Понятие и характерные черты государственных корпораций как юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является системный научный анализ законодательства, регулирующего деятельность государственной корпорации как особой некоммерческой организационно-правовой формы присвоения имущественных благ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и характерные черты государственных корпораций как юридических лиц.
1.1 Понятие, цели и особенности создания государственных корпораций
1.2 Порядок управления имуществом государственных корпораций
Глава II. Правовой статус госкорпораций
2.1 Особенности правового статуса госкорпораций
2.2Ответственность госкорпораций
Заключение
Нормативно-правовые акты и специальная литература

Работа состоит из  1 файл

правовой статус госкорпораций КУРСОВАЯ.docx

— 59.41 Кб (Скачать документ)

Права государственного унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения  имуществом также сильно ограничены Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ

«`О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. Государственное унитарное предприятие вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.20 Сделки, совершенные государственным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Оно не вправе без согласия собственника продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом. Оно также не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества и т. п.21

Таким образом, бюджетное  учреждение и государственное унитарное  предприятие не в состоянии оперативно решать проблемы, возникающие в практической деятельности, поскольку их полномочия по распоряжению имуществом сильно ограничены. Взыскатели не могут эффективно исполнить  решение суда, вынесенное против бюджетных  учреждений, за счет их средств, находящихся  в составе средств соответствующего бюджета. В результате эти юридические  лица оказались менее интересными  для деловых партнеров, чем их негосударственные конкуренты. По указанной  причине рассматриваемые организационно-правовые формы юридических лиц оказались  “неудобными” и для своего учредителя государства как для цели его  участия в гражданском обороте, так и для решения управленческих задач.

Практически все государственные  корпорации, за исключением, пожалуй, Агентства  по страхованию вкладов, могли бы действовать на основе государственной  собственности, если бы обладали большим  объемом прав по владению, пользованию  и распоряжению закрепленным за ними имуществом. Как уже было указано, Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” аккумулирует в фонде страхования вкладов не только государственные средства, но и средства кредитных организаций. Поэтому она обоснованно считается собственником этого имущества.

Исполнительная власть стремится  оптимизировать свою деятельность и  получить возможность оперативно решать разнообразные проблемы государственного управления. Поэтому она постепенно отказывается от неэффективных организационно-правовых форм, в которых, по общему правилу, должны создаваться государственные юридические лица. Государственные корпорации решают поставленные перед ними задачи гораздо быстрее по сравнению с иными государственными юридическими лицами, деятельность которых чрезвычайно осложнена разнообразными запретами. Насколько это положительная тенденция покажет время. На мой взгляд, настал момент пересмотреть законодательство о государственных юридических лицах с целью устранения необоснованных ограничений, а не устанавливать их для государственных корпораций, как предложено в некоторых публикациях.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный  правовой статус государственных корпораций в Российской Федерации, предпосылки и перспективы их развития позволяют сделать следующие выводы.

Публично-правовые основы статуса  государственных корпораций характеризуются  наличием властных отношений с органами государственной власти. Административные отношения возникают при учреждении государственных корпораций на основании  отдельного федерального закона, в  положениях которого определяются наименование публичного юридического лица, цели и  порядок его деятельности, место  ее нахождения, организационная структура  органов корпоративного управления (в том числе порядок ее формирования и полномочия внутренних органов). Порядок  реорганизации и ликвидации государственной  корпорации и порядок использования  имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации определяется, как правило, отдельным федеральным  законом.

Публичная процедура регистрации  государственных корпораций как  некоммерческой организации включает постановку на учет в Минюсте России, Федеральной налоговой службе, в  иных федеральных органах исполнительной власти, в частности, в Росстате, а также во внебюджетных государственных  фондах (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования и Фонд обязательного  медицинского страхования). Предоставление учредительных документов, перечисленных  в положениях ст. 52 ГК РФ, не предусмотрено.

Имущество Российской Федерации, переданное в качестве имущественных  взносов государственным корпорациям, становится собственностью последних. После постановки на баланс корпораций переданного имущества государство  теряет права владения, пользования  и распоряжения. Такое имущество  подразделяется на материальные и нематериальные активы. К первой категории следует отнести средства федерального бюджета, публичную недвижимость, выраженную в основных фондах ликвидированных государственных корпораций и имущественных комплексах федеральных унитарных предприятий. В состав нематериальных активов входят, в частности, акции хозяйственных обществ, находящихся в федеральной собственности, патенты, права требования кредиторов. Переданное в собственность государственным корпорациям публичное недвижимое имущество подлежит постановке на учет в Росреестре.

Организационно-правовая структура  государственной корпорации представляет собой трехзвенную иерархическую  структуру: высший орган управления (наблюдательный совет, совет директоров),коллегиальный исполнительный орган (правление) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, председатель и президент). Порядок формирования органов корпоративного управления устанавливается статутным федеральным законом. Высший орган управления формируется из представителей Президента и Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, Банка России и Общественной палаты РФ. Руководитель корпорации входит в состав данного органа управления по должности. Наблюдательный совет (совет директоров) назначает членов правления, которое возглавляет руководитель корпорации. Единоличный исполнительный орган назначается, в зависимости от корпорации, актом Президента или Правительства РФ, а также решением совета директоров Агентства по страхованию вкладов.

