Понятие и юридическая природа авторского договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание

В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”.

Содержание

Введение.
Понятие и юридическая природа авторского договора.
Основания классификации и виды авторских договоров.
Порядок заключения авторского договора и его стороны.
Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон.
Исполнение обязанностей по авторскому договору.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

авторский договор.docx

— 44.48 Кб (Скачать документ)

В качестве критерия выделения  такой формы вины, как грубая неосторожность, можно признать не проявление лицом  той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно  было бы ожидать от всякого участника  имущественного оборота и непринятие лицом очевидным мер в целях  надлежащего исполнения обязательств.

Как уже отмечалось, общие  нормы гражданского права непосредственно  распространяются на авторские отношения. В вопросах ответственности за нарушение  обязательств законодатель как прежде (ст. 36 Основ гражданского законодательства), так и ныне (ст. 393 ГК РФ) придерживается правила, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства  должником он обязан возместить кредитору  причиненные этим убытки. Что же касается определения размера убытков, то здесь применимы правила ст. 15; о соотношении убытков и  неустойки - ст.394; об ответственности  за неисполнение денежного обязательства - ст.395; о вине должника - ст. 401; о вине кредитора - ст. 404 и др.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, которое хоть как-то конкретизировало случаи ответственности  сторон, Закон 1993 г. содержит только одну статью об ответственности по авторскому договору (ст. 34). Так, п. 1 ст. 34 Закона устанавливает, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

Поскольку закон является частью гражданского законодательства, толкование понятий убытков, упущенной  выгоды и правил их возмещения можно  найти в ГК РФ (п. 2 ст. 15.)

Отсюда очевидно, что обязательства  из авторских договоров не отнесены к тем обязательствам, размер ответственности  по которым ограничен (п. 1 ст. 400 ГК).

Вместе с тем, исходя из общих норм ГК, следует отметить, что в конкретном авторском договоре стороны могут ограничить размер ответственности. Исключение составляют некоторые особые случаи, когда размер ответственности по договору не может  быть ограничен (п. 2 ст. 400; п. 4 ст. 401 ГК).

П. 2 ст. 34 ЗоАП содержит норму, ограничивающую ответственность автора в случае непредставления, им заказанного  произведения в соответствии с условиями  договора: он обязан возместить лишь реальный ущерб, причиненный заказчику, но не его упущенную выгоду.

 

 

Основания изменения  и прекращения авторского договора

 

Возможность изменять условия  договора является важным правомочием, принадлежащим сторонам. Это правомочие обусловлено правом лиц, участвующих  в договоре, на свободу договора (ст. 1; 421 ГК РФ), реализуя которое стороны  вправе как заключать договоры, так  и изменять их.

Однако для обеспечения  стабильности гражданского оборота  важно защитить каждую из сторон от произвольного изменения договора другой стороной. В связи с этим общие условия и порядок изменения  договора регламентируется законом, оставляя в соответствии с общим принципом  гражданского права о диспозитивности  правового регулирования гражданского оборота решение ряда вопросов на усмотрение сторон.

Регулированию данного вопроса  посвящена гл. 29 ГК РФ.

Следует отметить, что ГК РСФСР основаниями для изменения  условий договора считал: основания, предусмотренные законом, соглашением  сторон или решением суда (ст. 233).

В основе изменения договора по соглашению сторон находится совместное волеизъявление его участников, соответствующее  воле каждого из них и направленное на изменение договора на согласованных  между ними условиях.

Изменить договор, если соглашение об этом не достигнуто, можно по требованию заинтересованной стороны, причем только в судебном порядке и лишь при  наличии определенных оснований. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, суд вправе принять такое решение об изменении условий договора только:

1) при существенном нарушении  договора другой стороной, признавая  существенным “нарушение договора  одной из сторон, которое влечет  для другой стороны такой ущерб,  что она в значительной степени  лишается того, на что была  вправе рассчитывать при заключении  договора”; 

2) в иных случаях, предусмотренных  Кодексом, другими законами или  договором”.

Ст. 453 ГК РФ определяет в  качестве последствий изменения  договора следующее:

1) обязательств сторон  сохраняются в измененном виде;

2) обязательства считаются  измененными с момента заключения  соглашения сторон об изменении  договора, а при изменении договора  в судебном порядке - с момента  вступления в законную силу  решения суда”.

Авторские договоры могут  прекращаться по разным основаниям. Одни из них наступают независимо от воли сторон, другие, напротив, предполагают проявления воли сторон, каждая из которых  пользуется предоставленным ей правом.

Следует отметить, что ЗоАП не содержит никаких норм о прекращении  авторских договоров, поэтому этот вопрос регламентируется в основном главой 29 ГК РФ “Изменение и расторжение  договора”.

Прекращение авторского договора возможно путем его расторжения  по инициативе сторон. Существенное нарушение  условий договора, связанное с  невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора, является основанием для его расторжения.

Определяя момент, с которого следует считать договор прекращенным, по общему правилу следует руководствоваться  нормой, закрепленной в ст. 453 ГК РФ, согласно которой “обязательства считаются  прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении  договора ..., а при расторжении  договора в судебном порядке - с момента  вступления в законную силу решения  суда о расторжении договора”.

Другое дело, когда речь идет о расторжении договора в  порядке ст. 31 ЗоАП: договор следует  считать прекращенным с момента, когда автор довел до сведения пользователя о своем желании  расторгнуть договор.

