Министерство
Образования и Науки
ФГОУ
СПО Воронежский Государственный
Промышленно – Гуманитарный Колледж
Курсовая
работа
по финансовому
праву на тему:
«Понятие
государственного (муниципального) кредита»
Выполнила:
студентка
группы ПР – 291
Пузракова
Яна Владимировна
Проверила:
преподаватель
Клешнева
Ольга
Воронеж
2011
Государственный
заказ (сокращенно госзаказ) — заказ
на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных (муниципальных) бюджетов
и внебюджетных источников финансирования.
Государственный
заказ обеспечивает:
—
потребности Российской Федерации,
государственных заказчиков в товарах,
работах, услугах, необходимых для осуществления
функций и полномочий Российской Федерации,
государственных заказчиков (в том числе
для реализации федеральных целевых программ),
для исполнения международных обязательств
Российской Федерации, в том числе для
реализации межгосударственных целевых
программ, в которых участвует Российская
Федерация;
—
потребности субъектов Российской
Федерации, государственных заказчиков
в товарах, работах, услугах, необходимых
для осуществления функций и
полномочий субъектов Российской Федерации,
государственных заказчиков, в том числе
для реализации региональных целевых
программ;
—
потребности муниципальных образований,
муниципальных заказчиков в товарах,
работах, услугах, необходимых для
решения вопросов местного значения
и осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и (или) законами субъектов Российской
Федерации, функций и полномочий муниципальных
заказчиков.
Участником
размещения государственного заказа может
быть любое юридическое лицо независимо
от организационно-правовой формы, формы
собственности, места нахождения и места
происхождения капитала или любое физическое
лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
Государственный
заказ в Российской Федерации
Государственный
заказ в Российской Федерации регулируется
в соответствии с Федеральным законом
от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд», который постоянно
корректируется (на сегодня действует
25 федеральных законов, вносящих поправки
в 94-ФЗ).
Виды
процедур размещения заказа
В
соответствии с российским законодательством
государственный заказ может
быть размещён следующими способами:
Открытый
конкурс
Открытый
аукцион в электронной форме
Запрос
котировок
Запрос
котировок в целях оказания гуманитарной
помощи либо ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера
Размещение
заказа у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика)
Закрытый
конкурс
Закрытый
аукцион
Регулирование
Уполномоченным
органом по нормативно-правовому
регулированию государственного заказа
в Российской Федерации является
Министерство Экономического Развития
Российской Федерации
Уполномоченными
на осуществление контроля в сфере
размещения заказов являются Федеральная
Антимонопольная Служба и Федеральная
служба по оборонному заказу
Государственный
заказ в других странах
Государственный
заказ в США
Государственные
закупки в США регулируются сводом
правил Federal Acquisition Regulation и отличаются
от закупок в Российской Федерации, в частности,
в необходимости регистрации поставщика
как поставщика для государственных нужд,
обязательному требований по наличию
DUNS номера и высокой степенью раскрытия
информации о заказах и заключенным по
их результатам государственным контрактам.
Терминология
В
российском законодательстве отсутствует
термин «тендер» широко, вместо него используется
термин «размещение заказа» как
процедура наиболее близкая к
тендерам принятым у коммерческих организаций.
(см. способы размещения заказа)
Коррупция
Государственный
заказ является одной из областей
деятельности государственных органов
власти, которая во всех странах
связана с высоким уровнем
коррупции. Подавляющее число коррупционных
действий сводится к лоббированию чиновниками
интересов конкретных поставщиков.
Муниципальный
заказ – это заказ на закупку
товаров, выполнение работ, оказание услуг,
формируемый от имени органов
местного самоуправления, финансируемый
из местного бюджета и направленный
на удовлетворение муниципальных нужд.
Муниципальный
заказ является формой прямого регулирования
хозяйственных связей посредством
заключаемого муниципального контракта
между муниципальным заказчиком
и поставщиком продукции (подрядчиком)
на выполнение заказа на поставку продукции,
финансируемого за счет средств местного
бюджета (бюджета муниципального образования
город Краснодар).
Планирование
и формирование муниципального заказа,
а также его размещение, исполнение
и контроль за исполнением, в совокупности,
представляют собой систему муниципального
заказа.
Система
муниципального заказа муниципального
образования город Краснодар
сформирована для централизованного
комплексного решения вопросов, определенных
нормами и требованиями действующего
законодательства о размещении на конкурсной
основе государственного и муниципального
заказа при приобретении продукции (товаров,
работ, услуг) для государственных или
муниципальных нужд.
