Понятие и правовая природа брака

Автор работы: Катька Захаревская, 28 Июля 2010 в 18:59, курсовая работа

Описание

Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.
Приняты многие законодательные акты, являющиеся свидетельством заботы государства о семье.
В теории семейного права заложены научные подходы, основы исследования проблем, связанных с осуществлением конституционного принципа защиты семьи и института брака государством. В свое время закрепление в отечественном законодательстве этого принципа вызвало соответствующие комментарии ученых-специалистов в области семейного права (Ю.А. Королев, А.М. Нечаева, С.Я. Паластина, З.В. Ромовская и др.) Основные выводы, сделанные в работах этих авторов и носящие методологический характер, могут быть сформулированы следующим образом:

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ (Понятие и правовая природа брака).doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Введение:

     Под браком понимается семейный союз мужчины  и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

     Родители  обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

     Семья, детство, материнство и отцовство  охраняются государством.

Приняты многие законодательные  акты,  являющиеся  свидетельством заботы государства  о семье.

      В теории семейного права заложены научные подходы, основы исследования проблем, связанных с осуществлением конституционного принципа защиты семьи и института брака государством. В свое время закрепление в отечественном законодательстве этого принципа вызвало соответствующие комментарии ученых-специалистов в области семейного права (Ю.А. Королев, А.М. Нечаева, С.Я. Паластина, З.В. Ромовская и др.) Основные выводы, сделанные в работах этих авторов и носящие методологический характер, могут быть сформулированы следующим образом:

       1. Защита семьи государством осуществляется  через комплекс социально-экономических и иных мер поддержки семьи. Реализация этих мер обеспечивает такую социальную среду, которая гарантирует нормальное функционирование семей, сохранение и упрочение данного социального института.

       2. Конституционный принцип защиты  семьи государством конкретизируется в нормах различных отраслей права, связанных с моделированием поведения людей в такой сфере общественной жизни, как брак и семья. Очевидно, что нормы, обусловленные необходимостью поддержки социального института семьи, содержатся практически во всех отраслях права. Например, возможность женщины сочетать профессиональный оплачиваемый труд с материнством обеспечивается в основном нормами трудового права; порядок защиты субъективных семейных прав — гражданско-процессуальными нормами; имущественные интересы членов семьи гарантируются гражданским и семейным правом, а ответственность за наиболее тяжкие правонарушения в семье — нормами уголовного права, и т. д. Таким образом, «конституционная постановка вопроса о защите семьи и брака государством находит свое развитие и разрешение в многочисленных нормах различных отраслей права».

       3. Несмотря на сходство в терминологии, защиту семьи государством не  следует отождествлять с семейно-правовой  защитой («защитой семьи в узком,  брачно-семейном правовом значении»), которая есть лишь составная часть первого явления с отраслевыми правовыми проявлениями. Семейно-правовая защита — это правоприменительная деятельность, обеспечивающая осуществление субъективных семейных прав и достижение охраняемых законом интересов участников конкретных семейных правоотношений, ликвидацию правовой неопределенности в их взаимоотношениях.

      Функция защиты семьи и института брака  осуществляется через органы, принадлежащие  ко всем ветвям государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В частности, законодательные органы формируют нормативную базу для защиты семьи, принимают решения о финансировании из соответствующих бюджетов выполнения специальных социальных программ. Органы государственного управления непосредственно разрабатывают эти программы и осуществляют их; защитная деятельность управленческих структур упорядочивается законодательной ветвью власти.

      Судебная  власть в силу своей компетенции  осуществляет защиту семьи как социального  института путем применения норм отраслевого законодательства: гражданского, уголовного, семейного и др., т. е. опосредованно. Непосредственно — через механизм разноотраслевой защиты субъективных прав — осуществляется защита прав и интересов конкретных членов семьи, а значит, по общему правилу, каждой конкретной семьи. Проявление здесь многоуровневой защиты семьи еще раз подчеркивает взаимосвязь социальных процессов, а также подтверждает тезис о том, что семейно-правовая защита может рассматриваться как один из реальных механизмов действия конституционного принципа защиты семьи государством.

      Учитывая  историческое развитие России, остроту  демографической проблемы, ограниченные возможности материальной поддержки  семей государством в нынешних экономических  условиях, а также пока еще достаточно широкую распространенность среди населения традиционной оценки семейных ценностей, представляется, что семейная политика уже в настоящее время должна строиться на основе такой модели семьи, которая была бы ориентирована на традиционную ценностную систему, сочетал ее с элементами других систем.

      Оптимальной, пользующейся всесторонней социальной поддержкой и охраной типовой  моделью должна считаться среднедетная (два—четыре ребенка) семья с обоими родителями, состоящими в браке, справляющаяся (при определенных обстоятельствах при финансовой поддержке общества) со своими социальными функциями и обеспечивающая устойчивую благоприятную микросоциальную среду жизнедеятельности и развития всех своих членов.

       Таким образом, все вышесказанное позволяет  определить защиту семьи государством как деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по управлению социальными процессами, протекающими в брачно-семейной сфере. Эта деятельность направлена на их оптимизацию и создание условий, необходимых для эффективного функционирования семей, и осуществляться с позиций долговременных интересов развития общества путем реализации комплексной системы мер в рамках, определяемых законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика брака.

§ 1. Понятие и признаки брака. 

     Институт  брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества. 
Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки. Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М.В. Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. Таким образом, брак в первую очередь — «продукт» общества и является явлением социальным, а не правовым.1

     Попробуем дать определение браку как явлению социальному. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами, и определяется положение ребенка в обществе. А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой — вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и, в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская.

     И.А. Загоровский очень хорошо и точно выделил элементы брака, но как рассматривать союз, в котором нет какого-либо элемента? Например, в церковном браке может не быть юридического элемента, а в юридическом — физического и т.д. Действительно, супруги могут находиться в зарегистрированном браке, более того, признанном церковью, вести общее хозяйство и иметь друг к другу нравственную привязанность, но не находиться в интимных отношениях. Будет ли такой брак считаться полноценным браком? Решая данный вопрос, мы понимаем, что единой концепции брака не существует. В религиозном смысле брак — это мистический союз, таинство или, как писал А.И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной. В экономическом определении основным критерием брака будет ведение общего хозяйства, а в этическом — союз, основанный на любви и уважении супругов. В каждой системе координат брак понимается по-разному, с этим спорить сложно, однако нас в данный момент интересует правовое (юридическое) понимание брака. Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода. 
Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.2

     Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.3

     Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака. 
Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М.В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем.

     В соответствии с большим юридическим  словарем под браком понимается - добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Также следует уделить внимание следующим понятием, а именно что же понимается под гражданским браком. Гражданским браком принято называть  брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда  гражданский брак  называют также фактический брак.

       А фактический брак есть не  что иное как   фактическое  супружество, не оформленное в  установленном законом порядке.  В РФ нередко называется гражданским  браком. Фактический брак не порождает  супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.

     Семейный  кодекс РФ выделяет также понятие  фиктивного брака. Итак под фиктивным  браком понимается брак, заключенный  без действительного намерения  супругов или одного из них создать  семью. Признается недействительным. Однако суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие его, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ).

Информация о работе Понятие и правовая природа брака