Политические права и свободы граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Содержание

1. Вступление---------------------------------------------------------------------3

2.Основные права и свободы--------------------------------------------------3
3.Класификация прав и свобод личности-----------------------------------4
4.Конституционные права и свободы человека и гражданина----------5
5.Основные политические права и свободы--------------------------------8
Часть первая
6.Право граждан на участие в управлении делами государства--------10
7.Право граждан бфть избранными в органы государственной власти
и местного самоуправления---------------------------------------------------12
8.Право граждан на равный доступ к государственной службе--------14
9.Право граждан в отправлении правосудия-------------------------------15
10.Право граждан на еоллективное обращение в государственные
органы и местного самоуправления-----------------------------------------15
Часть вторая
11.Право граждан на свободу мысли и слова-------------------------------18
12.Право граждан на свободу печати и информации----------------------18
13.Право граждан на объединение--------------------------------------------21
14.Право граждан на собрания-------------------------------------------------24

15.Вывод---------------------------------------------------------------------------26

16.Список литературы-----------------------------------------------------------27

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения:

"Это добровольноное, некоммерческое формрование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реалзации общих целей, указанных в уставе общественног объединения".

Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерации являются как физические так и юридескиие лица. Прчем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности  гласности.

Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан.Но в Конституции РФ нет даже слов”политические партии”,и весь этот важный вопрос укладываеться в право на объединение.В Государственной Думе не раз обсуждался проект федерального закона о политических партиях,который бы детально отрегулировал вопросы создания и деятельности партий,но такой закон пока не принят. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях,вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.

Главной  из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Рассмотрим теперь механизм создания, органзации и деятельности общественного объеднения, но для начала рассмотрм их виды. Закон предусматрвает 5 различных форм орагнизационно  правовой формы их функцонирования.

              Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.

              Общественное движение - массовое общественное объединение, преслудующее социальные, политические и иные общественно пролезные цели, поддерживаемые его участниками.

              Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом посуплений и использование его на общественно-полезные цели.

              Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих интеерсам участников.

              Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месу жительства, работы или учебы.

(Федеарльный Закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г.)

Общественные объединения также различаются по террриториальной сфере деятельности. В частности они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными.

В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения.Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. местное же осуществяляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправленя.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и и детских общественных объединий могут состоять лица следующего возрастного кретерия: 14 лет (молодежные общественные объединеия), 10 лет (детские общественые объединения).

В соотвествии с полическими целями, обществнные объединия оказывают большое влияние и им предоставлена свобода дейсвтвий в политической жизни общества. В часности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демострации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о порядке организации митингов, шествий и пекитировании", а так же законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, учавствовать в выработке решений органов государтвенной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных ораганах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие ощественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соотвествующие указания в уставах об участии в выборах.

Международно правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соотвсетвии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции Росийской Федерации).

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см.ч.3 ст.62 Конституции РФ), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.

 

 

14. Право граждан на собрание 

 

Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ).

В Российсеой Федерации это право принадлежит только ее гражданам,хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такового ограничения(“признается право на мирные собрания” – ст.21).Конституция РФ(ст.31)закрепляет право: собираться мирно без оружия,проводиьт собрания,митинги и демонстрации,шествия и пекетиррования.

Целью таких действий граждан являеться обсуждение проблем,предоставляющие общие интересы,стремление зделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общества.

Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граж дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев) Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к обьективно-реалистическому.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный порядок реализации этой субьективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов. 25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не противоречащей указанной Декларации. Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

       собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

       митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;                  

        демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ;

         шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту ;

        пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран спорантов и иных средств наглядной агитации.

Государство гарантируетправо нп проведение публичных мероприятий.Государственные и общественные организации,должностные лица не вправе припятствовать этому.Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях.Любые неправомерные действия органов государственной власти,органов местного самоуправления и должностных лиц,ущемляющие право на публичные мероприятия,могут быть обжалованы в суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Вывод

 

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

 

 

 

16. Список используемой литературы:

 

1.Конституция Российской Федерации. Издат. ЛИТЕРА,С-Петербург,2001.

 

2.Конституция Российской Федерации. Комментарий., Издат."Юридич. литература" Москва,1994.

 

3. Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996.

 

4.М.В.Баглай“Конституционное право Российской Федерации” Издат. НОРМА, Москва,2001.

 

 

5.Е.И.Козлова,О.Е.Кутафин"КонституционноеправоРоссии",Издат."Юристъ" Москва,1995.

 

6.Федеаральный Закон "Об общественных объединениях" от 14.04.95.

 

7.Федеральный Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93

3

 

 



Информация о работе Политические права и свободы граждан