ВВЕДЕНИЕ
Государство, являясь особой организацией
публичной политической власти имеет
свои задачи и функции. Эти задачи и функции
практически реализуются посредством
конкретных действий личного состава,
находящегося на службе у государства
– государственных служащих. От государственных
служащих зависит работа государства.
Государственная служба опосредуется
правом. Она является сложным правовым
институтом, отдельные стороны которого
регулируются правовыми нормами
различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового
и др.).
Одним из принципов, на которых
основана государственная служба, является
принцип ответственности государственных
служащих за подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей.
Этот принцип призван стимулировать добросовестное
и правильное выполнение служащими своих
служебных обязанностей, невыполнение
или ненадлежащее выполнение которых
обязательно должно сопровождаться применением
мер ответственности.
Проблемы юридической
ответственности традиционно актуальны,
дискуссионны, практически значимы
на всем протяжении развития теории государства
и права. В современных условиях
становления в России гражданского
общества и правового государства,
осуществления полномасштабных
экономических и административных реформ,
неотъемлемой частью которых является
реформирование института государственной
службы, исследования проблем юридической
ответственности в целом и проблем юридической
ответственности государственных гражданских
служащих в частности приобретают огромное
практическое и теоретическое значение.
Наиболее очевидными
проблемы юридической ответственности
государственных гражданских служащих
предстают тогда, когда в России
процессы утверждения общечеловеческих ценностей и демократизации
социально-экономической и политической
жизни общества сопровождаются непрекращающимся
качественным и количественным ростом
преступлений и иных правонарушений, совершаемых
самими государственными служащими.
Предметом исследования являются правовые
отношения, возникающие в связи с неисполнением
или ненадлежащим исполнением государственными
служащими своих обязанностей.
Объект исследования
- ответственность государственных
служащих.
Цель работы
заключается в комплексном общетеоретическом анализе юридической
ответственности государственных гражданских
служащих и определение видов ответственности,
к которой привлекаются государственные
служащие в случае нарушения ими законодательства
.Этой цели отвечают задачи работы:
1. Характеристика содержания ответственности
государственных служащих (понятие и особенности
института юридической ответственности);
2. Анализ видов
юридической ответственности, когда
государственный служащий выступает
как специальный субъект.
Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых
в последние годы нормативно-правовых
актов.
1. Содержание ответственности государственных
служащих
1.1 Понятие ответственности государственных
служащих.
Юридическая ответственность характеризуется
рядом основных признаков: нормативностью;
формальной определенностью; устанавливается,
санкционируется и обеспечивается государством;
выражается в применении мер государственного
воздействия; ее последствиями могут выступать
как государственное одобрение и применение
мер поощрения, так и государственное
осуждение и наказание; развивается и
реализуется в процессуальной форме.
Юридическая ответственность представляет
собой предусмотренную нормами
права юридическую обязанность
субъекта права надлежащим образом
соблюдать и исполнять требования
правовых норм, а в случае их нарушения,
- юридическую обязанность субъекта права,
возникающую из факта совершения правонарушения,
претерпеть на основании осуждения ограничения
личного, организационного, имущественного
или иного характера. несмотря на диалектическую
взаимосвязь понятий «юридическая ответственность
государственных служащих» и «ответственность
в управлении», они по своему содержанию
различны. Ответственность в управлении
и юридическая ответственность государственных
служащих - это виды юридической ответственности,
выделяемые по различным критериям: по
сфере действия и субъекту ответственности.
Они имеют точки пересечения, но не совпадают
полностью. Как ответственность в управлении,
так и юридическая ответственность государственных
служащих предполагают формирование активной
жизненной позиции государственных служащих,
включающую не внешне позитивное, а убежденно-активное
правомерное поведение.1
Статутная ответственность является
своего рода основанием для реализации
любого вида юридической ответственности,
поскольку она отражает содержание эталонов
поведения, закрепленных государством
до совершения субъектами права правомерных
или противоправных деяний. Разграничение
понятий статусной и субъективной ответственности
носит искусственный характер, т.к. на
начальной стадии развития отношений
ответственности любой ее вид представляет
собой нормативно закрепленную меру должного
и (или) возможного поведения, в последующем
находящей выражение в соблюдении или
несоблюдении конкретным субъектом права
юридической обязанности. Субъективная
ответственность и юридическая ответственность
государственных служащих по своей сути
являются тождественными понятиями. Субъектом
персональной ответственности может быть
любое физическое лицо, субъектом юридической
ответственности государственных служащих
выступает исключительно государственный
служащий. Сущность юридической ответственности
государственных служащих выражается
в наличии у государственного служащего
установленной нормами права юридической
обязанности соблюдать и исполнять возложенные
на него должностные обязанности, реализующиеся
в правомерном поведении, а в случае совершения
им правонарушения - юридической обязанности
претерпеть осуждение и основанные на
нем различные виды правоограничений.
