Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятие и сущности пересмотра решений, определений суда вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процессуальном праве.
Задачи работы
1. Понятие и сущность пересмотра решений, определений суда, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение общего понятия вновь открывшегося обстоятельства и его значение. 2. Порядок и особенности пересмотра решений суда вступивших в законную силу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА РЕШЕНИЙ СУДА,ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие и значение вновь открывшегося обстоятельства и предмет пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам…………………..…….5
1.2 Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к пересмотру…………………………………...13
1.3 Суды, рассматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке надзора…………………………………………..19
Глава II. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСМОТРА РЕШЕНИЙ СУДА,ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ.
2.1 Действия суда надзорной инстанции после получения надзорной жалобы или представления прокурора……………………………………….23
2.2 Процессуальный порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции и его полномочия………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……….43
Пересмотр постановлений
по вновь открывшимся
нецелесообразно передавать
дело в вышестоящий суд для
пересмотра. При этом вины суда в
вынесении ошибочного решения, как
правило, нет. Пересмотр же решений
и определений в порядке
Как уже отмечено, различен
и круг лиц, имеющих право на возбуждение
производства в надзорной инстанции
и по вновь открывшимся
Неодинаковы полномочия суда,
рассматривающего дело в порядке
надзора, и суда, рассматривающего дела
по вновь открывшимся
В отличие от пересмотра
постановлений в порядке
Итак, пересмотр судебных
постановлений по вновь открывшимся
обстоятельствам - самостоятельная
стадию процесса, направленную на проверку
законности и обоснованности вступивших
в законную силу судебных постановлений
с учетом вновь открывшихся
данной стадии гражданского процесса связана со специальными основаниями к отмене судебного постановления, которые сравнительно редко встречаются в судебной практике.1
Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, как правило, является решение суда первой инстанции и мирового судьи. Может быть пересмотрено также и определение об окончании процесса.
Все прочие определения суда
первой инстанции не служат предметом
пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам, поскольку закрепляемые
в них выводы суда не носят необратимого
характера и неокончательны, суд
вправе корректировать их в процессе
продолжающегося рассмотрения без
предварительной отмены определения.
В связи с этим представляется
сомнительным указание на возможность
пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам частных
Помимо этого, предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть не только вступившие в законную силу решения судов первой инстанции, но и определения и постановления кассационной или подзорной инстанций, которыми было изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение.
Однако и здесь имеются
в виду лишь такие акты, которыми
оканчивается судопроизводство, т.е. определения
или постановления об оставлении
заявления без рассмотрения, о
прекращении производства по делу,
об изменении обжалованного (опротестованного)
решения, а также новые решения
вышестоящих судов, выносимые по
существу спора, без передачи дела на
новое рассмотрение. Пересматривать
определение или постановление
о направлении дела на новое рассмотрение
нет никакого смысла, поскольку оно
не преграждает возможности
1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА; ОСНОВАНИЯ К ПЕРЕСМОТРУ.
Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке. Наконец, может возникнуть необходимость в пересмотре судебных постановлений, не подлежащих обжалованию (например, апелляционных решений, апелляционных и кассационных определений, а также определений надзорных судов). 2
В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или но вновь открывшимся обстоятельствам.
В ГПК 2002 г. институт надзорного пересмотра судебных постановлений подвергся наиболее существенным изменениям.3
На протяжении многих лет данная стадия процесса возбуждалась лишь на основании протестов уполномоченных должностных лиц суда и
прокуратуры. Стороны и
другие лица, участвующие в деле,
были лишены права обращения
Действующий ГПК не предусматривает права должностных лиц суда и прокуратуры приносить протесты на решения и определения, вступившие в законную силу. Вторая новелла заключается в том, что стороны и другие лица, участвующие в деле, наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступивших в законную силу. При этом в отличие от ГПК 1964 г. новый Кодекс детально регламентирует порядок рассмотрения надзорных жалоб для решения вопроса о возбуждении надзорного производства.5
Таким образом, сущность пересмотра
дел в порядке надзора
Следовательно, пересмотр дел в порядке надзора является исключительной стадией гражданского процесса. Ее исключительность предопределяется объектом пересмотра и порядком его проверки.
На данной стадии обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок. Кроме того, важнейшая задача института пересмотра в порядке надзора — направление судебной практики нижестоящих судов, обеспечение ее единообразия.
Субъектами права на обращение
в суд надзорной инстанции
являются лица, участвующие в деле,
т. е. истцы, ответчики, третьи лица, а
также заявители и
В отношении перечисленных субъектов имеется в виду юридическое участие в деле, т. е. привлечение, вступление в него, независимо от того, явились ли они в суд и участвовали ли фактически в судебном разбирательстве.
В ч. 1 ст. 376 ГПК предусмотрена
новая норма - о праве других лиц
(не участвовавших в деле) подать
надзорную жалобу, если их права
и законные интересы нарушены судебным
постановлением. В ГПК 1964 г. такой
нормы не было. В то же время в
нем предусматривалось как
1964 г.).7 Поэтому следует признать правильным наделение таких лиц правом обжалования судебного решения в порядке надзора. Из этого следует, что они должны быть наделены правом на подачу жалобы и в суд второй инстанции, учитывая, что судебное решение может затронуть права и интересы, например, потенциальных соистцов, соответчиков или третьих лиц.
Объектом права обжалования в порядке надзора согласно ч. 1 ст. 376 ГПК являются вступившие в законную силу судебные решения и определения, за исключением судебных определений Президиума Верховного Суда РФ.
Следовательно, объектом пересмотра в порядке надзора могут быть вступившие в законную силу решения и определения всех судов первой инстанции, а также определения, вынесенные в кассационном и надзорном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 376 ГПК жалоба в порядке надзора может быть подана в течение года со дня вступления в законную силу судебного постановления.
Но по одному и тому же делу может быть вынесено разновременно несколько постановлений. Так, решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке; на кассационное определение может быть подана надзорная жалоба последовательно в два или три надзорных суда. Возникает вопрос, как следует исчислять годичный срок подачи надзорной жалобы? В ГПК ответа на этот вопрос нет. Представляется, что
его можно решить по аналогии с ч. 3 ст. 292 АПК, согласно которой срок для подачи заявления о пересмотре в порядке надзора исчисляется со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу.8
В ст. 378 ГПК установлены требования к содержанию надзорной жалобы, представления. В них должны быть указаны сведения, необходимые для решения вопроса об истребовании дела.9
Жалоба, представление должны содержать наименования:
1) суда, в который адресуются;
2) лица, подающего жалобу
или представление, его место
жительства или место
3) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения.
Затем указываются:
4) суды, рассматривавшие дело по первой апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых решений;
5) решение, определение суда, которые обжалуются;
6) в чем заключается
допущенное судами
7) просьба лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы его нарушены судебным постановлением (ч. 3 ст. 378).10
Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано, какое решение было принято по ним (ч. 4 ст. 378).11