Понятие и виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в комплексном и всестороннем изучении юридического лица как одного из субъектов гражданских правоотношений.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
– раскрыть понятие и признаки юридического лица;
– определить сущность юридического лица;
– рассмотреть виды юридических лиц;
– разграничить коммерческие организации от некоммерческих организаций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………..………………………...…3
Глава 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА………...…...5
1.1 Правовое регулирование деятельности юридических лиц.......................….5
1.2 Признаки юридического лица ………………………………..……….…......8
Глава 2. ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..…….……..12
ГЛАВА 3 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..………………16
3.1 Классификация юридических лиц………………………………………….16
3.2 Коммерческие организации…………………………………………………19
3.3 Некоммерческие организации………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..….…………..………………….……………………...…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…………..….....31

Работа состоит из  1 файл

Итог_курсовая_по_ЮЛ.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………..………………………...…3

Глава 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА………...…...5

1.1 Правовое регулирование деятельности юридических лиц.......................….5

1.2 Признаки юридического лица ………………………………..……….…......8

Глава 2. ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..…….……..12

ГЛАВА 3 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..………………16

3.1 Классификация юридических лиц………………………………………….16

3.2 Коммерческие организации…………………………………………………19

3.3 Некоммерческие организации………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..….…………..………………….……………………...…29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…………..….....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В реалиях современной  жизни люди постоянно объединяются в различные группы и союзы, при  этом объединяя капитал для достижения какой-либо цели. Основной правовой формой такого совместного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Цель работы заключается  в комплексном и всестороннем изучении юридического лица как одного из субъектов гражданских правоотношений.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

– раскрыть понятие и признаки юридического лица;

– определить сущность юридического лица;

– рассмотреть виды юридических лиц;

– разграничить коммерческие организации от некоммерческих организаций;

– проанализировать возможные недостатки и проблемы правового регулирования и предложить, на мой взгляд, оптимальные пути их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу деятельности юридических лиц, а предметом – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность юридических лиц.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения, списка использованных источников из 30 пунктов. Первая глава характеризует правовое положение юридических лиц, источники правового регулирования их деятельности, также понятие и признаки юридического лица. Во второй главе раскрывается сущность юридического лица через теории юридического лица. Третья глава курсовой работы посвящена видам юридических лиц, их сравнительной характеристики. Объем работы составил 34 печатных страницы.

Методологической базой  работы выступают концептуальные положения  общенаучного диалектического метода познания и вытекающие из него частные научные методы: комплексного анализа, сравнительного анализа, сравнительного правоведения, формально-логического метода толкования права.

Теоретическую основу научного исследования составили работы ученых по гражданскому праву: О.А. Беляевой, Н.Л. Бондаренко,                      С.Н. Братусь, С.С. Вабищевича, А.В. Венедиктова, А.М. Гатина,                      Д.М. Генкина, Ю.С. Горностаевой, А.А. Карнея, В.П. Мозолина,                       Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.Ф. Чигиря, Я.И. Функа, и др.

Эмпирической основой  исследования явились нормативные  правовые акты Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

    1. Правовое регулирование деятельности юридических лиц

 

Основным источником правового регулирования деятельности юридических лиц является Конституция Республики Беларусь.

В Республике Беларусь согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [18].

Кроме того, в этой же статье говорится, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [18].

Общие положения об юридических лицах как участниках гражданских правоотношений, сформулированы в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь).

ГК Республики Беларусь, устанавливая основы деятельности юридических лиц, определяет следующее:

– понятие и основы правового положения юридических лиц;

– правоспособность юридического лица;

– требования к учредительному документу;

–  формированию уставного  фонда;

– органы юридического лица;

– наименование и место  нахождения юридического лица;

– особенности реорганизации и ликвидации юридических лиц;

– основные положения о коммерческих и некоммерческих организациях.

Деятельность юридических лиц невозможна без других правовых актов, которые регулируют отдельные стороны их деятельности.

К таким нормативным правовым актам можно отнести:

– Директиву Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которая устанавливает, что главный принцип в этой сфере: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо [24]. Директива как вид нормативного правового акта является указом программного характера, издаваемым Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение [23]. Для такого программного нормативного акта характерно наличие норм-деклараций и норм-принципов.

– Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах».

В Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» развиты и конкретизированы соответствующие нормы ГК Республики Беларусь о хозяйственных обществах. Кроме того, в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» установлено много правил, которые отсутствуют в ГК Республики Беларусь. В Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» первых семь глав посвящено общим положениям, которые касаются всех хозяйственных обществ. Остальные главы посвящены отдельным видам хозяйственных обществ. Указанный закон определяет правовое положение хозяйственного общества, права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации общества [25].

– Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1      «О государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [20]. Нормы данного Декрета носят прогрессивный характер и упрощают процесс, способствующий созданию благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

– Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» [22];

– Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие [21];

– Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [19] и другие нормативные правовые акты.

Таким образом, резюмируем вышеизложенное. На сегодняшний день в Республике Беларусь круг нормативных правовых актов, которые регулируют деятельность юридических лиц, на наш взгляд, сформирован достаточно полно, и как следствие достаточно четкое регулирование деятельности юридических лиц, позволяет предпринимателям участвовать в гражданском обороте, используя различные организационно-правовые формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Признаки юридического лица

 

Для того, чтобы участвовать в рыночных товарно-денежных отношениях требуется значительный капитал, которым не обладают отдельные физические лица. Таким образом, объединив капиталы многих участников рыночных отношений, можно планировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образований, действующих на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования. Они именуются юридическими лицами [28].

Согласно ст. 44 ГК Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [10].

Рассмотрим признаки юридического лица. 

Юридическим лицом признается:

– организация;

– имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Имущественная обособленность означает, что имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей (участников) и от имущества всех других физических и юридических  лиц, имущества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц [3, с. 39].

Так, например, в обществе с ограниченной ответственность имущество принадлежит на праве собственности, а участники общества имеют обязательственные права в отношении имущества общества;

– несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.  Это означает, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.

Например, участники общества с ограниченной ответственность не отвечают по его обязательствам и лишь несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В ГК Республики Беларусь и других законодательных актах  содержатся правила согласно которым  участники общества с ограниченной ответственностью могут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам. Так, в соответствии с ч.2 п.3 ст.52 ГК Респулики Беларусь если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам [10].

Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью. Учредительными документами такого общества может быть предусмотрен иной порядок распределения дополнительной ответственности между его участниками [25].

Производственные и  потребительские кооперативы, а  также общественные организации  построены на условиях членства в  них. Их участники также не отвечают по обязательствам юридического лица. Однако члены производственного  кооператива (артели) несут субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (п. 1 ст. 107 ГК). Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (п. 4 ст. 116 ГК).

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены  ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных  учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК).

– может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;

– участие в гражданском обороте и в суде от своего имени.

Данная норма означает, компетентный орган или представитель  юридического лица могут быть истцом или ответчиком в суде, также юридическое лицо самостоятельно выступает в отношениях с органами государственной власти и управления и с другими юридическими лицами;

– прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом [10].

Кроме выше перечисленных  признаков юридического лица, названных в законодательстве, можно отметить, что юридическое лицо должно иметь организационное единство. Под организационным единством понимают, что юридическое лицо имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных единиц, каждая их которых обладает соответствующей компетенцией [3, с. 39].

Таким образом, можно  отметить, что в законодательстве достаточно четко закреплены признаки юридического лица.  В реалиях современной жизни люди постоянно объединяются в различные группы и союзы, при этом объединяя капитал для достижения какой-либо цели. Основной правовой формой такого совместного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Информация о работе Понятие и виды юридических лиц