Понятие основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений;
2. дать понятие юридическому лицу, рассмотреть их виды.
3.выяснить что такое Парламент РФ.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 95.30 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

   Переход к рыночной экономике, реформирование социально-экономических отношений, кардинальное изменение гражданского законодательства, повлекли за собой серьезные изменения в гражданском праве. Однако все эти реформы никак не затронули теорию юридических фактов, и сегодня она выглядит так же, как и пятьдесят лет назад.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие основания  возникновения, изменения и прекращения  гражданских правоотношений;

2. дать понятие юридическому лицу, рассмотреть их виды.

3.выяснить что такое  Парламент РФ.

Объект исследования –  основания возникновения, изменения  и прекращения гражданских правоотношений, юридические лица, их виды, Парламент РФ.

Предметом исследования являются юридические лица, способы образования и прекращения юридического лица, общественные отношения, связанные с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Парламент РФ.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

 

 

    1. 1.1 Понятие юридического факта

    Содержащиеся в гражданском законодательстве правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают гражданских правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются гражданскими юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и гражданским правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно гражданское правоотношение.

    Под гражданскими юридическими фактами следует понимать обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

   Всякое фактическое обстоятельство становится юридическим фактом в том случае, если оно подпадает под действие нормы права, которая предусматривает для такого рода обстоятельства возникновение каких-либо последствий. При этом раз и навсегда установить грань между двумя рассматриваемыми группами обстоятельств едва ли удастся: право постоянно развивается, формулируя новые правила и связывая их применение с новыми типами явлений и процессов.

 

 

 

 

 

    1. Состав юридического факта

Норма права не содержит перечня индивидуальных жизненных  обстоятельств, а обобщенно закрепляет общие требования к правовой модели обстоятельства (процесса или явления), которое, произойдя в реальной жизни, станет юридическим фактом.

Таким образом, для того чтобы  возникли предусмотренные правом последствия, явление или процесс должны не только реально наступить, но и соответствовать  всем тем признакам, которые установлены  нормой права применительно к  правовой модели обстоятельства (см., например, ст. 339 ГК РФ).

Для понимания природы  состава юридического факта необходимо иметь в виду, что его элементами являются лишь те признаки, условия, характеристики, которым норма права придает  юридическое значение и которые  характеризуют правовую модель обстоятельства. Отсутствие элемента, предусмотренного в норме права, не позволяет возникнуть юридическому факту. Иными словами, если норма права помимо собственно самого обстоятельства требует наличия  и некоторых иных элементов, наступившее  жизненное обстоятельство в реальной обстановке должно отвечать предъявляемым  требованиям. В противном случае жизненное обстоятельство так и  останется фактическим обстоятельством, не повлекшим наступление юридических  последствий.

Состав юридического факта  – это самостоятельная правовая категория. Она охватывает собой  как сами жизненные явления и  процессы, так и отличающие их признаки, свойства, качества и условия, требования о которых вытекают из нормы права.

Например, ст. 302 ГК РФ предусматривает  возможность истребования имущества  от добросовестного приобретателя, закрепляя некоторые условия, при которых юридический факт (требование имущества) повлечет возникновение желаемых последствий в виде возврата имущества. При этом п. 3 ст. 302 устанавливает, что деньги и ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.  И если гражданин приобрел ценные бумаги на предъявителя у лица, которое похитило их у правообладателя, но приобретатель об этом не знал и не мог знать, прежний обладатель этих бумаг не вправе истребовать их у этого гражданина.

К элементам юридического состава относятся не только характеристики самого жизненного обстоятельства, но и условия, связанные с его  субъектом и объектом. В частности, к элементам юридического факта, характеризующим субъектов, можно  отнести добросовестность, состояние  в родстве или нахождение на иждивении  и некоторые другие характеристики; к элементам юридического факта, определяющим объект, – такие свойства как неделимость, потребляемость вещей  или их принадлежностный характер и  т. д. В некоторых случаях нормы  права упоминают не только юридические  характеристики (добросовестность, невиновность субъектов, и проч.), но и естественные (натуральные) свойства явления (его  субъекта или объекта), например, неделимость  вещи (ст. 133 ГК РФ), потребляемость вещи (ст. 607 ГК РФ), и т. п. Таким образом, право и за некоторыми естественными  свойствами признает значение для целей "становления" юридического факта.

