Получение статуса адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание

Главной целью контрольной работы является рассмотрение порядка и оснований приобретения правового статуса адвоката. Главная цель определяет ее задачи:
1. Определение понятия «правового статуса адвоката»;
2. Рассмотрение оснований приобретения правового статуса адвоката;
3. Анализ вопроса о позиции действующего российского законодательства в отношении приобретения гражданами РФ и иностранными гражданами правового статуса адвоката.

Содержание

Введение

1. Понятие правового статуса адвоката

2. Получение статуса адвоката
2.1. Требования к претендентам на получение статуса адвоката
2.2. Лица, не имеющие право претендовать на статус адвоката
2.3. Стаж работы для получения статуса адвоката
2.4. Требования к иностранным лицам и лицам без гражданства
2.5. Квалификационная комиссия и квалификационный экзамен
2.6. Присвоение статуса адвоката
2.7. Присяга
2.8. Реестр адвокатов

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Адвокатская деятельностьКР.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)


2

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Специальность: Юриспруденция — 030501.65

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Адвокатская деятельность»

Тема: «Получение статуса адвоката»

 

 

              Студент: 

Зачетная книжка студента ______

Тел. студента ___________________________

"_12_" мая__ 2010 года

 

 

Преподаватель:

               

                           

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1.              Понятие правового статуса адвоката

 

2.              Получение статуса адвоката

2.1.              Требования к претендентам на получение статуса адвоката

2.2.              Лица, не имеющие право претендовать на статус адвоката

2.3.              Стаж работы для получения статуса адвоката

2.4.              Требования к иностранным лицам и лицам без гражданства

2.5.              Квалификационная комиссия и квалификационный экзамен

2.6.              Присвоение статуса адвоката

2.7.              Присяга

2.8.              Реестр адвокатов

 

Заключение

 

Библиография

Введение

Обеспечение охраны прав и законных интересов субъектов правовых отношений – важнейшая задача правового государства, определяющая развитие законодательства и правоприменительную практику, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, негосударственных структур.

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государственных учреждений, граждан России должны господствовать принципы права, законности, а не мотивы политической, коммерческой или другой какой-либо целесообразности.

Важнейшая роль в обеспечении законности в государстве принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение – защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Вместе с тем адвокатура как институт гражданского общества и органическая часть правоохранительной системы не может не зависеть от социальных, экономических и политических процессов, происходящих в государстве. Эффективность деятельности адвокатуры во многом зависит от ее правового обеспечения.

Главной целью контрольной работы является рассмотрение порядка и оснований приобретения правового статуса адвоката. Главная цель определяет ее задачи:

1.      Определение понятия «правового статуса адвоката»;

2.      Рассмотрение оснований приобретения правового статуса адвоката;

3.      Анализ вопроса о позиции действующего российского законодательства в отношении приобретения гражданами РФ и иностранными гражданами правового статуса адвоката.

Существование свободной и независимой профессии адвоката является одной из наиболее важных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

1.      Понятие правового статуса адвоката

 

Термин «статус» применяют для характеристики того или иного субъекта правоотношений. Обычно в юридической литературе речь идет о статусе какого-либо государственного органа, части государства (республики, области, края), предприятия, учреждения, организации, должностного лица, гражданина, иностранца, лица без гражданства. Этот термин применим как к юридическим, так и физическим лицам.

Этимологически слово статус (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения и т.п.[1]. Под социальным статусом понимается разновидность универсальной технологии политического регулирования социального пространства, которая выражается характерными признаками данной общественной системы (экономическими, профессионально-квалификационными, социально-экономическими и др.). В зависимости от того, находит ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное положение, пол, раса) или благодаря собственным усилиям (образование, профессия), различают соответственно социальный статус «предложенный» и «достигнутый».

Юридические науки оперируют понятием «общий правовой статус», включающий в себя нормы всех отраслей права, которые определяют правовое положение субъекта, однако основу, фундамент правового положения закладывают нормы Конституции и конституционно-правовых актов[2].

Адвокатура в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» организована и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Они отражают объективные закономерности развития общества, государства и их институтов, определенных общественных отношений, и поэтому по своей философской и социальной природе принципы являются категорией объективной. Одновременно принципы выступают и действуют в форме волевого акта государства, продукта творчества законодателя, в связи, с чем по своей форме категория принципов является также и субъективной.

Правовая идея, наиболее общее положение могут считаться принципом только в том случае, если они закреплены (сформулированы) в правовой норме. В связи, с чем правовой характер, нормативность являются обязательным свойством принципа[3].

Принципы, на основе которых российская адвокатура осуществляет свою деятельность, представляют единую систему, и, являясь частью этой системы, каждый принцип характеризует определенную сторону организации и деятельности адвокатуры, но, только находясь в единстве и во взаимосвязи, они позволяют уяснить сущность института адвокатуры в целом. В силу многозначности связей нарушение хотя бы одного принципа неминуемо влечет нарушение других принципов, вызывает серьезное осложнение, а порой и невозможность успешного решения стоящих перед адвокатурой задач.

Рассматривая адвокатуру не только как институт, в рамках которого оказывается правовая помощь гражданам и юридическим лицам, но и как многогранное правовое и общественное явление, находящееся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимовлияния со всеми иными политическими, экономическими, правовыми, социальными и культурными факторами, следует отметить, что, выполняя возложенную на нее правозащитную функцию, адвокатура играет все более важную роль в обеспечении права на юридическую помощь.

