Понятие и юридическая природа авторского договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”.

Содержание

Введение.
Понятие и юридическая природа авторского договора.
Основания классификации и виды авторских договоров.
Порядок заключения авторского договора и его стороны.
Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон.
Исполнение обязанностей по авторскому договору.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

авторский договор.docx

— 44.48 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение.

  1. Понятие и юридическая природа авторского договора.
  2. Основания классификации и виды авторских договоров.
  3. Порядок заключения авторского договора и его стороны.
  4. Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон.
  5. Исполнение обязанностей по авторскому договору.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении многих лет  отношение авторскому договору было неоднозначным. Его рассматривали  как договор об уступке автором  своих прав, отчуждении, передаче, о  реализации автором своих прав, о  разрешении автора использовать свое произведение.

Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку  издательский договор был одним  из наиболее распространенных авторских  договоров, достаточно проследить подходы  к его определению.

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор  толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке  авторского права”.

В 50-е годы возникла теория “разрешения”, намечается иная тенденция  в трактовке издательского договора - как соглашения об использовании  произведения.

После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. и включения  в него раздела “Авторское право” утвердилось единое понятие авторского договора.

Развитие и совершенствование  гражданского законодательства в современных  условиях не исключает необходимости  обращения к ранее действующему законодательству, что позволяет  искать новые пути обновления, использовать те нормы, которые проверены временем.

Договорные отношения  получают все большее распространение, в условиях построения демократического общества, являясь гарантом обеспечения  прав и интересов сторон авторского договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и юридическая природа авторского договора

 

Гражданско-правовой договор  рассматривается, прежде всего, как  взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта  воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воль приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны  оговорили и к обязательности их выполнения.

Сфера действия гражданско-правовых договоров достаточно широка. Она  охватывает имущественные отношения  между различными субъектами.

Договоры, связанные с  созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются  организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования  произведений творчества, другие возникают  в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов.

В России наиболее крупной  подобной организацией является Российское авторское общество (РАО), действующее  на основании Устава от 30.09.1993 г., которое  заключило договоры с многочисленными  правообладателями, как с международными, так и с российскими.

Например, перед выпуском диска фирма делает запрос в РАО, которое в свою очередь обращается к правообладателям с предложением заключить авторский договор.

С принятием 7 июля 1993 г. ВС РФ закона “Об авторском праве и  смежных правах” восстановлена  конструкция об уступке, передаче прав по авторскому договору, передача имущественных  прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав (ст. 30).

С конструкцией об уступке  прав соседствует разрешительная конструкция - автор дает согласие на определенные действия по использованию его произведения (ст. 16).

В заключаемом автором  и издательством договоре предусматриваются: обязательства и ответственность  сторон; виды предлагаемых автору услуг (консультации, литературное и техническое  редактирование, машинописные работы, художественно-графическое оформление, корректура, подготовка оригинал-макета и т.д.). За оказание услуг автор  возмещает издателю понесенные расходы  плюс прибыль (доход) в размере 20% к  сумме фактических затрат. Все, что автор издает за свой счет, принадлежит ему, т.е. является его собственностью.

Авторский договор выступает  основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность  трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать  то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании  его произведений. В этих случаях  правовой формой, опосредствующей использование  произведений автора, выступает трудовой договор.

В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о  разграничении этих договоров. Несмотря на то, что и по трудовому и  по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном  случае отношения регулируются нормами  трудового права, в другом - гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений  с организацией.

В принципе вопрос о разграничении  авторского договора с трудовым имеет  значение лишь в тех случаях, когда  автор - исполнитель работ не зачислен в штат (списочный состав) организации. Поскольку подчинение распорядку, установленному в организации, не позволяет квалифицировать  сложившиеся между сторонами  отношения авторской правовыми, что вытекает из ст. 15 КЗоТ. Тот же признак - подчиненность внутреннему  распорядку работы организации - позволяет  отграничивать от трудового договор  и договор подряда.

