Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание

Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать права и обязанности родителей;
2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;
3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;
4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей 5
1.1. Классификация прав и обязанностей родителей 5
1.2. Принцип осуществления родительских прав и исполнения обязанностей 13
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей. 17
2.1. Реализация права и обязанности воспитывать детей 17
2.2. Реализация прав на общение с ребенком 20
2.3. Выполнение обязанности обеспечить ребенка образованием 24
2.4. Обязанность реализовать неимущественные права ребенка 29
2.5. Реализация прав и обязанностей по защите интересов ребенка 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

работа по семейному праву.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

Впоследствии, по результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В подобных случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому Кодекс (п. 2 ст. 64) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).

Глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливает механизмы  защиты прав и интересов ребенка  в семье. Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом  случае, когда происходит нарушение его прав – вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве  предусматривается необходимость  защиты прав ребенка от следующих  посягательств: а) произвольного или  незаконного вмешательства в  осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, несовершеннолетний ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное не длительное пребывание ребенка в подобных учреждениях, обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При отсутствии возможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью, либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и  законные интересы ребенка и прокурор, он, защищая права детей, использует следующие способы:

- предъявление иска  о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских  правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142СК);

- предъявление в суд,  орган опеки и попечительства, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

- непосредственно участвует  в рассмотрении судом, дел о  защите прав ребенка (ст. 35 Закона  «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

- опротестование актов  других административных органов,  имеющих прямое отношение к  защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

 

Заключение

Нашей задачей было рассмотреть, основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка.15 Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.

В число прав (обязанностей) родителей, входит:

- равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК);

  • право (обязанность) по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК);
  • право (обязанность) по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК);
  • право (обязанность) на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников (ст. 67 СК);
  • право (обязанность) по содержанию детей (ст. 80 СК);

Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание детей является совместной обязанностью родителей, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду, образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития.

В случае недолжного исполнения родительских прав в ущерб правам и интересам ребенка, возникают правовые последствия. Такие последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.

Проблема, рассмотренная  в работе, заслуживает дальнейшей разработки.

Во - первых, нужно на законодательном уровне ввести образовательные программы в школах, детских садах и т.д. по изучению основных конституционных, гражданских, семейных прав детей. Ведь эти отрасли права затрагивают основные личные неимущественные права детей.

Во - вторых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми.

В - третьих, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе, это было бы хорошей новеллой. Если проводить такие лекции, хотя бы один раз в год, мне кажется, это уже будет большим плюсом в понимании родителями своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.

В- четвертых, в связи  с реформой местного самоуправления, у местных органов власти полномочия расширились. Мне кажется в связи  с этим, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах  нужно брать инициативу в свои руки, наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать. Надо создавать конкретные, рациональные программы, касающиеся проблем семьи.

В- пятых, в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;

В-шестых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В-седьмых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  4. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005 г., № 1 (часть 1), ст. 14.
  5. "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994)// "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1472.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 6, 2006.
  7. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  8. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы». // «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.10.1997, № 41, ст. 4705.
  9. Арутюнова Э.В. Понятие и правовая природа усыновления // Семейное и жилищное право. 2010. N 2.
  10. Бахин С.В., Игнатьев А.С. Правовая помощь и правовые отношения по гражданским и семейным делам: корректировка регламентации в рамках СНГ (Кишиневская конвенция 2002 г.) // Журнал международного частного права. 2005. N 4.
  11. Беспалов Ю.Ф. Семейное право.- М.: Закон и право, 2009.
  12. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 2009, 553 с.
  14. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М., Юридический Дом Юстицинформ, 2003.
  15. Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 118 с.
  16. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – 485 с.
  17. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. - "Волтерс Клувер", 2006 г.
  18. Матузов Н.И. теория государства и права, учебник.-2-Е ИЗД.-М.: Юристъ, 2005. 13. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008.
  19. Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. -  М., НОРМА, 2007.

1 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

2 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

3 Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. -  М., НОРМА, 2007. С. 78.

4 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

5 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

6 Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 92.

7 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

8 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

9Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М., Юридический Дом Юстицинформ, 2003. С. 140.

10 Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 2008, 553 с.

11 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.,  2006.

12 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

13 Беспалов Ю.Ф. Семейное право.- М.: Закон и право, 2009.

14 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

15 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.

 


Информация о работе Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей