  числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе  языковый и др. Действующая Конституция  отказалась от принципа жесткой опеки  государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип  светского государства.

     Светским  государством следует считать такое  государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной  религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

     Согласно  ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства». Правовое положение  церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести  и о религиозных объединениях».[11]

     Принятие  этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных  кругах, но и в самих органах  государственной власти.

     Так что же явилось причиной возникновения  противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести  и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его  от предшествующего законодательства в этой области, в особенности  от явно устаревшего Закона РСФСР  «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий  отечественных и зарубежных политиков  лежит диаметрально противоположная  оценка роли государства и, прежде всего  исполнительной власти в правовой регламентации  конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 
1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

     Высказывались мнения, что Федеральный Закон  имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в  России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный  Закон от 26 сентября 1997 года основан  на межконфессиональной концепции  государственного регулирования, в  соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные  объединения». Новый 
Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.

     Суть  ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается  в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная  власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.

     Механизм  государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных  министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван  предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.

     Религиозные объединения могут быть созданы  в форме религиозных групп  и религиозных организаций. Следует  подчеркнуть, что правоспособностью  юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции  религиозные организации. Федеральный  Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного  режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями  лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место  в случае, если учредители религиозных  групп не намерены ходатайствовать  в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация  предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной  организации.

     Нельзя  отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.

     Для осуществления императивных регистрационных  отношений решающее значение имеет  временной ценз деятельности объединения  на территории 
России.

     Статус  общероссийского религиозного объединения  распространяется только на централизованные религиозные организации, которые  действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и  имеющие в своем составе минимум  три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к  моменту обращения организации  в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. 
Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).

     Однако  все же есть возможность распространения  прав юридического лица для местной  и централизованной религиозной  организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет  перерегистрироваться в территориальных  органах юстиции. На такие объединения  распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при  себе представительство иностранной  религиозной организации.[12]

     Созданию  централизованной религиозной организации  свойственна особая периодичность  регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации  подлежат местные организации, и  только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации  централизованной организации.

     Для создания конфессиональными объединениями  учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание  двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования 
Российской Федерации.

     Ликвидация  конфессионального объединения  также регламентируется нормами  административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета  деятельности объединения является Министерство юстиции Российской 
Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