Понятие и признаки исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание

Законодатель не устанавливает понятие органа исполнительной власти ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ 4
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ. 11
3. Президент РФ и исполнительная власть. 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Исполнительная власть - контрольная.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях.

2. Система и структура  органов исполнительной власти  в РФ.

 

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Конституция РФ, закрепляя  единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

Для классификации органов  исполнительной власти применяются следующие критерии:

 В соответствии  с федеральным государственным  устройством: 

- федеральные органы  исполнительной власти, распространяющие  свою деятельность на всю территорию  России (Президент России и Администрация  Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

- региональные федеральные  органы исполнительной власти, действующие  на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

- органы исполнительной  власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

 В зависимости от объема и характера компетенции:

- органы общей компетенции,  ведающие всеми отраслями и  сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев,  областей, городов федерального  значения, автономных образований);

- органы отраслевой  компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

- органы межотраслевой  (специальной) компетенции, ведающие  вопросами управления, имеющими  межотраслевое значение (органы  статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

 По видам подразделяются  на:

- администрация Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д.

 По порядку разрешения вопросов:

- коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие подведомственные  вопросы, имеющие наиболее важное  значение. (Правительство Российской  Федерации, правительства субъектов  федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

- единоначальные органы, в которых  подведомственные вопросы разрешаются  единолично руководителем данного  органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

 По основаниям образования:

- образование которых предусмотрено  конституциями (президенты и их  администрация, правительства);

- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

Основной классификацией, по моему  мнению, является деление органов  исполнительной власти на федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. На них, я и заострю своё внимание.

В Конституции закреплены термины  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти. Так, п. «г» ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Однако о структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминается только в связи с назначением Председателя Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.4

Как же соотносятся понятия «система»  и «структура» федеральных органов  исполнительной власти? Эти понятия  соподчинены. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система - это результат объединения структурных образующих ее единиц в единстве и целостности. Понятие «структура» означает «строение, внутреннее устройство».5

В Указе Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.6

Правовое положение федеральных  органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями) (Указ Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г.):

– федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные  функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме  случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств. В этих целях  федеральный министр осуществляет следующие функции:

- утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

- вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

- имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

 

- вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

- принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

- назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

– федеральная служба:

а) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

– федеральное агентство:

а) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

Информация о работе Понятие и признаки исполнительной власти РФ