Понятие авторского договора и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.
Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;
2) всестороннее исследование источников авторского права;
3) анализ основополагающих элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение сфер действия авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6
Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования…………..26
2.2. Источники авторского права……………………………………………….28
2.3. Особенности элементов авторского права………………………………...34
2.4. Сфера действия авторских и смежных прав………………………………62
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69
3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69
3.2. Право авторства и право на имя……………………………………………81
3.3. Право на неприкосновенность произведения……………………………..87
3.4. Право на обнародование произведения. Другие авторские права……….89
3.5. Свободное использование произведений………………………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!!.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

- авторские  и смежные права по своей природе являются абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам;

- субъектами  авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору;

- объектами  авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения;

- не являются  объектами авторских прав официальные  документы государственных органов  и органов местного самоуправления  муниципальных образований; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.);

- в настоящее  время права на результаты  интеллектуальной деятельности  регламентирует часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие;

- по правоотношениям,  возникшим до введения в действие  части четвертой ГК РФ, она  применяется к тем правам и  обязанностям, которые возникли после введения ее в действие;

- права на  результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения  в действие части четвертой  ГК РФ, продолжают охраняться  в соответствии с правилами  части четвертой ГК РФ.

 

 

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ

 

Ранее действовавшее  законодательство (ст. ст. 15 - 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на личные неимущественные права  и имущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания.

По действующему ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Авторские права  включают в себя:

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные  права, к которым относятся:

- право авторства;

- право автора  на имя;

- право на  неприкосновенность произведения;

- право на  обнародование произведения;

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

 

3.1. Исключительное право на произведение

Рассмотрение  исключительного права на произведение целесообразно начать с исследования его правовой природы.

Данный вопрос в науке гражданского права является дискуссионным. Так, А.П. Сергеев указывает  на исключительные права как личного, так и имущественного характера40. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права41. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные".

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию "исключительное право" в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст. 128 и 138 ГК РФ).

Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что  категория "интеллектуальной собственности" характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. "Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот "интеллектуальной собственности") и иные (например, известное "право следования", имеющее как личные, так и имущественные элементы)"42.

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному  правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Использованием  произведения, в частности, считается:

- воспроизведение  произведения, то есть изготовление  одного и более экземпляра  произведения или его части  в любой материальной форме,  в том числе в форме звуко-  или видеозаписи, изготовление  в трех измерениях одного и  более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

- распространение  произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

- публичный  показ произведения, то есть любая  демонстрация оригинала или экземпляра  произведения непосредственно либо  на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра  или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

- импорт оригинала  или экземпляров произведения  в целях распространения;

- прокат оригинала  или экземпляра произведения. Проиллюстрировать  применение данного положения  на практике можно следующим  примером.

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному  правообладателю принадлежит исключительное право на использование произведения, включающее право на публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (подп. 6 п. 2).

Практически аналогичные  правила содержались и в действовавшем  до 1 января 2008 года Законе РФ от 9 июля 1993 года "Об авторском праве и  смежных правах", где указывалось, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения, в частности право осуществлять или разрешать публичное исполнение произведения (ст. 16). Причем названный Закон считал исполнение публичным, если оно происходит в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (ст. 4).

Поскольку ныне действующие нормы о публичном  исполнении произведений практически не отличаются от действовавших ранее, и после 1 января 2008 года сохраняет свое значение судебная практика, основывающаяся на прежнем законодательстве.

В связи с  этим большой интерес представляет Определение Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда РФ N 42-В07-4 (п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года)43.

"Публичная  трансляция передач радиостанции "Европа плюс" в качестве  фонового озвучивания помещения  ресторана без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения является неправомерной.

Общественная  организация "Российское авторское  общество" в интересах группы авторов - членов РАО обратилась в  суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав, сославшись на следующее. 17 октября 2004 г. в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляет предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга населения, были публично исполнены музыкальные произведения, состоящие в программных блоках радио "Европа плюс", без надлежащего оформления соглашения с авторами используемых произведений, чем нарушены их исключительные имущественные права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г., оставленным без изменения последующими судебными инстанциями, в удовлетворении исковых требований РАО отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение городского суда, определение  судебной коллегии по гражданским делам  верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики отменила, направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав на допущенные судами существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд  пришел к выводу о том, что К. не осуществлялось незаконное публичное  исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана лишь была предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции "Европа плюс".

С таким выводом  согласились суды кассационной и  надзорной инстанций.

Между тем согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных  правах" публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Таким образом, в силу Закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым является и ресторан.

Установлено, что  трансляция передач радиостанции "Европа плюс" осуществлялась в помещении ресторана с использованием технических средств (музыкального центра) и не для личного, а для коллективного прослушивания.

Суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное  использование К. музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией "Европа плюс", без заключения соответствующих договоров с авторами этих музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с РАО в силу закона является неправомерным".

По сути дела, в этом Определении нет ничего неожиданного и необычного. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на следующее. Во-первых, трансляция в помещении ресторана с помощью музыкального центра радиопередачи, включающей музыкальные произведения, является публичным исполнением этих произведений. Во-вторых, осуществляет это публичное исполнение произведений ресторан как юридическое лицо или гражданин-предприниматель, являющийся владельцем этого ресторана. В-третьих, лицо, осуществляющее такое использование произведений, обязано получить на это согласие от авторов исполняемых произведений либо путем заключения соответствующих договоров с ними непосредственно, либо путем заключения лицензионного договора с организацией по управлению правами на коллективной основе (ст. 1243 ГК РФ, а до 1 января 2008 года - ст. 45 Закона об авторском праве).

Поскольку заключение договоров с отдельными авторами таких произведений практически  неосуществимо, следует полагать, что  все рестораны, в которых транслируются  радиопередачи (а также кафе и  т.п. учреждения), в ближайшее время обязаны будут в массовом порядке заключать лицензионные договоры с организациями, осуществляющими коллективное управление правами, и будут периодически выплачивать этим организациям лицензионные отчисления. После удержания из этих сумм комиссионных отчислений посредникам, а также государственных налогов остающиеся деньги должны распределяться между авторами и выплачиваться им.

Поскольку указанные  суммы отчислений не будут включаться отдельной строкой в счет посетителя ресторана (кафе), он будет полагать, что музыка для него звучала бесплатно.

Очевидно, что  система указанных лицензионных отчислений будет распространяться не только на рестораны и кафе, но и на другие учреждения, где звучит музыка из радиоприемников или из телевизоров (холлы гостиниц и т.п.).

Информация о работе Понятие авторского договора и его виды