При рассмотрении авторского спора часто как раз и приходится выяснять, какой из трех названных  договоров заключен, если по поводу результата творческой деятельности стороны  связаны так называемым “трудовым  соглашением”. Вопрос о природе  такого соглашения должен быть выяснен  до рассмотрения спора по существу, так как согласно ст. 80 ГПК РСФСР  истцы освобождаются от уплаты судебных расходов по спорам, вытекающим из авторского права (как, впрочем, и по искам о  взыскании заработной платы); в то время как при обращении с  иском о взыскании платы по договору подряда судебные расходы  подлежат уплате на общих основаниях.

Так, если заключается договор  на создание результата творческой деятельности - произведения науки, литературы или  искусства, то такое соглашение ни что  иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда последствиями. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана, прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению  с положением, закрепленным в законе.

При заключении договора обе  стороны оговаривают особенности  заказываемой работы, что и определяет характер применяемой деятельности - творческой или исполнительской.

В ст. 2 ЗоАП сказано, что законодательство РФ об авторском праве и смежных  правах является частью гражданского законодательства. Следовательно, к  авторским отношениям применяются  основные начала, на которых основывается гражданское законодательство, а  именно: равенство участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного  вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ГК).

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что авторский  договор является гражданско-правовым и соответственно к нему применяются  нормы общей части обязательственного права. Нарушение сторонами договорных обязанностей влечет ответственность  по ст. 34 ЗоАП. Распространение положение  об обязательствах на авторские договорные отношения позволяет применять  ст. 310 ГК, в соответствии с которой  “односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее  изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законом”.

По общему правилу, авторский  договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер.

Что касается формы авторского договора, то согласно ст. 32 ЗоАП авторский  договор должен быть заключен в письменной форме. Исключения составляют договоры об использовании произведения в  периодической печати, для которых  предусмотрена устная форма.

Кроме того, Закон отдельно определяет форму договоров, касающихся продажи экземпляров программ для  ЭВМ и баз данных и предоставления массовым пользователям доступа  к экземплярам программ и баз  данных (например, дискета). В подобных случаях применяется норма п. 3 ст. 14 Закона РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.1996 г., общий смысл которой заключается  в том, что, получая экземпляр  материального носителя программы  или базы данных, покупатель или  получатель считается подписавшим  договор, существо которого изложено на этом экземпляре.

В новых экономических  условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего, имеется в виду влияние, которое авторский договор как  правовая форма оказывает на реализуемые  отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных  и личных неимущественных отношений  имеет свои особенности.

Во-первых, эти отношения  связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества.

Во-вторых, само использование  произведения допускается на основании  договора с автором или его  правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном  использовании произведения.

 

 

 

 

 

2.Основания классификации и виды авторских договоров

 

Одна из возможных классификаций  содержалась в ст. 504: авторский  договор об издании произведения; авторский договор о публичном  исполнении произведения, авторский  договор об использовании произведения в кинематографии; авторский договор  об использовании произведения на телевидении  и радио; авторский договор о  публичном показе произведения; авторский  договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного  искусства и др. Перечень этот является примерным: в зависимости от способа  использования произведения могут  заключаться и иные авторские  договоры.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских  договоров в зависимости от способа  использования произведения.

Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых  произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Издательский договор - самый  универсальный по характеру использования  произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом  могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и  т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что  произведения, в отношении которых  заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения  действуют сценарные договоры, которые  возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой  и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует, порождаются необходимостью использования  текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие  и т.д.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о  депонировании рукописи, которым  регулируются условия и порядок  обнародования и дальнейшего  использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного  заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

9 июля 1993 г. ВС РФ принял  закон “Об авторском праве  и смежных правах, который отменил  и заменил нормы раздела IV ОГЗ  “Авторское право” (ст.ст. 134-143) и  предусмотрел в ст. 33 только один  вид авторского договора - договор  заказа.

Однако, закрепление в  законе авторского договора заказа не означает лишения автора возможности  самостоятельно обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив  ей свое произведение.

Информация о работе Понятие и юридическая природа авторского договора