Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:11, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать права и обязанности родителей;
2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;
3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;
4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;
Введение 3
Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей 5
1.1. Классификация прав и обязанностей родителей 5
1.2. Принцип осуществления родительских прав и исполнения обязанностей 13
Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей. 17
2.1. Реализация права и обязанности воспитывать детей 17
2.2. Реализация прав на общение с ребенком 20
2.3. Выполнение обязанности обеспечить ребенка образованием 24
2.4. Обязанность реализовать неимущественные права ребенка 29
2.5. Реализация прав и обязанностей по защите интересов ребенка 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.
Впоследствии, по результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В подобных случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому Кодекс (п. 2 ст. 64) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).
Глава 11 СК РФ определяет
семейно-правовой статус несовершеннолетних
детей и устанавливает
Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав – вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).
В международном праве
предусматривается
Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное не длительное пребывание ребенка в подобных учреждениях, обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При отсутствии возможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью, либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, он, защищая права детей, использует следующие способы:
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142СК);
- предъявление в суд, орган опеки и попечительства, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
- непосредственно участвует в рассмотрении судом, дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
- опротестование актов
других административных
Нашей задачей было рассмотреть, основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка.15 Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.
В число прав (обязанностей) родителей, входит:
- равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК);
Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание детей является совместной обязанностью родителей, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду, образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития.
В случае недолжного исполнения родительских прав в ущерб правам и интересам ребенка, возникают правовые последствия. Такие последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.
Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки.
Во - первых, нужно на законодательном уровне ввести образовательные программы в школах, детских садах и т.д. по изучению основных конституционных, гражданских, семейных прав детей. Ведь эти отрасли права затрагивают основные личные неимущественные права детей.
Во - вторых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми.
В - третьих, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе, это было бы хорошей новеллой. Если проводить такие лекции, хотя бы один раз в год, мне кажется, это уже будет большим плюсом в понимании родителями своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.
В- четвертых, в связи с реформой местного самоуправления, у местных органов власти полномочия расширились. Мне кажется в связи с этим, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах нужно брать инициативу в свои руки, наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать. Надо создавать конкретные, рациональные программы, касающиеся проблем семьи.
В- пятых, в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;
В-шестых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;
В-седьмых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
1 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
2 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
3 Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М., НОРМА, 2007. С. 78.
4 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
5 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
6 Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 92.
7 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
8 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
9Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М., Юридический Дом Юстицинформ, 2003. С. 140.
10 Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 2008, 553 с.
11 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2006.
12 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
13 Беспалов Ю.Ф. Семейное право.- М.: Закон и право, 2009.
14 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
15 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред.от 30.11.2011)//"Собрание законодательства РФ",01.01.1996, N1,ст.16.
Информация о работе Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей