Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
Под правовыми принципами понимается руководящее положения, идеи основные начала права, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общественного развития, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права, закрепленные в нормах действующего законодательства и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт педагогической юриспруденции
Кафедра
права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Гражданское право»
Вариант
№ 1
1.Назовите
и раскройте основные
принципы гражданского
права.
Под
правовыми принципами понимается руководящее
положения, идеи основные начала права,
выражающие объективные закономерности,
тенденции и потребности
Гражданское
право любой страны, в том числе
России, имеет свои принципы, под
которыми понимаются основные начала,
характеризующие систему
Ведущая
роль гражданского права обусловлена
также совокупностью тех
Принципы гражданского права – это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом.
Основные начала (принципы) гражданского права названы в ст. 1 ГК.1
- Принципы равенства правового решения субъектов гражданских правоотношений. Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении
- Неприкосновенность собственности - основа имущественного правопорядка в экономике (ст. 212 ГК). Этот принцип означает обеспечение возможности собственнику спокойно осуществлять все имеющиеся у него правомочия в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным устранением какого-либо вмешательства в его деятельность и всех других лиц от неправомерного доступа к имуществу.
Безвозмездное
изъятие имущества у
- Свобода договора (ст. 421 ГК). Принцип договорной свободы - один из краеугольных камней всего современного гражданского строя. Уничтожение этого принципа обозначало бы полный паралич гражданской жизни, обречение ее на неподвижность. Принцип заключается в том, что участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях.
Принуждение
к заключению договора не допускается
за исключением случаев, когда обязанность
заключить договор
Этот
принцип выражается также в том,
что, вступая в гражданско-правовые
отношения, их участники могут заключать
договоры как предусмотренные ГК,
так и не предусмотренные им, однако
не противоречащие общим началам
гражданского законодательства. Возможно
и заключение договоров, состоящих
из элементов различных договоров.
- Недопустимость вмешательства в частные дела. Конституция РФ закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени.
В
содержании принципа недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела ключевым является понятие частного
дела как деятельности гражданина или
юридического лица (как частного лица),
основанной на частном интересе в
сфере применения частного, а не
публичного права. Это может быть
и частнопредпринимательская
Частное дело гражданина или юридического лица должно быть защищено законом от произвольного вмешательства в него со стороны любого лица и государства. Степень закрытости предполагается различной в зависимости от характера частного дела. Одна степень защиты будет, например, применяться при сохранении неприкосновенности частной жизни, другая - при занятии, например, розничной торговлей на улице города
- Беспрепятственное осуществление права, восстановление и защита нарушенных прав (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 49, ст. 13, 56, 120, п. 3 ст. 401 ГК). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Принцип
означает, с одной стороны, наличие
строгой имущественной
Ни одно из вышеперечисленных начал гражданского законодательства не имеет абсолютного характера. Все они подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще всего фактического порядка.
Главная
ценность данных принципов состоит
в том, что в своей совокупности
они формируют гражданское
Впрочем,
в ряде случаев основные начала гражданского
законодательства могут служить
и непосредственным источником при
определении прав и обязанностей
сторон в конкретных правонарушениях,
например при использовании аналогии
права (п. 2 ст. 6 ГК).
2. Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений.
Публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.
В науке выделяется опосредованное участие государства в отношениях гражданского права, с использованием созданных им государственных юридических лиц, когда через этих юридических лиц опосредованно в гражданском обороте участвует и государство. Речь, в частности, идет о предпринимательской деятельности публично-правовых образований через созданные ими государственные и муниципальные унитарные предприятия. Что касается прямого участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, то можно отметить следующее:
- Вещные правоотношения.
Принадлежащие им права собственности публично-правовые образования реализуют в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью.
Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозяйное имущество и др.
Названные правомочия на уровне РФ осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего администрации и губернаторы. Муниципальной собственностью, как правило, распоряжаются администрации и главы муниципальных образований.
- Публично-правовые образования как субъект гражданско-правовых сделок. Круг совершаемых публичными образованиями сделок обширен. Это, прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК ( 4 гл. 30 и 5 гл. 37) и более полно - в законах о выполнении таких закупок и работ.
От имени публично-правовых образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона - ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).
- Государство как наследник.
Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором - действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.
- Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований. Выступая субъектами имущественных гражданско-правовых отношений, публично-правовые образования должны нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК следующее.
Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев.
Во-вторых, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115), а также по обязательствам бюджетного учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120).