Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание

Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать права и обязанности родителей;
2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;
3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;
4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей 5
1.1. Классификация прав и обязанностей родителей 5
1.2. Принцип осуществления родительских прав и исполнения обязанностей 13
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей. 17
2.1. Реализация права и обязанности воспитывать детей 17
2.2. Реализация прав на общение с ребенком 20
2.3. Выполнение обязанности обеспечить ребенка образованием 24
2.4. Обязанность реализовать неимущественные права ребенка 29
2.5. Реализация прав и обязанностей по защите интересов ребенка 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

работа по семейному праву.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Повсеместно ущемляются права родителей и в вопросе  охраны прав здоровья ребенка. Многие образовательные учреждения реализуют сами и совместно с различными организациями растлевающие детей программы полового просвещения под видом профилактики заболеваний. Прививки осуществляются в массовом порядке без учета индивидуального состояния здоровья ребенка и противопоказаний. При этом игнорируется право родителей на информированное согласие на проведение прививок и профилактической работы, как способов медицинского вмешательства.

Все указанное, способствует углублению социального кризиса, межведомственной рассогласованности и привело к противодействию родителей и различных общественных групп процессу модернизации образования.

Таким образом, можно констатировать о том, что:

1. Отсутствие реального и четкого механизма участия родителей, родительского сообщества (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями, и реализации ими преимущественного права на воспитание ребенка, способствует нарушению конституционных прав участников образовательного процесса на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, препятствует реализации фундаментального права и обязанности родителей по защите интересов детей (Статьи 38 и 4 Конституции РФ).

2. Конституция РФ, ФЗ  «Об образовании», Семейный кодекс  РФ декларируют права родителей  (законных представителей) на воспитание  и образование своих детей.  Однако в законодательстве Российской Федерации, подзаконных актах и законодательстве Субъектов Федерации не определены реальные полномочия и права родителей, порядок их участия в управлении общеобразовательными учреждениями в разрешении конфликтных ситуаций, в выборах должностных лиц, управлении финансовой деятельностью школ, контроле качества и определении содержания образования. Учредители образовательных учреждений в добровольном порядке не регламентируют механизмы реализации родителями своих прав. Из-за указанных пробелов сложилась практика имитации создания органов самоуправления и демократического, государственно-общественного управления в интересах чиновников. Органы, носящие название «общественных органов» или «органов местного самоуправления» зачастую не избираются снизу, а назначаются сверху и наделяются полномочиями тоже сверху, что лишает их законного права представлять интересы участников образовательного процесса.

Руководящей «элитой» созданы все условия для системного нарушения конституционных прав родителей на участие в образовании и воспитании своих детей. В настоящее времея практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан России на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного процесса (то есть детей, родителей и учителей).

В многочисленных исследованиях и мониторингах доказано, что основная социально-психологическая причина, по которой молодежь идет в криминальные структуры, это лицемерие представителей старшего поколения, прежде всего родителей, а затем уже общества и власти. Поэтому «бессилие родителей» перед «системой», которая заинтересована сохранять имитацию самоуправления и государственно-общественного управления в системе образования можно смело назвать главным фактором роста отчужденности детей от родителей и как следствие криминализации общества.

3. Сложившаяся на данный момент ситуация делает невозможным создание государственно-общественной системы управления образованием, прозрачной и эффективной системы финансирования образовательной деятельности, препятствует принятию эффективных мер, направленных на объединение усилий общества и власти в сфере образования.

2.4. Обязанность реализовать неимущественные права ребенка

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Выделим пять основных личных прав ребенка:12

- право ребенка жить  и воспитываться в семье;

- право ребенка на  общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право ребенка на  защиту своих прав и законных  интересов;

- право ребенка выражать  свое мнение;

- право ребенка на  имя, отчество и фамилию.

Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей, исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права.

В этом параграфе подробно рассмотрим личные неимущественные  права ребенка.

В семье закладываются  предпосылки развития физически  и духовно здорового человека. Семья-это фундамент общества. Поэтому одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Одним из основных и важных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Подразумевается, прежде всего, собственная семья, которую образуют родители.

Наше законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

Реализация права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). В случаях, если устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Получение заботы со стороны  родителей - право ребенка, оно служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой  следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).

Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда  родители и ребенок проживают  на территории различных государств. Государства - участники Конвенции ООН «О правах ребенка», обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их свидетельства о рождении.

Что касается регистрации  по месту пребывания (месту временного нахождения) несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, то она реализуется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании их свидетельства о рождении.

Эти правила распространяются только на подростков, не достигших 14 лет. По достижении 14 лет регистрационный учет подростка реализуется на основании его паспорта. При этом право на совместное проживание несовершеннолетнего с родителями сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом.

Право на воспитание своими родителями определяет, с чьей стороны  должна исходить забота о детях. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении. Реализация интересов детей, под которыми в контексте комментируемой статьи понимаются различного рода жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться, является долгом родителей.

Право ребенка  на общение с обоими родителями и другими родственниками может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в тех случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений.

Если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка (например, если родитель страдает хроническим  алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием), можно его запретить или отложить на время.

Право ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом на общение с тем из них, который проживает отдельно. Когда же сам несовершеннолетний сталкивается с необходимостью защиты своего права на общение, действует ст. 56 СК РФ.

Значительную сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. Конвенция ООН «О правах ребенка» устанавливает: ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Конвенция ООН «О правах ребенка» и Семейный кодекс РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое личное мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы13.

Новое семейное законодательство нашей страны относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Отчество ребенка определяется именем отца. Но не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.

Фамилия ребенка определяется общей фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае субъекты Российской Федерации также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.

Когда родители ребенка  не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтения одного из родителей имеют какое-либо объективное основание. Если же каждый из них хочет дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, имя в этом случае дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери.

2.5. Реализация прав и обязанностей по защите интересов ребенка

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны), а значит и не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы Статья 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и, соответственно, наделяет их статусом законных представителей своих детей. В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей, наделены полномочиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий то есть без доверенности).14 Для этого им достаточно предъявить документы, подтверждающие факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).

Исходя из закрепленного  законом принципа равенства прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов детей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно — ими обоими одновременно. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54—58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.).

Формы и методы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т.д. Так, родители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка, имуществу, а также морального вреда. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка не взыскивается государственная пошлина. В реальной жизни родители чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных правонарушений и уголовных преступлений. Таким образом, содержание этих полномочий определяется нормами гражданского права, гражданского процессуального права, административного права, уголовного процесса.

Информация о работе Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей