Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:20, реферат
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них – задача не из легких.
Второй структурный
элемент власти – сила. Сила как
бы подкрепляет волю, способствует
ее претворению в жизнь. Без силы
воля не способна утвердиться, не способна
воздействовать на поведение других.
Сила власти может быть выражена в
ее авторитете, в идеологическом воздействии,
в принуждении, в насилии. Сила государственной
власти наиболее ярко проявляется в
государственных органах, прежде всего
в органах принуждения – армии,
полиции и др. Когда авторитета
государственной власти недостаточно
для утверждения
Иначе будет
выглядеть структура
В структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы
осуществления власти – это те
приемы, которые использует государственная
власть в целях подчинения своей
воле поведение и деятельность подвластных.
Традиционно государственная
Структуру государственной
власти можно рассматривать и
с других позиций. Например, с учетом
принципа разделения властей, который
нашел свое воплощение в практике
многих современных государств, в
том числе и нашего, в структуре
государственной власти можно выделить
такие элементы (ветви), как законодательную
власть, исполнительную власть и судебную
власть. С учетом территориальной
организации государственной
Ключом к трактовке
конституционных статей об организации
власти в Республике Казахстан - а
в широком плане всего
Идеи Локка
и Монтескье неразрывны со временем,
когда они жили и творили. Но и
сегодня принцип разделения властей
следует изначальным
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
За прошедшие
столетия принцип разделения властей
- разумеется, в развитии и постоянном
совершенствовании, с учетом условий
отдельных стран - выдержал испытания
временем и ныне занимает ведущее
место в конституционном
В условиях разделения
властей население может
Обращает на
себя внимание организационно-правовой
потенциал принципа разделения властей.
Его реализация предполагает не только
выявление и необходимое
Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, разделение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.
Как показал
советский опыт, определенное разделение
труда по управлению государством постепенно
усиливалось, но до восприятия идеи разделения
властей дело не доходило. Формально-конституционным
ограничителем оставался
С провозглашением
и утверждением государственной
самостоятельности республик
Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе этого государства в качестве принципа конституционного строя России.
Прежде всего,
разделение властей призвано стать
гарантом демократизма государственного
строя, не допустить авторитаризма
и тоталитаризма. Далее, данный принцип
нацелен на то, чтобы добиваться
рациональности и эффективности
в управлении государством, предотвращать
односторонние и ошибочные
У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти, прежде всего на общегосударственном уровне. Он может быть применен в соответствующих рамках и на уровне регионов РК. При этом каждый из них может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.
Разделение властей
- не некий шаблон, одинаково применяемый
во всех странах. Его конкретное воплощение
каждый раз предопределяется конкретными
условиями времени и места. Изначальная
трактовка принципа сегодня более
характерна для США, где очень
высокая степень
Современная трактовка
разделения властей в Великобритании
строится на иных началах: здесь, прежде
всего, отмечаются более тесные связи
законодательной и
Развитие конституционного строя во Франции привело к появлению института сильного президента, но в целом избранная форма правления - типичная полупрезидентская республика, где глава государства разделяет исполнительную власть с премьер-министром.
Президент в Германии встроен в парламентарную республику и является далеко не столь влиятельной фигурой.
Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Республики Казахстан
Главное требование
принципа разделения властей, сформулированное
уже упомянутыми Д. Локком и Ш.
Монтескье, заключается в том, что
для утверждения политической свободы,
обеспечения законности и устранения
злоупотреблений властью со стороны
какой-либо социальной группы, учреждения
или отдельного лица необходимо разделить
государственную власть на законодательную
(избранную народом и