Основными
нормативно-правовыми актами являются:
-
федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»;
-
статьи 7.29-7.32 Административного кодекса
РФ;
-
статьи 447-449 Гражданского Кодекса
РФ;
-
статьи 70-73 Бюджетного Кодекса РФ;
Нормативно-правовая
база российской системы государственных
заказов
В законодательных
актах, принятых в 1992 и 1994 гг.(8) и регулирующих
правовые и экономические принципы
формирования и размещения государственных
заказов в условиях экономики
переходного периода, были установлены
основные принципы взаимоотношений контрагентов
по поставкам продукции для государственных
нужд с учетом отмены обязательного госзаказа.
Были законодательно закреплены понятия
"федеральные государственные нужды"
и "государственный контракт", провозглашена
необходимость конкурсного размещения
заказов. В то же время нормативные документы,
регулирующие этот вид деятельности, не
обеспечивали обязательности конкурентного,
конкурсного принципа размещения заказов,
содержали значительное количество противоречивых
норм.
Конкурсная
система государственных закупок
товаров, работ и услуг для
государственных нужд была установлена
Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г.
N° 305 "О первоочередных мерах по
предотвращению коррупции и сокращению
бюджетных расходов при организации закупки
продукции для государственных нужд".
Была разработана методология, установлены
процедуры и технология государственных
закупок. Однако принятые затем законодательные
акты (в первую очередь Федеральный закон
от б мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
нужд") сузили сферу применения конкурсного
размещения заказов и, по сути, сделали
его необязательным. На уровне субъектов
РФ и муниципальных образований сложилась
отдельная нормативная регламентация
системы закупок.
Вступление
в действие с 1 января 2006 г. Федерального
закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд" положило начало
реализации комплекса мер, имеющих целью
реформирование институциональной системы
в сфере государственных закупок в рамках
следующих основных направлений.
1. Развитие
нормативно-правовой базы рынка
государственных заказов. Предусматривается
систематизация законодательства РФ о
государственных закупках путем принятия
согласованных основополагающих нормативных
актов, регламентирующих правовые и процедурные
вопросы закупок на основе Федерального
закона N 94-ФЗ. Данный закон распространяется
на все уровни государственной власти
и органы местного самоуправления и нивелирует
определенные недостатки и разночтения,
которые существовали в нормативных документах.
2. Совершенствование
и регламентация всей технологии
(правил, порядка и процедур) закупок. Уточнены
положения, регулирующие порядок размещения
заказов. Помимо конкурсов установлена
возможность осуществления закупок посредством
проведения аукционов, в том числе открытых
аукционов в электронной форме(9). Введена
новая процедура закупок без проведения
торгов - на товарной бирже. Регламентирована
процедурная часть организации и размещения
государственных заказов.
3. Формирование
системы оперативного контроля
проведения конкурсных процедур.
С целью обеспечения транспарентности
процедур размещения государственного
заказа на официальных сайтах по закупкам
в сети Интернет в обязательном порядке
должна размещаться вся соответствующая
информация: извещения о проведении торгов;
конкурсная и аукционная документация;
протоколы проведения торгов; сведения
о заключенных контрактах. С января 2010
г. предусмотрено введение единого всероссийского
официального сайта вместо разрозненных
сайтов на федеральном уровне, уровне
субъектов РФ и муниципальных образований
для размещения информации о государственных
и муниципальных закупках. Действует Единый
федеральный реестр государственных закупок
и контрактов, содержащий сведения о наименовании
заказчика, источнике финансирования,
процедуре размещения заказа, наименовании
и местонахождении поставщика, номенклатуре
и цене закупаемой продукции, информацию
о заключении контракта.
Вступило
в действие постановление Правительства
РФ о назначении федерального контрольного
органа в сфере размещения заказов
(с 2006 г. - Федеральная антимонопольная
служба) и о назначении органа, уполномоченного
на ведение федерального реестра контрактов
(Федеральное казначейство, начиная с
2007 г.). Усиление контроля в системе государственных
закупок предусматривает и реализацию
комплекса мер по повышению ответственности
должностных лиц за нарушение контрактов
(срыв сроков поставки, недопоставка),
неэффективное расходование бюджетных
средств (закупка некачественного или
не соответствующего реальным потребностям
товара). Внесены необходимые изменения
в Кодекс РФ об административных нарушениях.
В рамках
системы государственного оборонного
заказа Указом Президента РФ от 5 февраля
2007 г. N 119 создано Федеральное агентство
по поставкам вооружений, военной, специальной
техники и материальных средств.
С 1 января 2008 г. это гражданское агентство
контрактации централизованно выполняет
функции государственного заказчика для
всех силовых ведомств. В свою очередь,
Федеральная служба по оборонному заказу
(Рособоронзаказ), ведущая свою историю
с марта 2003 г., осуществляет контроль на
всех стадиях планирования, размещения
и выполнения государственных заказов
на основе сквозных комплексных проверок
с привлечением независимых экспертов
для оценки качества закупаемой продукции.