Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:01, курсовая работа
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Введение
Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации
Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения
Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы пенсионного обеспечения
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации»
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования»
Заключение
Введение |
Стр.2 |
Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации |
Стр.3 |
Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации |
|
2.1 Виды законов |
Стр.5 |
2.2 Конституция Российской
Федерации – гарант |
Стр.5 |
Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы пенсионного обеспечения |
|
3.1 «Концепция реформы
системы пенсионного |
Стр.13 |
3.2 Федеральный закон «Об
индивидуальном |
Стр.17 |
Заключение |
Стр.20 |
Введение
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Российское общество
переживает нелегкий период политических,
экономических и социальных преобразований.
Это требует огромных усилий во всех
сферах общественной жизни, в частности,
в области правового
В своей курсовой
работе я попытаюсь раскрыть основные
аспекты правового
ГЛАВА 1.
Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.
Для лучшего понимания
проблем, существующих в системе
пенсионного обеспечения в
Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы.
На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.
Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации"
Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).
ГЛАВА 2
Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
Законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. Рассмотрим пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.
2.2 Конституция
РФ - гарант пенсионного
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как мы видим, Конституция
провозглашает основные принципы государственного
управления и государственной политики
Российской Федерации, в том числе
и в области социального
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.
Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений». На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.
Основополагающая
идея российского пенсионного закона
состояла в том, что бы в стране
укоренилась подлинная система
обязательного пенсионного
каждый гражданин,
работающий по найму (по трудовому договору),
подлежит обязательному социальному
пенсионному страхованию
все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.
В чем же заключается
экономическая и социальная сущность
обязательного социального
Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.
Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.
Отсюда следует
несколько выводов и
-пенсионеры из
числа застрахованных не
-пенсионные взносы
должны взиматься в размерах,
обеспечивающих возможность
-уровень пенсий
должен находиться в
-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;
-деятельность всей
системы обязательного
-государство призвано
гарантировать осуществление
Таковы общие
подходы к проблемам
В последнее время
особенно наглядно проявляются негативные
тенденции, практически подрывающие
сложившуюся страховую
-подчинение пенсионного фонда Правительству;
-использование средств Пенсионного фонда не по их прямому назначению, неопределенному законом;
-задержка платежа
в Пенсионный фонд, в частности
по государственному сектору
экономики или ввиду
-заведомая неполная
индексация пенсионных выплат
и замена полной индексации
пенсий низкими
Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.
Нужен эффективный постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся инфляции, который, во-первых, исключить снижение реальной ценности таких выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть минимальные размеры пенсии, приблизив их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить разумную, хотя бы минимальную на первом этапе, дифференциацию пенсии в зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые необходимо незамедлительно решить.
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения.