Политические права и свободы граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Содержание

1. Вступление---------------------------------------------------------------------3

2.Основные права и свободы--------------------------------------------------3
3.Класификация прав и свобод личности-----------------------------------4
4.Конституционные права и свободы человека и гражданина----------5
5.Основные политические права и свободы--------------------------------8
Часть первая
6.Право граждан на участие в управлении делами государства--------10
7.Право граждан бфть избранными в органы государственной власти
и местного самоуправления---------------------------------------------------12
8.Право граждан на равный доступ к государственной службе--------14
9.Право граждан в отправлении правосудия-------------------------------15
10.Право граждан на еоллективное обращение в государственные
органы и местного самоуправления-----------------------------------------15
Часть вторая
11.Право граждан на свободу мысли и слова-------------------------------18
12.Право граждан на свободу печати и информации----------------------18
13.Право граждан на объединение--------------------------------------------21
14.Право граждан на собрания-------------------------------------------------24

15.Вывод---------------------------------------------------------------------------26

16.Список литературы-----------------------------------------------------------27

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких баллотирующихся кандидатур,

Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.

Важным правом,имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

 

 

7. Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления

 

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством ,либо позднее и с наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осущевления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший врозрасной ценз, который составляет в Росии всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какиими другим ограничениями.

 

Избирательное право подразделяется  на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера  того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым,  при тайном голосовании.

 

7а. Не имеют права избирать и быть избранными граждане,признанные судом недееспособными,а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (ст.32 п.3Конституции РФ).

 

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, эжто касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданске обязанности (за нимм в судебном порядке признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качесве субъекта правовых отношений).

“Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы  по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.” (ст.32 п.3Конституции РФ).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, сдержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановлене (решение) суда, которое уже всупило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлени, которое влечект за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является акотм произвола.

 

 

 

 

 

 

 

8. Право граждан на равный доступ к государственной службе.

 

  Ст.32 п.4Конституции РФ устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”.

Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответсвии с нормами межлдународного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвие дискриминации по каки - либо признакам. ст.ст. 26 ч.1, 19 ч.2, 28.

Право поступления на государственную службу имеют граждан Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается  установление  при  приеме  на  государственную службу каких  бы то  ни было  прямых или  косвенных ограничений  в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям.

Но следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, теститрования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса (пункт 22), Прием  на государственную  службу осуществляется в порядке назначения или  конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации,а так же регулярные аттестации государственных служащих. (пункт 30).

Государственный   служащий,  занимающий   государственную должность, подлежит аттестации не  чаще одного  раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия  формируется руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия  проведения аттестации  государственных служащих устанавливаются актами законодательства   Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

9. Право участие граждан в отправлении правосудия

 

Статья 32 п.5 Конституции РФ заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Право участвовать в осуществлении правосудия является  новой для российской Конституции нормой.

Участие граждан Росии в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осущетсвляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлени правосудия.

Суд присяжных заседателей образутся при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи ии 12 присяжных заседатлей; в его работе обязательно учавствуют государственный обвнитель и защитник. (Комментарии к Конституцииии РФ.)

 

 

10. Право граждан на коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

 

Статья 33 п.1 Конституции РФ Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни,а также является важным средством защты прав  свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г.

В настоящее время существует Закон от 27 апреля 1993г. "Об обжаловани в суд дейсвий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Закон определяет многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений.В частности определены: пределы действия настоящего Закона, определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, закреплено право обрашения военнослужащх на действия своего начальства.

Подача обращений в государственные органы и органы местного самоуправления,подразумевает под собой понятия жалоба,предложение и заявление.

Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложениие", "заявление". Однако многолетняя судебная правктика выработала свои критерии их разграничения.

Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.

Заявление - обращение гражданина в государственные органы, орагны местного самоуправления, общественные орагнизации с просьбой о реализаци принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).

Жалоба - обращение гражданина в государственные орагны либо органы месного самоуправления  с требованием о восстановлении права или законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии Конституции РФ.

Рассмотрим право на петиции. Это право на участие  не лучшим образом урегулировано действующим за конодательством . Достаточно отметить, что Конституция РФ даже не употребляет термин "петиции", заменяя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным лицам"(ст.33). Что же касается текущего законодательства, то здесь до сих пор действует акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4марта 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан ".При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиальных положений он не содержит.

Право на обращениее закреплено не только за гражданами, но и за общественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности  и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.

Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц) осуществлять обращения  в письменной и устной форме, а за соответсвующими лицами закреплена обязанность  эти обращеня принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.

В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем ораганам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные  действия должностных лиц и органов государтства, существует судебный порядок обжалованя таких действий. В часности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обрашения в судебные органы на незаконные действия.

Информация о работе Политические права и свободы граждан