Юридической ответственности государственных
служащих свойственны все цели, функции
и принципы юридической ответственности.
Однако специфика правового статуса государственных
служащих определяет основную цель юридической
ответственности государственных служащих
- формирование правомерного поведения
и уважения к закону.
1.2 Особенности ответственности государственных
служащих.
Содержание системы юридической
ответственности определяется по схеме:
юридическая ответственность в
целом (как система) - виды юридической
ответственности - подвиды юридической
ответственности - норма права, предусматривающая
юридическую ответственность (как первичный
элемент системы). При этом отдельное место
в этой системе отводится межотраслевым
институтам юридической ответственности.
Помимо этого специфические
свойства предмета и метода правового
регулирования, качественная однородность
и относительная автономия определенных
общественных отношений, наличие специфических
оснований наступления ответственности,
специфической системы санкций
и особого процессуального порядка их
применения позволяют утверждать о наличии
комплексного межотраслевого и функционального
института юридической ответственности
государственных служащих. Об этом свидетельствуют
несколько факторов:
- нормы об ответственности государственных
служащих содержатся в различных неоднородных
отраслях права (уголовном, административном,
трудовом, гражданском и др.).
- указанный институт характеризуется
единым предметом правового регулирования.
Отношения, входящие в предмет правового
регулирования, складываются между государством
и государственным гражданским служащим
и обладают высокой степенью единообразия.
- одной из составляющих предмета
института юридической ответственности
государственных служащих являются правоотношения
юридической ответственности различные
по видам, но схожие по типу, которые возникают
в связи с совершением государственным
гражданским служащим уголовного, административного,
дисциплинарного или иного правонарушения.
- данный институт осуществляет
«сквозную» регламентацию отношений ответственности,
возникающих при привлечении государственного
гражданского служащего к различным видам
юридической ответственности.
- нормы, устанавливающие юридическую
ответственность государственных служащих,
обладают специфичной внутренней и внешней
функциональной направленностью.
Институт юридической ответственности
государственных служащих имеет
двухуровневую систему. Первый уровень
выражается во внешних государственно-служебных
отношениях (например, привлечение
гражданского служащего к уголовной или
административной ответственности). Второй
уровень - это уровень внутриорганизационных
отношений (например, дисциплинарная ответственность
государственного служащего за ненадлежащее
исполнение возложенных на него должностных
обязанностей). При этом двухуровневая
система относительно условна, т.к. в некоторых
случаях государственный служащий может
быть одновременно привлечен к дисциплинарной
и уголовной ответственности. Для негативной
юридической ответственности государственных
служащих необходимо наличие двух оснований:
нормативного и фактического (правонарушения).
Для позитивной юридической ответственности
государственных служащих достаточным
будет наличия нормативного основания
и юридического факта приобретения правового
статуса государственного гражданского
служащего. Для применения поощрения,
являющегося мерой позитивной юридической
ответственности, необходим еще и факт
правомерного поведения, превышающего
требования, установленные в нормах права.
Нормативным основанием уголовной
ответственности государственных служащих
выступают нормы уголовного права; административной
ответственности - нормы административного
права, содержащиеся в Кодексе РФ об административных
правонарушениях и законах субъектов
Российской Федерации, устанавливающих
административную ответственность государственных
служащих. Нормативным основанием дисциплинарной
ответственности государственных служащих
являются нормы, закрепленные в ФЗ РФ «О
государственной гражданской службе Российской
Федерации», Трудовом кодексе РФ, законах
субъектов РФ о государственной гражданской
службе, а также в ведомственных нормативно-правовых
актах. Нормативные основания гражданско-правовой
ответственности государственных служащих
закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Фактическими основаниями юридической
ответственности государственных служащих
выступают различные должностные правонарушения.
Механизм реализации юридической ответственности
государственных служащих, как и механизм
реализации юридической ответственности,
представляет собой структурно упорядоченную
систему, состоящую из взаимосвязанных
элементов, находящихся в тесном взаимодействии
друг с другом. Элементами механизма реализации
негативной юридической ответственности
государственных служащих выступают:
нормы права, устанавливающие юридическую
ответственность государственных служащих,
правоотношения и акты применения юридической
ответственности. применения мер поощрения
(факультативный элемент).
Динамика механизма реализации
юридической ответственности государственных
служащих предполагает соответствующую
процедуру и отношения правоприменения
между государством и гражданским служащим.
