Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Содержание

Введение
Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации
Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения
Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы пенсионного обеспечения
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации»
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования»
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 47.56 Кб (Скачать документ)

Введение

Стр.2

   

Глава 1 Предпосылки к  реформированию пенсионной системы  в Российской Федерации

Стр.3

   

Глава  2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации

 

2.1 Виды законов

Стр.5

2.2 Конституция Российской  Федерации – гарант пенсионного  обеспечения населения

Стр.5

   

Глава 3 Новеллы в системе  законодательства базы пенсионного  обеспечения

 

3.1 «Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации» и  «Программа пенсионной реформы  в Российской Федерации»

Стр.13

3.2 Федеральный закон «Об  индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования»

Стр.17

   

Заключение

Стр.20


 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное обеспечение  населения Российской Федерации  является одной из наиболее  актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения  реформ, создания законодательства, отвечающего  новым социально экономическим  условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования  пенсионного обеспечения в своей  курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

Предпосылки к реформированию пенсионной системы  Российской Федерации.

Для лучшего понимания  проблем, существующих в системе  пенсионного обеспечения в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с системой социального  обеспечения в СССР. До начала 90-х  годов в СССР существовал единый фонд социального страхования, из которого выплачиваются пенсии, а так же пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от безработицы, а так же больничного страхования, поскольку государство обеспечивало лечение заболевших по бесплатной основе. Для финансирования фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливался государством и был дифференцирован по различным отраслям. В последние до перестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации  в Финансовом отношении претерпело три существенных изменения. Во-первых, Фонд социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионный фонд стали привлекать взносы  самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1% от заработанной платы).

Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой  и полное реформирование законодательной базы.

На данный момент нормативную основу пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  составляют следующие законы:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон  от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Закон Российской Федерации  « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах  Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.

Закон Российской Федерации  «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.

Федеральный закон  от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О системе  государственной службы Российской Федерации"

Положения указанных  законов конкретизированы в целом  ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Законодательная база пенсионного обеспечения в  Российской Федерации

2.1 Виды  законов

Законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

Так, во главе Российского  законодательства стоит Конституция  РФ, которая закрепляет основные права  и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится  так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической  силе стоят   Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. Рассмотрим пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.  

2.2 Конституция  РФ - гарант пенсионного обеспечения  населения.

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в  социальном секторе, указывает на уровень  развития общества и грамотность  проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает  Россию социальным государством со всеми  вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и развитие человека.

В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция  провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе  и в области социального обеспечения  населения.

Она устанавливает  основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции  РФ гласит:

Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях установленных  законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом.

Поощряется  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция  гарантирует социальную защиту граждан  Российской Федерации и провозглашает  основные направления государственной  внутренней политики касающейся пенсионного  обеспечения.

Термин «Социальное  обеспечение» понимается в Конституции  в широком смысле и включает в  себя социальное страхование, предусматривающее  предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так  же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных  средств. Социальное страхование, в  свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование  и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации  данных вопросов в Конституции имеются  ссылки на федеральные законы, о  которых пойдет речь в дальнейшем.

В основу современной  системы государственного пенсионного  обеспечения России положен так  называемый «договор поколений». На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.

Основополагающая  идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система  обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень  жизни людей, выбывающих из орбиты общественного  производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается  в следующем:

каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному  пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично  и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным  предприятием. Другими словами, это  система принудительная. Принуждение  осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;

все условия и  нормы уплаты соответствующих страховых  взносов, так же как условия и  нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению  президента и правительства.

В чем же заключается  экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?

Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может  определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему  выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку  такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость  рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и  на разных предприятиях, и, главное, в  солидарности поколений.

Отсюда следует  несколько выводов и принципиальных положений:

-пенсионеры из  числа застрахованных не иждивенцы  общества, а люди, заработавшие пенсию;

-пенсионные взносы  должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению  человека такую пенсию, которая  обеспечивает достойную его жизнь  в пенсионный период;

-уровень пенсий  должен находиться в неразрывной  связи со страховым стажем  и заработком, из расчета которого  уплачивались взносы;

-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

-деятельность всей  системы обязательного пенсионного  страхования должна находиться  под контролем и наблюдением  застрахованных и страхователей,  а так же парламента;

-государство призвано  гарантировать осуществление установленной  им системы обязательного пенсионного  страхования.

Таковы общие  подходы к проблемам пенсионного  обеспечения, на основе которых функционирует  общеобязательная страховая пенсионная система.

В последнее время  особенно наглядно проявляются негативные тенденции, практически подрывающие  сложившуюся страховую пенсионную систему:

-подчинение пенсионного  фонда Правительству;

-использование  средств Пенсионного фонда не  по их прямому назначению, неопределенному  законом;

-задержка платежа  в Пенсионный фонд, в частности  по государственному сектору  экономики или ввиду несвоевременной  оплаты государственного заказа  за счет бюджета;

-заведомая неполная  индексация пенсионных выплат  и замена полной индексации  пенсий низкими компенсационными  выплатами к ним и т.д.

Результат всего  этого-дальнейшее снижение уровня доходов  пенсионеров, нищенская пенсия у  большинства из них.

Нужен эффективный  постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся инфляции, который, во-первых, исключить  снижение реальной ценности таких выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть  минимальные размеры пенсии, приблизив  их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить разумную, хотя бы минимальную  на первом этапе, дифференциацию пенсии в зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые необходимо незамедлительно решить.

Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения. 

Информация о работе Пенсионный фонд