 

 

 

 

 

 

    1. Классификации юридических фактов по различным основаниям

    Подразделение юридических фактов по признаку зависимости их человеческой воли традиционно признается основной классификацией в теории юридических фактов.

    Между тем "волевая" классификация не является универсальной.

Создать одну общую (универсальную) классификацию юридических фактов вообще невозможно, поскольку в такой  классификации должны были бы использоваться одновременно несколько признаков (критериев).

Выбор критерия классификации  определяется теми задачами, которые  поставлены при проведении самого исследования. Например, юридические факты классифицируют в зависимости от закрепления  их в объективной форме. Безусловно, юридические факты, представляющие собой реальные жизненные обстоятельства, не всегда могут быть оформлены документально, и формы их закрепления могут  быть различными: те, которые оформлены  документами, магнитными записями, фотографиями и иным образом, признают оформленными; те, которые существуют в незафиксированном  виде, – неоформленными.

    За основу классификации юридических фактов берутся и иные критерии, и поэтому, как было сказано, в цивилистической науке существует немало различных классификаций юридических фактов. К сожалению, нередко правоведы забывают о том, что классификация тогда целесообразна и значима, когда она оправдана практикой и основана на фактах.

Существует основная систематизация юридических фактов по квалификационным критериям:

1) последствия, к которым  приводит юридический факт;

2) форма юридических фактов (положительные и отрицательные);

3) характер действия юридического  факта (факты ограниченного (однократного) действия и факты-состояния);

4) характер связи факта  с индивидуальной волей лиц  (юридические события и юридические  действия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Парламент Российской  Федерации

 

2.1 Парламент как государство

   Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

   Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. 
  Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента. 
  Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

 

 

К ведению Совета Федерации  относятся:


а) 

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) 

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) 

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) 

решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации;

д) 

назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) 

отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) 

назначение на должность  судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) 

назначение на должность  и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) 

назначение на должность  и освобождение от должности заместителя  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.


из статьи 102 Конституции  Российской Федерации

 

 

К ведению Государственной  Думы относятся:


а) 

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) 

решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации;

в) 

назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) 

назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов;

д) 

назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) 

объявление амнистии;

ж) 

выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.


из статьи 103 Конституции  Российской Федерации 

  Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

   Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. 
   Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

 

 

 

3. Понятие и сущность юридического лица. Способы образования и прекращения юридического лица. Виды юридического лица

 

3.1 Юридическое лицо как субъект гражданского права

  Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми, как существами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами.

  В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать истоки понятия юридического лица. многие ученые относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права. Отмечая незначительный удельный вес таких субъектов в гражданском обороте Рима и отсутствие самого термина "юридическое лицо", такие ученые тем не менее делают вывод о том, что "основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо".

Что же такое юридическое  лицо? Интересный ответ на вопрос находим у Г.Ф.Шершеневича: "... под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права". Из этого определения автор делает два принципиальных вывода в которых можно обнаружить ряд признаков юридического лица. Во-первых, являясь самостоятельным субъектом, юридическое лицо существует независимо от других субъектов, в том числе от тех которые образовали юридическое лицо и входят в его состав. Поэтому такое юридическое лицо может вступать с ними в сделки на правах равного партнера. Во-вторых, так как юридическое лицо - субъект, лишенный личностного начала, ему должны быть чужды права связанные с физической природой человека. Так, юридическое лицо не может вступать в брачные отношения, вряд ли можно говорить о чести, достоинстве юридического лица.

Информация о работе Понятие основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений