Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
1. Вступление---------------------------------------------------------------------3
2.Основные права и свободы--------------------------------------------------3
3.Класификация прав и свобод личности-----------------------------------4
4.Конституционные права и свободы человека и гражданина----------5
5.Основные политические права и свободы--------------------------------8
Часть первая
6.Право граждан на участие в управлении делами государства--------10
7.Право граждан бфть избранными в органы государственной власти
и местного самоуправления---------------------------------------------------12
8.Право граждан на равный доступ к государственной службе--------14
9.Право граждан в отправлении правосудия-------------------------------15
10.Право граждан на еоллективное обращение в государственные
органы и местного самоуправления-----------------------------------------15
Часть вторая
11.Право граждан на свободу мысли и слова-------------------------------18
12.Право граждан на свободу печати и информации----------------------18
13.Право граждан на объединение--------------------------------------------21
14.Право граждан на собрания-------------------------------------------------24
15.Вывод---------------------------------------------------------------------------26
16.Список литературы-----------------------------------------------------------27
В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:
"Это добровольноное, некоммерческое формрование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реалзации общих целей, указанных в уставе общественног объединения".
Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерации являются как физические так и юридескиие лица. Прчем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности гласности.
Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан.Но в Конституции РФ нет даже слов”политические партии”,и весь этот важный вопрос укладываеться в право на объединение.В Государственной Думе не раз обсуждался проект федерального закона о политических партиях,который бы детально отрегулировал вопросы создания и деятельности партий,но такой закон пока не принят. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях,вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.
Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.
Рассмотрим теперь механизм создания, органзации и деятельности общественного объеднения, но для начала рассмотрм их виды. Закон предусматрвает 5 различных форм орагнизационно правовой формы их функцонирования.
Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение - массовое общественное объединение, преслудующее социальные, политические и иные общественно пролезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом посуплений и использование его на общественно-полезные цели.
Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих интеерсам участников.
Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месу жительства, работы или учебы.
(Федеарльный Закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г.)
Общественные объединения также различаются по террриториальной сфере деятельности. В частности они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными.
В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения.Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. местное же осуществяляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправленя.
Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и и детских общественных объединий могут состоять лица следующего возрастного кретерия: 14 лет (молодежные общественные объединеия), 10 лет (детские общественые объединения).
В соотвествии с полическими целями, обществнные объединия оказывают большое влияние и им предоставлена свобода дейсвтвий в политической жизни общества. В часности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демострации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о порядке организации митингов, шествий и пекитировании", а так же законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, учавствовать в выработке решений органов государтвенной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных ораганах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие ощественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соотвествующие указания в уставах об участии в выборах.
Международно правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соотвсетвии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции Росийской Федерации).
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см.ч.3 ст.62 Конституции РФ), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.
Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ).
В Российсеой Федерации это право принадлежит только ее гражданам,хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такового ограничения(“признается право на мирные собрания” – ст.21).Конституция РФ(ст.31)закрепляет право: собираться мирно без оружия,проводиьт собрания,митинги и демонстрации,шествия и пекетиррования.
Целью таких действий граждан являеться обсуждение проблем,предоставляющие общие интересы,стремление зделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общества.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граж дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к обьективно-реалистическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный порядок реализации этой субьективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов. 25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не противоречащей указанной Декларации. Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;
демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ;
шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту ;
пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран спорантов и иных средств наглядной агитации.
Государство гарантируетправо нп проведение публичных мероприятий.Государственные и общественные организации,должностные лица не вправе припятствовать этому.Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях.Любые неправомерные действия органов государственной власти,органов местного самоуправления и должностных лиц,ущемляющие право на публичные мероприятия,могут быть обжалованы в суд.
15. Вывод
Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.
16. Список используемой литературы:
2.Конституция Российской Федерации. Комментарий., Издат."Юридич. литература" Москва,1994.
3. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996.
4.М.В.Баглай“Конституционное право Российской Федерации” Издат. НОРМА, Москва,2001.
5.Е.И.Козлова,О.Е.Кутафин"
6.Федеаральный Закон "Об общественных объединениях" от 14.04.95.
7.Федеральный Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93
3