Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный научный анализ законодательства, регулирующего деятельность государственной корпорации как особой некоммерческой организационно-правовой формы присвоения имущественных благ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и характерные черты государственных корпораций как юридических лиц.
1.1 Понятие, цели и особенности создания государственных корпораций
1.2 Порядок управления имуществом государственных корпораций
Глава II. Правовой статус госкорпораций
2.1 Особенности правового статуса госкорпораций
2.2Ответственность госкорпораций
Заключение
Нормативно-правовые акты и специальная литература
5) применительно ко всем
государственным корпорациям в
законах об их создании
6) государственным корпорациям как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также по своему усмотрению совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
При этом на случаи отчуждения имущества государственными корпорациями также не распространяется действие ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку в этих случаях речь идет уже об отчуждении имущества, находящегося в собственности государственных корпораций, а не в государственной собственности;
7) решения о совершении
государственными корпорациями
определенных сделок с
Кроме того, высшие органы управления государственных корпораций принимают решения об использовании их прибыли, резервов и фондов, т. е. о направлениях использования денежных средств.12
Глава 2. Правовое статус госкорпораций.
2.1 Особенности правового статуса госкорпораций
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное
государственной корпорации
Государственная корпорация
не отвечает по обязательствам
Российской Федерации, а
В случаях и порядке,
которые установлены
Государственная корпорация
использует имущество для
Государственная корпорация
обязана ежегодно публиковать
отчеты об использовании
Особенности правового
положения государственной
В Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.14
Положения настоящего
Федерального закона
На основании 79 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации можно выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.
Ввиду расплывчатости формулировки п.1статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации не существует никаких принципиальных юридических ограничений на цели и функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выполнять функции исполнительной власти как таковой (это противоречило бы ст.110 Конституции РФ), но может принимать на себя всевозможные частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.
Имущество и денежные
средства, переданные государственной
корпорации ее учредителем –
государством – перестают быть
объектом государственной
Отсутствуют общие
механизмы организации,
Минимальные требования в
отношении контроля учредителя за выполнением
государственной корпорацией
Неопределенность, свойственная
законодательным нормам о
Вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом, ниже представлен эмпирический анализ шести подобных законов с точки зрения (а) возможности контроля со стороны учредителя за достижением уставных целей государственной корпорации и (б) полномочий учредителя по определению руководящего состава государственных корпораций.
На примере правового статуса мы рассмотрим госкорпорацию "Ростехнологии".
Целью данной госкорпорации является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, имеющих отношения к госкорпорации, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.15
Госкорпорация была призвана заменить собой орган государственной власти - Федеральное агентство по атомной энергии. Важной целью ее деятельности наряду с осуществлением функций органа государственной власти является также управление государственным имуществом. В 2008 г. принята программа развития на (2009-2015 гг.). Значимость данной программы обусловлена тем, что наряду с общими целями, задачами и направлениями деятельности госкорпорации она определяет также конкретный перечень мероприятий и объемы бюджетного финансирования каждого из них.16
Имущество Государственной корпорации "Ростехнологии" формируется за счет:
- имущественного взноса Российской Федерации;
- доходов, получаемых от использования своего имущества и осуществляемой деятельности;
- регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности;
- федерального и иного имущества, передаваемого Государственной корпорации "Ростехнологии" в ходе осуществления ее деятельности;
- за счет других законных поступлений и является собственностью Государственной корпорации "Ростехнологии".
Государственная корпорация "Ростехнологии" не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации. Государственная корпорация "Ростехнологии" отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Государственная корпорация "Ростехнологии" использует свое имущество исключительно для достижения своих целей.
Она формирует в составе своего
имущества резервный фонд и иные целевые
фонды в порядке и размерах, которые определяются
наблюдательным советом Государственной
корпорации "Ростехнологии",
В целом данная корпорация
де-факто является не столько хозяйствующим
субъектом, сколько органом
2.2 Ответственность госкорпораций
Ответственность юридического
лица публичного права чаще всего
имеет публичный характер. Среди
форм ответственности есть такие, которые
не применяются к коммерческим организациям
(ограничение полномочий, роспуск).
Как правильно отметили авторы многочисленных
публикаций, законодательство не устанавливает
специальных форм публично-правовой
ответственности
Таким образом, государственные корпорации это разновидность юридических лиц публичного права наряду с министерствами, федеральными службами и агентствами. Они выполняют схожие функции, хотя не относятся к органам исполнительной власти.17
В связи с этим необходимо поставить вопрос, почему государство отказалось от традиционных организационно-правовых форм, в которых оно вправе создавать юридические лица, доказательством наличия такой потребности стала практика массового создания государственных корпораций в 2007 году. До недавнего времени государство создавало юридические лица в двух наиболее востребованных им организационно-правовых формах бюджетное учреждение и государственное (муниципальное) унитарное предприятие. Сейчас эти организационно-правовые формы постепенно вытесняются государственными корпорациями.
В соответствии с п. 1 ст. 296
ГК РФ государственное имущество
закрепляется за учреждением на праве
оперативного управления. Полномочия
учреждения по распоряжению закрепленным
за ним имуществом сильно ограничены.
Согласно ст. 161 БК РФ заключение и оплата
бюджетным учреждением
Информация о работе Понятие и характерные черты государственных корпораций как юридических лиц