Наблюдательный совет, как  высший орган управления принимает  локальные корпоративные акты, и  контролирует их исполнение. Правление  готовит проекты решений для  последующего их утверждения наблюдательным советом, а также формирует структуру  внутренних органов и подразделений. Руководитель корпорации выполняет  организационно 153 представительские  функции. Публичная составляющая статуса  таких органов проявляется, в частности, в доминирующем значении решений представителей органов исполнительной власти и других публичных органов в сферах внутрикорпоративного управления и хозяйственной деятельности.

Организационная модель органов  управления государственных корпораций заимствована из правовой модели акционерного общества (наименования и иерархия корпоративных органов) и положений  о статусе Центрального банка  РФ (порядок формирования и характер полномочий). Особенность административно-правового  статуса органов корпоративного управления заключается в том, что  они представляют интересы исполнительной власти.

Особую значимость административно-правового  статуса государственных корпораций имеют взаимоотношения при проведении мероприятий в сфере публичного контроля и надзора, который может  быть внешним и внутренним. Полномочиями по реализации функций внешней контрольно-надзорной  деятельности наделены федеральные  органы исполнительной власти. В частности, к такимпубличным органам следует отнести Ростехнадзор. В отношении иных государственных корпораций Счетная палата РФ наделена правомочиями реализации контрольно-надзорных правомочий только на стадии передачи имущественного взноса.

Государственные корпорации в императивном порядке представляют Президенту и Правительству РФ годовые  отчеты, которые также должны быть опубликованы на официальных сайтах корпораций в сети Интернет. Другой форму внешнего контроля служит ежегодная  аудиторская проверка, для проведения которой наблюдательный совет государственной  корпорации отбирает и назначает  независимую аудиторскую организацию.

Полномочия по реализации функций внутреннего публичного контроля и надзора возложены  на специальные органы корпоративного управления.

Общественный контроль за государственными корпорациями осуществляют различные научные, экспертные и общественные советы.

В соответствии с особенностями  административно-правового положения  государственные корпорации не могут  быть реорганизованы или преобразованы  в иные организационно-правовые формы  юридического лица. Корпорации представляют собой публичные некоммерческие организации, но их функции непосредственно  связаны с осуществлением предпринимательской  деятельности. В социально-экономической  сфере существует достаточно областей, в которые частный инвестор не будет вкладывать оборотные средства в связи с убыточностью или  повышенным риском возможности не получить дивиденды. Переданная государственным  корпорациям публичная недвижимость и средства федерального должна быть направлена на финансирование тех сфер народного хозяйства, в которых  существует кризис ликвидности и  где частный инвестор менее активен.

Государственные корпорации представляют собой форму управления публичным имуществом в целях  развития социально-экономической  сферы. Содержание полномочий корпорации некоммерческой формы как самостоятельного института российской правовой системы  обусловливается особым административным статусом. Однако государственные корпорации не могут самостоятельно коренным образом  повлиять на благополучие общества и  государства. Различные факторы, в  частности, изношенность инфраструктуры российской экономики, сдерживают поступательное развитие государства. Следовательно, результативность деятельности государственных  корпораций по исполнению публичных  функций всецело зависит от необходимости  проведения комплекса общефедеральных  мер, направленных на построение правового  социального государства с рыночной экономикой.

 

Нормативно-правовые акты и специальная литература

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

 

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

 

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

 

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012)

 

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

 

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)

 

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011)

 

8 Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

9. Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О банке развития"

 

10. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) ст. 5814.

11. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

 

12. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

 

13. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности"

 

14. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) "О системе государственной службы Российской Федерации"

 

15. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 N 7-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ)

16. Постановление Правительства  РФ от 29.12.2007 N 991 (ред. от 07.12.2011) "О  программе строительства олимпийских  объектов и развития города  Сочи как горноклиматического  курорта" (вместе с "Программой  строительства олимпийских объектов  и развития города Сочи как  горноклиматического курорта")

 

Специальная литература:

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник /. 6-изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2012.- 435с.

2. Агапов А.Б. Публичный статус государственных корпораций /А.Б.Агапов // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2  2011.-550с.

3. Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации /Н.В. Бандурина // «Журнал российского права». - 2009. -№9. -87с.

4. Барков А.В. Понятие  корпорации в доктрине и в  практике /А.В.Барков // Законы России: опыт, анализ, практика. -2007. - № 7.-320с.

5. Герасименко Н.В. Ответ  на вопрос читателя: Что такое  государственные корпорации и каковы цели их создания? /Н.В.Герасименко // «Законодательство и экономика». - 2007. - № 10.- 165с.

6. Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации /Д.В. Гаврилин. Дисс. . канд. юрид. наук. - М. - 2005.-226с.

7. Голубцов В. Новое  в законодательстве. «Об исполнении  судебных решений по искам к казне.»// Хозяйство и право- 2006-137с.

8. Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // «Государство и право». 2010. - № 6.-41с.

9.Ефимова JI. О правовой природе госкорпораций /Л.Ефимова // «Хозяйство и право». - 2010.- № 9.-116с.

10. Ильин И.Е. Государство и бизнес: в русле взаимовыгодного партнерства /И.Е. Ильин // Организация продаж банковских продуктов. -2009.-№1.-67с.

11. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории /Н.В. Козлова Учебное пособие / Науч. ред.: Ем В.С. - М.: Статут, 2003. -318с.

11. Кузьмина Е.О. Журнал: Мир современной науки/ Научная рубрика ГРНТИ: 06 - Экономика и экономические науки,2011.-73с.

12. Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я. Курбатов // «Хозяйство и право». 2010. - № 4.- 26с.

Информация о работе Понятие и характерные черты государственных корпораций как юридических лиц