Если договор был, расторгнут вследствие существенного нарушения  его условий одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

 

 

 

Защита прав автора

 

Ч. 1 ст. 48 ЗоАП предусматривает  гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских  прав.

05.12.1998 г. был принят  Указ Президента РФ № 1471 “О  мерах по реализации прав авторов  произведений, исполнителей и производителей  на вознаграждение за воспроизведение  в личных целях аудиовизуального  произведения или звукозаписи  произведения”. В Указе речь, прежде всего, идет о защите  прав авторов, ввозимых на территорию  Российской Федерации произведений, оставляя, таким образом, в стороне  защиту прав отечественных авторов.  И хотя законодательно закреплен  порядок защиты автора программы  ЭВМ, этого, тем не менее,  недостаточно.

Так, в соответствии с  Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.1996 г., в гражданско-правовом порядке  автор программы ЭВМ при нарушении  своих прав вправе требовать: признания  прав; восстановления положения, существовавшего  до нарушения прав, а также ликвидацию угрозы нарушения прав, возмещения причиненных убытков, в размер которых  включаются суммы неправомерно полученных нарушителем доходов; выплаты нарушителем  компенсации в размере от 5.000-кратного до 50.000-кратного законодательно установленного размера минимальной месячной заработной платы. Кроме того, автор может  требовать компенсации от нарушителя его прав за понесенный моральный  ущерб.

Говоря об административно-правовом порядке защиты прав авторов, то в  соответствии со ст. 150 Кодекса РСФСР  об административных правонарушениях, ответственность предусмотрена  за незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведения: если они являются контрафактными (изготовленными или используемыми с нарушением авторского права); если на экземплярах  произведений указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение  потребителей, если на экземплярах  произведений уничтожен либо изменен  знак охраны авторского права, предоставленных  их обладателем.

Возвращаясь опять же к  нарушению знака охраны, следует  отметить, что подобное незаконное использование влечет за собой наложение  штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда  с конфискацией контрафактных экземпляров. На лицо, которое совершило те же действия и в течение года подвергалось административному взысканию за одно из вышеуказанных нарушений, может  быть наложен штраф в сумме  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда, а на должностных  лиц - в сумме от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда  с конфискацией контрафактных экземпляров  произведений.

Согласно материалам Международного форума “Технологии безопасности”  и “Второй всероссийской конференции  по банковской безопасности”, компьютерные преступления представляют серьезную опасность, а с повсеместной компьютеризацией эта проблема еще больше усугубляется.

С точки зрения защиты от необоснованного ущемления законных интересов авторов было бы правильным внесение в Закон РФ “Об авторском  праве и смежных правах” изменений, запрещающих репродуцирование без  согласия автора и выплаты вознаграждения электронными библиотеками и архивами. Под термином репродуцирование понимается факсимильное воспроизведение путем  фотокопирования (ксерокопирования) или  с помощью других технических  средств, иных, чем издание.

Учитывая новизну проблемы, создающую сложность для судей  и адвокатов, а также нарастающее  участие России в Международном  экономическом обороте, думается, что  данный вопрос должен быть решен как  с учетом многолетней зарубежной практики, так и международно-правовых норм.

В развитых странах интеллектуальная собственность охраняется и правом копирования, и более жесткими нормами  международного права, защищающим ее от косвенного использования.

Приверженность новой  России нормам и принципам международного права наиболее последовательно  и юридически весьма содержательно  проявилась в разработке и принятии текста ныне действующей Конституции  РФ. Она провозглашает (ч. 4 ст. 15), что  общепризнанные принципы и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Поскольку авторский договор  охватывает отношения по созданию и  использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие  сказывается не только на поведении  сторон по выполнению обязательств, но, в первую очередь, на качестве самого предмета договора - произведениях  научного и художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день в  складывающихся экономических условиях возрастает роль договора вообще и  авторского договора в частности. Прежде всего, имеется в виду влияние, которое  авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые  отношения.

Авторский договор является гражданско-правовым и соответственно к нему применяются нормы общей  части обязательственного права.

Роль авторского договора проявляется также в том, что  его стороны, связанные обязательствами  по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, стремятся  к достижению единой цели: к выпуску  высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и телефильмов  различных жанров и т.д. С помощью  таких произведений решается задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и эстетического  воспитания, повышения культурного  уровня.

В то же время воздаваемые  на основе авторского договора произведения научного и художественного творчества преумножают духовные ценности и  обогащают отечественную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в закон об авторском праве и смежных правах” от 19.07.95  СЗ. 1995. № 30.

3. Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и без данных” от 23.09.96.

4. Указ Президента РФ “О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения” от 5.12.98 г. № 1471  СЗ, 1998, № 49.

5. Бакшинкас В.Ю. Договорные обязательства: теория и практика. М., 1997.

6. Брагинский М.И. Гражданское право России. Курс лекций. Ч. 1. Юридическая литература, 1996.

7. Брагинский М.Н., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство “Статут”, 1997.

8. Гражданское право. Учебник в 2-х т. Т. 2. БЕК, 1993.

9. Гульбин Ю. Защита авторского права. Российская юстиция. 1997, № 5.

10. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996.

11. Симонов И. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе. Интеллектуальная собственность, 1998, № 2.

12. Сергеев А.П. Гражданское право. Учебник. Ч. III. М., 1998.

13. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.

 


Информация о работе Понятие и юридическая природа авторского договора