Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:11, реферат
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.
Понятие и признаки права
СОДЕРЖАНИЕ
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании культуры.
Список использованной литературы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются: 1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений; 2. юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.
Есть различные точки
зрения о том, что такое право,
но все они имеют ряд общих
положений: - право - это социальное
явление, без которого невозможно существование
цивилизованного общества; - право
в нормативной форме должно отражать
требования общечеловеческой справедливости,
служить интересам общества в
целом, а также учитывать
Право - это система норм
и правил поведения, которые исходят
от государства, сформулированы в специальных
государственно-нормативных
Признаками права являются:
- общеобязательная нормативность; - выражение
норм в законах или в других
нормативно-правовых актах, признаваемых
государством; - право действует
через дозволения, через субъективное
право; - государственная
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет
собой разновидность общей
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ
Как и правосознание, правовая
культура подразделяется на правовую
культуру общества, группы (коллектива)
и индивидуальную правовую культуру
(личности) . Высший уровень правовой
культуры индивида - это правовая активность.
Она проявляется, во-первых, в готовности
личности к активным сознательным,
творческим действиям как в сфере
правового регулирования, так и
в сфере реализации права, во-вторых,
в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности) , в основе
чего лежит убеждение в
Правовую активность следует
отличать от правомерного поведения. Не
всякое правомерное поведение можно
считать осуществлением такой активности.
Критериями разграничения здесь
служат цель, средства ее достижения и
общественно значимый результат
деятельности в правовой сфере. Не следует
относить к ней и просто инициативное
исполнение своих обязанностей должностным
лицом. Такая инициатива является прямым
служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и
заключается в обязанности
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня: 1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется
состоянием правосудия, законности и
правопорядка. В нее входят ценностные
ориентации общества, социальных групп
и слоев населения, а также
индивидов, имеющие юридическое
значение. Они концентрируются в
правосознании. Наивысшими среди них
являются ориентации на общечеловеческие
ценности, а их ядром - человеческая
личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области
права и правовой действительности,
можно считать ценностью в
конкретных исторических условиях. И
сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в
какой позволяет людям
Правовую, в том числе
профессионально-правовую, культуру юристов
можно рассматривать в двух аспектах:
как оценочную (аксиологическую) категорию
и как категорию
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура
- это глубокие, объемные и формализованные
знания законов и подзаконных
актов, а также источников права,
правильное понимание принципов
права и задач правового
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержательный анализ правовой
культуры предполагает понимание ее
как системы осуществленных и
идеальных элементов, относящихся
к сфере действия права и отражению
в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом
аспекте соответственно включает следующие
наиболее крупные элементы, которые
у юристов-профессионалов имеют
свое определенное содержание и качественный
уровень: - право как систему норм,
выражающих возведенную в закон
государственную волю; - правоотношения
как систему общественных отношений,
участники которых обладают взаимными
правами и обязанностями; - правосознание
как систему духовного
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ
Правовая культура функционирует
во взаимодействии с другими областями
(или сферами) культуры: политической,
нравственной (этической) , эстетической,
религиозной и т.д. При этом в
специфическом содержании правовой
культуры обязательно проявляются
черты и особенности, свойственные
как господствующей культуре данного
общества, так и отдельным ее областям.
Обеспечение максимального
В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание
как элемент нравственной культуры
служит непосредственным внутренним (личностным)
механизмом определения правовой позиции
(выбора правомерного или противоправного
варианта поведения) . Поэтому основными
составляющими профессионально-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Связь права и культуры
не так явна, как соотношение права
и политики, права и морали. Но
она существует, поскольку право
является весомой частью общечеловеческой
культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к правовому
Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура - это
одновременно: - определенный уровень
правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности;
- состояние процессов
Каждый из названных срезов
правовой культуры может рассматриваться
на личностном уровне, когда акценты
смещаются в сторону личностных
свойств и качеств, и на уровне
универсалистких обобщений, когда
обращается внимание на функционирование
социального организма в его
целостности. И в том, и в другом
случае принимается во внимание деятельное
творческое начало, обеспечивающее движение
по пути прогресса и цивилизованности.
Такое понимание отвечает широкому
взгляду на культуру вообще как на
категорию, объединяющую все ценности,
созданные человечеством в
Основополагающей культурной
ценностью являются само право и
правовые законы. Закон как инструмент
организации общественных отношений
и как основной источник права
является пока непревзойденным и
всеобъемлющим среди всех средств
социального регулирования и
контроля. Конструирование правовых
законов важнейшее завоевание цивилизации.
Рано или поздно, но в идеале зрелая
культура неизбежно порождает
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.
Относительная самостоятельность
закона в том и проявляется, что
он способен активно воздействовать
на все проявления правовой культуры.
Во-первых, будучи отражением правовой
идеологии, закон способен питать правовые
идеи, способствовать появлению новых,
более прогрессивных подходов к
решению проблем правового
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.