Адвокаты выступают активными участниками конституционного судопроизводства, упрочивают свои позиции в уголовном и гражданском процессе. Профессиональное судебное представительство направлено не только на удовлетворение интереса частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан, что не может не быть принципиально важным для государства и общества в целом.

В деятельности адвокатуры сочетаются частный интерес конкретного лица, защиту прав которого осуществляет адвокат, и публичный интерес общества, направленный на соблюдение законности, прав и свобод населения. Гражданское общество в лице адвокатуры способно наиболее эффективно контролировать соблюдение государством прав конкретного гражданина и юридических лиц.

Таким образом, правовой статус адвокатуры характеризуется определяемым нормами права ее положением в системе институтов гражданского общества. Отсюда следует, что к элементам правового статуса адвокатуры можно отнести только те нормативные характеристики, которые непосредственно определяют ее место и роль среди институтов гражданского общества. К таковым, без сомнения, относятся основные направления деятельности. В то же время может сложиться мнение, что поскольку основные направления деятельности адвокатуры предопределены задачами, стоящими перед адвокатурой, а задачи в свою очередь определяются целями, то и они должны быть включены в перечень элементов правового статуса адвокатуры. Однако и цели, и задачи как государственных органов, так и иных институтов гражданского общества не являются юридическими явлениями. Они объективны, обусловлены закономерностями развития государства и общества, но к тому же они крайне фрагментарно, в основном через полномочия, закреплены в нормативных правовых актах. Поэтому, учитывая, что правовой статус - это нормативная категория, состоящая только из правовых элементов, цели и задачи, несмотря на то, что они во многом определяют направления деятельности адвокатуры, остаются за рамками ее правового статуса.

Принципы организации и деятельности адвокатуры реализуются через основные направления адвокатской деятельности, определенные в законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре, которые в свою очередь способствуют реализации основной функции адвокатуры - контроля за соблюдением государством правовых норм, признанием и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правовой статус адвокатуры Российской Федерации можно определить как ее правовое положение в системе институтов современного гражданского общества, органов государственной власти и местного самоуправления, определяемое принципами организации и деятельности адвокатуры и реализуемое в основных направлениях ее деятельности, закрепленных в законодательстве Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре[4].

Для определения правового статуса адвоката следует выявить все составляющие его элементы. Это необходимо для того, чтобы иметь ясное представление о степени возможного влияния адвоката на те или иные процессы в обществе и государстве. Необходимо отметить, что в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в гл. 3 «Статус адвоката» в ряде статей нашли свое закрепление элементы статуса адвоката: ст. 9 «Приобретение статуса адвоката», ст. 12 «Присвоение статуса адвоката», ст. 17 «Прекращение статуса адвоката».

Статус адвоката включает в себя следующие элементы:

1. Порядок и основания приобретения статуса адвоката.

2. Права и обязанности адвоката.

3. Порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката.

4. Гарантии независимости адвоката.

5. Ответственность адвоката[5].

Полномочия можно считать одним из элементов правового статуса адвоката. Подтверждением этого является то, что в Федеральном законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации в ст. 6 «Полномочия адвоката», в п. 3 которой – «Адвокат вправе...» и в п. 4 – «Адвокат не вправе...» в значительной степени определены возможности и пределы (ограничения) прав и обязанностей российского адвоката на современном этапе. Однако при такой постановке вопроса главу 2 Закона «Права и обязанности адвоката», включающую в себя ст. 6 «Полномочия адвоката», ст. 7 «Обязанности адвоката» и ст. 8 «Адвокатская тайна», как нам представляется, следовало бы озаглавить «Полномочия адвоката», в которой были бы самостоятельные статьи, посвященные правам, обязанностям адвоката и способам их реализации.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит нормы, которые могут быть отнесены к институту неприкосновенности адвоката (ст. 8 «Адвокатская тайна» и ст. 18 «Гарантии независимости адвоката»). В статье 8 названного Закона указывается, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Кроме того, в этой же статье содержатся нормы, касающиеся проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, а также использования полученных в ходе этих мероприятий и действий сведений, предметов и документов в качестве доказательств.

Статья 18 определяет, что адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Эти ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем. Кроме того, указано, что истребование от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается. Часть 4 ст. 18 содержит положение о том, что адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Что же касается уголовного преследования, то в ч. 5 ст. 18 сделана ссылка на гарантии адвокату, установленные уголовно-процессуальным законодательством.

С вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты обрели долгожданные гарантии независимости (ст. 18). Комментаторы Закона об адвокатуре выделяют три вида гарантий независимости адвоката: профессиональные (связанные с адвокатской деятельностью), процессуальные (связанные с уголовным преследованием адвоката) и гарантии личной безопасности[6].

Не вызывает сомнения необходимость гарантий, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, таких, как запрет на воспрепятствование адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством, либо вмешательство в нее (ч. 1 ст. 18); запрет на привлечение адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если судом не установлена виновность адвоката в преступном действии или бездействии (ч. 2 ст. 18); запрет на истребование сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам (ч. 3 ст. 18). Также необходимой представляется гарантия государственной защиты адвоката, членов его семьи и их имущества (ч. 4 ст. 18), поскольку велика вероятность оказания давления на адвоката представителями преступного сообщества. Однако данная норма закона носит декларативный характер, поскольку не раскрывает ни возможных мер безопасности, ни порядка их применения, возлагая обязанность по принятию таких мер на органы внутренних дел.

Этот Закон (ст. 3) устанавливает следующие виды государственной защиты:

      применение уполномоченными на то государственными органами (далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

      применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

Информация о работе Получение статуса адвоката