Понятия и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:11, реферат

Описание

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Содержание

Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки права.docx

— 27.85 Кб (Скачать документ)

Понятие и признаки права 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Возникновение и развитие права.

Понятие и признаки права.

Понятие правосознания.

Основные функции правосознания.

Виды правосознания.

Структура правосознания.

Понятие правовой культуры.

Подразделение правовой культуры на виды.

Структура правовой культуры.

Взаимодействие правовой культуры с другими областями  культуры.

Взаимодействие права  и культуры. Роль закона в формировании культуры.

Список использованной литературы.  

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА

В родовой общине или в  племени действовали правила  поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы  обычаев, нормы обычного права, которые  регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые  отношения.

Особенностью норм поведения  в родовой общине было то, что  нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и  обязанностей. Исполнение норм поведения  обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся  правила, а также при необходимости  обеспечивалось общественным мнением  родовой общины или племени.

В процессе перехода от первобытности  к государственной организации  общества возникает право. Источниками  права являются: 1. санкционированные  государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений; 2. юридический  прецедент, которому государство придает  юридически обязательную силу для аналогичных  дел; 3. издание государством нормативных  актов, содержащих нормы права.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом  общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Есть различные точки  зрения о том, что такое право, но все они имеют ряд общих  положений: - право - это социальное явление, без которого невозможно существование  цивилизованного общества; - право  в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в  целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; - право  частной собственности является основой всех прав человека.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят  от государства, сформулированы в специальных  государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и  интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Признаками права являются: - общеобязательная нормативность; - выражение  норм в законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право действует  через дозволения, через субъективное право; - государственная обеспеченность.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Важнейшим признаком правового  государства, обязательным условием его  построения является высокий уровень  правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ  мышления, нормы и стандарты поведения.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере  правового регулирования, так и  в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости  служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой  и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Правовую активность следует  отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно  считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь  служат цель, средства ее достижения и  общественно значимый результат  деятельности в правовой сфере. Не следует  относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным  лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности  профессиональным долгом, юриста и  заключается в обязанности безупречно служить закону.

Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три  уровня: 1. если субъект права при  самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется  состоянием правосудия, законности и  правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп  и слоев населения, а также  индивидов, имеющие юридическое  значение. Они концентрируются в  правосознании. Наивысшими среди них  являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области  права и правовой действительности, можно считать ценностью в  конкретных исторических условиях. И  сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в  какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства  личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Правовую, в том числе  профессионально-правовую, культуру юристов  можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию  и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как  качественное состояние правовой жизни  общества на каждом данном этапе его  развития. Это позволит охватить и  оценить правовую жизнь в целом  и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно  к этому подходу принято считать  определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния  правовой жизни общества, выражающегося  в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной  деятельности, правосознания и правового  развития личности, а также в степени  свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и  личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих  условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом  аспекте правовая культура - это  знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные  знания законов и подзаконных  актов, а также источников права, правильное понимание принципов  права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву  и практике его применения в строгом  и точном соответствии с правовыми  предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и  идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и отражению  в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом  аспекте соответственно включает следующие  наиболее крупные элементы, которые  у юристов-профессионалов имеют  свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон  государственную волю; - правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными  правами и обязанностями; - правосознание  как систему духовного отражения  всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных  органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ  КУЛЬТУРЫ

Правовая культура функционирует  во взаимодействии с другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической) , эстетической, религиозной и т.д. При этом в  специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются  черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного  общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного  соответствия между всеми элементами правовой культуры магистральная линия  укрепления в обществе законности и  правопорядка.

В связи с этим особо  значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное  поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через  нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного  варианта поведения) . Поэтому основными  составляющими профессионально-юридической  культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА  И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Связь права и культуры не так явна, как соотношение права  и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право  является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию  общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

Право определяет и специфический  вид общей культуры общества - правовую культуру.

Правовая культура - это  одновременно: - определенный уровень  правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; - состояние процессов правотворчества  и реализации права; - специфические  способы правовой деятельности; - результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных  людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться  на личностном уровне, когда акценты  смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда  обращается внимание на функционирование социального организма в его  целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.

Основополагающей культурной ценностью являются само право и  правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений  и как основной источник права  является пока непревзойденным и  всеобъемлющим среди всех средств  социального регулирования и  контроля. Конструирование правовых законов важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей  матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо  подчеркнуть: законы способны, если они  совершенные, формировать в том  числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно  указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать  надлежащего правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального  порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры  по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление  правосудия по уголовным или гражданским  делам и т.д.

Относительная самостоятельность  закона в том и проявляется, что  он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к  решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные  нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через  посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются  или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую  культуру в широкие массы. Таким  образом, любое состояние правовой культуры интериорное (отражающее психические  процессы) , нормативное (фиксирующее  совокупность норм права) , поведенческое (указывающее на характер действий) , объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в  той или иной степени закону и  испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно  как и любая другая разновидность  культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой  культуры при ориентации его на средний  уровень и преодоление уровня низкого.

Информация о работе Понятия и признаки права