На основании принятия акта применения
права, являющимся одним из видов правовых
средств, юридическая ответственность
государственных служащих, существовавшая
на начальной стадии реализации в виде
взаимосвязи прав и обязанностей государства
и гражданского служащего, преобразуется
в фактические действия сторон охранительного
правоотношения ответственности.
Особенности юридической ответственности
государственных служащих обусловлены
их правовым статусом, который вытекает
из законодательно закрепленной обязанности
государственных служащих признавать,
соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина, не нарушать Конституцию
РФ, а также создавать условия для беспрепятственной
реализации человеком и гражданином прав,
свобод и выполнения обязанностей.
Анализ российского уголовного
законодательства показывает, что наличие
у субъекта преступления - государственного
гражданского служащего - статуса
должностного лица является в строго указанных
УК РФ случаях определяющим фактором для
его привлечения к уголовной ответственности.
Должностными преступлениями, субъектами
которых могут выступать и государственные
гражданские служащие, по российскому
уголовному законодательству признаются
общественно опасные деяния, посягающие
на отношения государственной власти,
совершенные должностными лицами при
исполнении возложенных на них должностных
обязанностей, вопреки интересам службы,
и повлекшие за собой причинение существенного
вреда государственным интересам, либо
охраняемым законом правам и свободам
человека и гражданина, или создавшие
угрозу наступления указанных последствий.
Административное правонарушение
гражданского служащего является одновременно
и нарушением служебных правил, т.е.
дисциплинарным проступком, поскольку
их исполнение входит в его непосредственные
должностные обязанности. Административная
ответственность государственных служащих
наступает в случаях нарушения ими внешних
управленческих отношений, а дисциплинарная
- в случаях нарушения установленного
порядка осуществления служебных отношений
в порядке подчиненности. К государственным
гражданским служащим могут применяться
такие виды административных наказаний
как предупреждение и административный
штраф.
2. Виды
ответственности государственного
служащего.
2.1.Дисциплинарная
ответственность.
Дисциплинарная
ответственность рассматривается
в правовой науке как одна из форм
принуждения, применяемого уполномоченными
должностными лицами (органами) к лицам, совершившим
дисциплинарное правонарушение, и влекущего
неблагоприятные последствия для нарушителя. 2
Институт дисциплинарной ответственности
является одним из наиболее динамичных
в законодательстве. Система дисциплинарной
ответственности в советском законодательстве
претерпевала серьезные изменения, прежде
чем достигла своего нынешнего состояния,
но ее развитие продолжается и сейчас.
Дисциплинарная ответственность государственных
служащих в настоящее время установлена
принятым в 1995 г. Федеральным законом "Об
основах государственной службы в Российской
Федерации" в редакции от 18.02.99 г. № 119-ФЗ,
а также соответствующими законами субъектов
Российской Федерации. Кроме этих нормативных
актов можно отметить Указ Президента
РФ "О мерах по укреплению дисциплины
в системе государственной службы"
в редакции от 27.06.2000г.N1192.
Под дисциплинарной ответственностью
имеются в виду предусмотренные
в законе меры дисциплинарных взысканий,
налагаемые на госслужащих за должностные
проступки. Дисциплинарная ответственность
наступает, если госслужащий нарушает
свои должностные обязанности. Условием
применения мер дисциплинарной ответственности
является признание неисполнения или
ненадлежащего исполнения служебных обязанностей
должностным лицом. Только те действия
или бездействия госслужащего могут быть
признаны противоправными, которые не
соответствуют законодательству и/или
иными юридическими актами, которые определяют
его служебные обязанности (должностные
инструкции, положения, уставы и др.).
В отличие от других видов юридической
ответственности, дисциплинарная направлена
на обеспечение дисциплины, в основном,
в рамках служебного подчинения. Тем не менее, обычно меры дисциплинарной
ответственности применяются не "надведомственными"
органами (судом, арбитражем, инспекциями
и т.д.), а органами (должностными лицами)
организаций, учреждений, предприятий,
где работает нарушитель дисциплины, либо
вышестоящим органом (должностным лицом). Федеральный закон
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации" от 27 июля 2004
г. № 79-ФЗ (далее - Закон о государственной
гражданской службе) предусматривает
специальную дисциплинарную ответственность
государственных гражданских служащих.
В юридической литературе отмечается,
что специальная дисциплинарная ответственность,
как известно, отличается от общей по кругу
лиц, подпадающих под действие соответствующих
норм, по мерам дисциплинарного взыскания,
кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной
властью, по установленному порядку обжалования
взысканий.