Подведение итогов выборов депутатов Государственной Думы и порядок распределения депутатских мандатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следеющие задачи:
Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательного органа.
Показать основные особенности и процедуры выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Рассмотреть порядок подведения итогов выборов депутатов Государственной Думы и порядок распределения депутатских мандатов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ГД.docx

— 53.14 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Конституция 1993г. провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Для реализации этих положений была коренным образом изменена система государственных органов и принципов их взаимодействия. Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента России о 11 октября 1993 г. N1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами России и основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Таким образом, стал функционировать первый в новой России институт осуществления власти народа через представителей.

Государственная Дума - нижняя палата парламента, выполняет функции народного представительства, являясь институтом представительной демократии. Осуществляя законотворческую деятельность, депутаты реализуют в законах тенденции общественного развития, условия осуществления и защиты прав граждан, условия для полноценного развития общества и личности, стабильного существования системы власти. Соответственно не может не представлять интерес то, каким образом происходит отбор представителей в Государственную Думу Российской Федерации, какими нормативно-правовыми актами он регулируется.

В работе исследуется порядок осуществления выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, основные процедуры и особенности, возникающие при проведении выборов, подведении их итогов и распределении депутатских мандатов.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие при проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации, их закрепление и нормативно-правовое регулирование.

Цель работы - рассмотреть  основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следеющие задачи:

  1. Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
  2. Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательного органа.
  3. Показать основные особенности и процедуры выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
  4. Рассмотреть порядок подведения итогов выборов депутатов Государственной Думы и порядок распределения депутатских мандатов.

Данная работа структурно состоит из введения, двух глав (в  каждой по два параграфа), заключения. Также приведен список используемой литературы и имеются приложения.

 

 

Глава 1. Государственная  Дума Российской федерации: положение  в системе органов государственной  власти и правовое регулирование

1.1. Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации

Теория государства и  права определяет статус субъекта права  как совокупности прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Однако, говоря о статусе того или иного  органа в первую очередь необходимо сказать о его месте в системе  органов государственной власти, его компетенции, составе и взаимоотношении  с другими органами государственной  власти.

Согласно Конституции  Российской Федерации Федеральное  Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным  органом Российской Федерации и  состоит из двух палат: Совета Федерации  и Государственной Думы. Таким  образом, Государственная Дума является нижней палатой парламента, являясь  представительным и законодательным  органом, наряду с Советом Федерации1.

Принципы организации. Важнейшим элементом организации любого органа как системы, является принцип. Принцип - основополагающая идея, фундаментальное начало, определяющее направление деятельности и состояние любой системы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов2. Решения вопросов принимаются простым числом голосов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых  ограничена определенным сроком или  конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты. Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом государственной думы и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной  Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. В Госдуме пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (315 чел.), КПРФ (57 чел.), ЛДПР (40 чел.), «Справедливая Россия» (38 чел.)3.

Компетенция. Конституция подробно определяет компетенцию Государственной Думы Российской Федерации. К ее ведению относятся4:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о  доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

Таким образом, Государственная  Дума Российской Федерации является нижней палатой парламента Российской Федерации - Федерального собрания, выполняет  законодательные и представительные функции.

1.2. Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу

Как и любые правовые отношения, отношения по выбору представителей в Государственную Думу Российской Федерации закрепляются в соответствующих  источниках права - нормативно-правовых актах. Для достижения цели работы необходимо выделить круг таких нормативно-правовых актов.

Фундаментальные основы и  принципы выборов в Государственную  Думу заложены прежде всего в Конституции  Российской Федерации, как исходном пункте законодательства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Именно в целях достижения предписаний и принципов Конституции  строится остальное законодательство. Статья 3 говорит о том, что высшим выражением воли народа являются референдум и свободные выборы. Таким образом, Конституция закрепляет один из важнейших  постулатов демократического государства - свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Глава 5 Конституции «Федеральное Собрание»не определяет порядок  выборов народных представителей, говоря о том, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов  депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Прежде всего, необходимо назвать Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"5, которым определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Однако подробно процедуру выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации определяет другой закон: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"6 Общие положения гласят: «Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Депутаты Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной  Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Кроме принципов данным нормативно-правовым актом подробно регламентируется и  весь процесс выборов, начиная от назначения выборов и заканчивая подведением их итогов.

Также можно выделить и  указы Президента Российской Федерации, которые являются юридическими фактами  избирательного процесса в Государственную  Думу, соответствующим пусковым механизмом в системе выборов. Назначая выборы, Президент своим указом создает  правовые последствия для действий других органов и должностных лиц системы выборов. В качестве примера можно привести УКАЗ Президента РФ от 29.08.2011 N 1124 "О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СОЗЫВА"7.

Информация о работе Подведение итогов выборов депутатов Государственной Думы и порядок распределения депутатских мандатов