Понятие служебной и коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:23, контрольная работа

Описание

Цели и задачи контрольной работы состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

Содержание

1.Коммерческая тайна 4
1.1Понятие коммерческой тайны 4
1.2Субъекты и содержание права на коммерческую тайну 7
1.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны 9
2. Служебная тайна. 12
2.1 Понятие служебной тайны 12
2.2 Правовая защита информации в режиме служебной тайны 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

кр по праву.docx

— 40.82 Кб (Скачать документ)

                  Кафедра социальных наук, педагогики и права

         
         
         
        Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»

             На тему: «Понятие служебной и коммерческой тайны» 
         
         
         
         

   
   
 
 
 
 

 
Содержание

1.Коммерческая  тайна 4

1.1Понятие  коммерческой тайны 4

1.2Субъекты  и содержание права  на коммерческую  тайну 7

1.3 Режим коммерческой  тайны и ответственность  за нарушение режима  коммерческой тайны 9

2. Служебная тайна. 12

2.1 Понятие служебной  тайны 12

2.2 Правовая защита  информации в режиме  служебной тайны 13

Заключение 15

Список  используемой литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Служебная и коммерческая тайна представляют собой такой вид информации, которая  имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к которой нет  свободного доступа на законном основании  и обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

     Введение  особой правовой охраны служебной и  коммерческой тайны обусловлено  необходимостью защитить законные интересы участников товарного оборота, затрачивающих  время и средства на разработку и  внедрение передовых технологий и методов ведения бизнеса, которые не всегда могут быть защищены с помощью традиционных форм правовой охраны.

     Рассматриваемые тайны существовали всегда. А поскольку  в настоящее время можно наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

     Служебная и коммерческая тайна рассматриваются  как объекты интеллектуальной собственности, но их правовая охрана отличается от охраны традиционных объектов, охраняемых авторским  и патентным правом.

     Правовая  охрана служебной и коммерческой тайны осуществляется в соответствии со следующими актами:

     Ст. 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

     Ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках";

     Законом РФ "Об информации, информатизации и  защите информации".

     Данный  закон хотя и не содержит специальных  правил, посвященных охране служебной  и коммерческой тайны, но включает целый  ряд норм, раскрывающих понятие информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации.

     Из  числа подзаконных актов можно  выделить постановление Правительства  РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О  перечне сведений, которые не могут  составлять коммерческую тайну".

     Цели  и задачи контрольной работы состоят  в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая и служебная  тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной  службы, а также попытаться найти  методы их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1.Коммерческая тайна

1.1Понятие коммерческой тайны

 

     Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну  как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности  третьим лицам, к которой нет  свободного доступа на законном основании  и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая  всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, коммерческая тайна обладает родом специфических особенностей.

     Прежде  всего следует отметить, что в  се основе лежит монополия определенного  лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает  обладатель коммерческой тайны, хотя и  предоставляют ему известные  возможности для ограждения его  интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего  от самого правообладателя, от полноты  и результативности принимаемых  им мер по сохранению его фактической  монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.

     Важной  особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность  среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными  знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.

     Вместе  с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных  с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство  вправе осуществлять контроль за деятельностью  предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать  воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно  законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких  сведений установлен постановлением Правительства  РФ «О перечне сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35, а также некоторыми другими актами. В частности, не могут  составлять коммерческую тайну учредительные  документы; документы, дающие право  заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для  проверки правильности исчисления и  уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе  работающих, их заработной плате и  условиях труда и др.' '

     Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для Предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

     Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания, ее охраноспособности, государственной  регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также  имеет

     значение  в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

     Таковы  основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Их анализом, однако, характеристика коммерческой тайны не ограничивается. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к коммерческой тайне  закон устанавливает ряд критериев  охраноспособности, которым она  должна способствовать, чтобы пользоваться правовой охраной. Особенностью рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности  является то, что проверка охраноспособности  коммерческой тайны осуществляется не в порядке специальной предварительной  процедуры, а только тогда, когда  право на коммерческую тайну нарушается или оспаривается и требуется  установить, существует ли оно вообще.

     Российское  законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне  следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности  третьим лицам. В соответствии с  данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются  те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т. д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эта сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной.

     Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободною доступа  на законном основании. Если соответствующая  информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой  продукции, знакомства с публикациями и т. п., она коммерческой тайной не признается.

     В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для се охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Следует подчеркнуть, что при значимости всех названных выше условий охраноспособности коммерческой тайны последнее из них является, пожалуй, решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязанность по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.

1.2Субъекты и содержание права на коммерческую тайну

 

       Исходя из того, что коммерческой  тайной в соответствии с действующим  законодательством признаются лишь  сведения, касающиеся предпринимательской  деятельности, субъектами права  на коммерческую тайну являются  лица, которые занимаются такой  деятельностью. Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом на охрану коммерческой тайны в РФ пользуются иностранцы. На них распространяются без каких-либо изъятий общие правила, действующие на территории РФ. Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики, пользоваться ею в своих коммерческих целях и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Рассматриваемое право имеет, как это можно заметить, две тесно взаимосвязанные, но все же относительно самостоятельные стороны. Первую из них образует возможность правообладателя на собственные активные действия, направленные на сохранение конфиденциальности информации и извлечение преимуществ из данного обстоятельства. В этих целях субъект права на коммерческую тайну может использовать любые допускаемые законом средства по обеспечению секретности информации. К ним относятся различные организационные меры, связанные, в частности, с подбором кадров, организацией документооборота, введением пропускного режима и т. п. Важное значение имеет разработка к принятие локальных правовых актов, таких, например, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране коммерческой тайны, инструкции по работе с документацией и т. п. Необходимой мерой для обеспечения охраны коммерческой тайны является возложение на лиц, владеющих соответствующими сведениями в силу своей служебной деятельности, обязанности по их неразглашению. В этих целях в трудовые договоры и контракты с работниками, а также другими привлекаемыми лицами может включаться специальное условие о сохранении конфиденциальности сведений о предприятии и об ответственности за его нарушение. Возможно оформление и особого обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Наконец, обладатель коммерческой тайны может применять любые разрешенные законом технические средства охраны помещений, защиты телефонных переговоров от прослушивания и т. п.

Информация о работе Понятие служебной и коммерческой тайны