Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:23, контрольная работа
Цели и задачи контрольной работы состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.
1.Коммерческая тайна 4
1.1Понятие коммерческой тайны 4
1.2Субъекты и содержание права на коммерческую тайну 7
1.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны 9
2. Служебная тайна. 12
2.1 Понятие служебной тайны 12
2.2 Правовая защита информации в режиме служебной тайны 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Кафедра социальных наук, педагогики и права
Контрольная
работа по дисциплине «Правоведение»
На тему: «Понятие служебной и коммерческой
тайны»
Содержание
1.Коммерческая тайна 4
1.1Понятие коммерческой тайны 4
1.2Субъекты и содержание права на коммерческую тайну 7
1.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны 9
2. Служебная тайна. 12
2.1 Понятие служебной тайны 12
2.2 Правовая защита информации в режиме служебной тайны 13
Заключение 15
Список
используемой литературы 16
Введение
Служебная и коммерческая тайна представляют собой такой вид информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Введение особой правовой охраны служебной и коммерческой тайны обусловлено необходимостью защитить законные интересы участников товарного оборота, затрачивающих время и средства на разработку и внедрение передовых технологий и методов ведения бизнеса, которые не всегда могут быть защищены с помощью традиционных форм правовой охраны.
Рассматриваемые тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее время можно наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.
Служебная и коммерческая тайна рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности, но их правовая охрана отличается от охраны традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом.
Правовая охрана служебной и коммерческой тайны осуществляется в соответствии со следующими актами:
Ст. 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
Ст.
10 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении
Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации".
Данный закон хотя и не содержит специальных правил, посвященных охране служебной и коммерческой тайны, но включает целый ряд норм, раскрывающих понятие информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации.
Из числа подзаконных актов можно выделить постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
Цели
и задачи контрольной работы состоят
в том, что, во-первых, понять вообще,
что такое коммерческая и служебная
тайна и какие различия существуют
между ними, во-вторых, определить их
роль в правовых отношениях, в–третьих,
выявить и проанализировать проблемы,
стоящие перед органами государственной
службы, а также попытаться найти
методы их решения.
Гражданский
кодекс РФ определяет коммерческую тайну
как информацию, имеющую действительную
или потенциальную коммерческую
ценность в силу ее неизвестности
третьим лицам, к которой нет
свободного доступа на законном основании
и по отношению к которой обладатель
информации принимает меры к охране
ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая
всем признакам, свойственным интеллектуальной
собственности, и будучи одним из
ее объектов, коммерческая тайна обладает
родом специфических
Прежде всего следует отметить, что в се основе лежит монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.
Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.
Вместе
с тем возможности
Специфической
чертой коммерческой тайны, выделяющей
ее среди других объектов интеллектуальной
собственности, является неограниченность
срока ее охраны. Право на коммерческую
тайну действует до тех пор, пока
сохраняется фактическая
Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания, ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет
значение в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.
Таковы
основные особенности коммерческой
тайны как объекта
Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т. д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эта сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободною доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т. п., она коммерческой тайной не признается.
В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для се охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Следует подчеркнуть, что при значимости всех названных выше условий охраноспособности коммерческой тайны последнее из них является, пожалуй, решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязанность по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.
Исходя из того, что коммерческой
тайной в соответствии с