Поощрение и защита прав женщин в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:10, реферат

Описание

Данная тема меня очень заинтересовала, потому что она является актуальной в наше время. С давних пор в обществе сложилось мнение, что женщина является слабым полом, и поэтому она не создана для принятия и выполнения важных дел. Они не участвуют в принятии решений предусмотренным законодательством. Все, чем она может заниматься, так это быть домохозяйкой, воспитывать детей.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).docx

— 37.55 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Поощрение  и защита прав женщин в Республике Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил

студент 2 курса 23 группы

Специальности  СР (СМПД)

Соц-пед  факультета

Велюк Юлия Владимировна

г. Брест, 2011

 Данная тема меня очень заинтересовала,  потому что она является актуальной в наше время. С давних пор в обществе сложилось мнение, что женщина является слабым полом, и поэтому она не создана для принятия и выполнения важных дел. Они не участвуют в принятии решений предусмотренным законодательством. Все, чем она может заниматься, так это быть домохозяйкой, воспитывать детей.

 С уровнем  роста безработицы сокращаются  рабочие места, и в результате этого с рабочих мест первыми  увольняют женщин, и последними нанимают  на работу, итогом является то, что у  женщин более продолжительные сроки  безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус.

 В последнее  время большое внимание уделяется  проблемам женщин. Физическое, половое и психологическое насилие в отношении женщин является серьезнейшим нарушением прав человека. Женщины являются объектами насилия дома, на рабочем месте и в других местах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Одним из основных социальных достижений уходящего столетия является изменение социального статуса женщины, которая, став основным объектом и субъектом общественных преобразований, убедительно доказала, что укоренившаяся в обществе идеология "природного предназначения женщины" отнюдь не исчерпывает всего спектра социальных возможностей и притязаний женского пола.

 Вместе с  тем следует признать, что эти  глобальные перемены носят скорее внешний  характер. До сих пор роль женщин в развитии общества не в полной мере соответствует их потенциальным  возможностям и требованиям социальной справедливости. Объективное положение  женщин меняется не так быстро, как  хотелось бы: дискриминация из открытой становится скрытой. А ведь любая  дискриминация, явная или скрытая, противоречит гуманистическим принципам  современной культуры и препятствует становлению демократии, уважению прав человека.

 Следует признать, что на уровне законодательных установлений никаких дискриминационных положений  по отношению к женщинам в республике нет. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) содержит широкий перечень признаков, по которым дискриминация по признаку пола не допускается. Так, согласно статье 22 все равны перед законом и  имеют право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов.

 Женщины и  мужчины имеют право свободно избирать и быть избранными (ст. 38), в  соответствии со способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного  доступа к любым должностям в  государственных органах (ст. 39), право  на выбор профессии, рода занятий  и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42), право на охрану здоровья, право на образование (ст. 49) и на социальное обеспечение  в старости (ст. 47). В области семейных отношений супруги также полностью  равноправны. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся  под защитой государства (ст. 32).

 Положения Конституции  конкретизируются в нормах различных  отраслей права. Так, особенности трудовых правоотношений с женщинами регулируются Кодексом законов о труде Республики Беларусь (глава XI). Действующее трудовое законодательство по своей сути основано на защитной идеологии по отношению  к женщине, выражающейся в таких  понятиях, как "помощь женщине", "улучшение  положения женщин", "льготы работающим женщинам". При этом существующая система льгот в сфере занятости  дополнилась в последнее время  еще одним элементом: женщинам, воспитывающим  троих и более детей, ребенка-инвалида, а также одиноким женщинам, включая  разведенных и вдов, воспитывающих  двух детей, предоставляется один свободный  от работы день в неделю с оплатой  в размере среднего дневного заработка. С точки зрения улучшения условий  совмещения профессиональных и семейных ролей женщины эта льгота является благом. В то же время она отнюдь не способствует повышению конкурентоспособности женской рабочей силы на рынке труда.

 В настоящее  время делается первый шаг в направлении  постепенной отмены специальных  мер для женщин в сфере занятости. В подготовленном к рассмотрению в Национальном Собрании проекте  нового Трудового кодекса некоторые  статьи, регулирующие трудовые правоотношения с женщинами, сформулированы таким  образом, что позволяют им самим  решать, пользоваться или нет предоставляемыми законом льготами. Речь идет о статьях, регламентирующих ночные, сверхурочные работы, направление в командировку и т. д.

 Брачные и  семейные отношения регулируются Кодексом о браке и семье Республики Беларусь, который действует с 1969 г. В связи с развитием в  стране рыночных отношений данный кодекс нуждается в адекватном реформировании. Так, развитие частной собственности  настоятельно требует введения института  брачного контракта в целях защиты имущественных прав супругов. Соответствующего правового регулирования требуют  институты общей совместной собственности, взаимной ответственности супругов за содержание и воспитание детей. Очевидно, что в процессе законодательного реформирования должны найти свое отражение  и быть закреплены в законодательных  нормах положения о правах, в том  числе имущественных, о признании  законодательством последствий  так называемого гражданского брака  без его официальной регистрации  и т. д. Подготовленный для рассмотрения в Национальном Собрании и принятый Палатой представителей во втором чтении проект Кодекса отражает многие из вышеперечисленных моментов.

 В Уголовном  кодексе в отношении женщин предусмотрены  следующие особые положения:

  • женщины не могут быть приговорены к смертной казни (ст. 22), к ним не может быть применено пожизненное наказание (ст. 221), для женщин существуют некоторые отличия в режимах отбывания наказания в виде лишения свободы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, не могут быть подвергнуты аресту (ст. 232);
  • уголовная ответственность за нарушение прав при приеме на работу беременных женщин и кормящих матерей (ст. 136), уголовная ответственность за изнасилование женщины (ст. 115), за половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 115), за понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 116), за незаконное производство аборта (ст. 114);
  • совершение преступления женщиной в состоянии беременности является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность (ст. 37); убийство женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности, является отягчающим вину обстоятельством (ст. 100).

 В процессе реформирования законодательства в этой сфере необходимо обеспечить женщинам равную защиту со стороны закона при расследовании  и судебном разбирательстве насильственных преступлений против женщин, включая  насилие в семье и сексуальные  домогательства на рабочем месте (за последние три года не было прецедентов  судебных разбирательств по ст. 116), за торговлю женщинами в целях проституции.

 Гендерная экспертиза существующих и разрабатываемых  законодательных актов направлена на создание правовой базы подлинно равных возможностей. Эгалитарное понимание  принципа равенства полов предполагает движение к более развитому обществу, основанному на гарантированном  равенстве возможностей для самореализации личности.

 К сожалению, многие юридические нормы, закрепленные в законодательстве, далеко не всегда реализуются на практике. Поэтому  существует разрыв между равенством прав женщин и мужчин по закону и  реализацией этих прав в реальной жизни. В условиях реформирования политической и экономической системы общества к существующим проблемам, отражающим фактическое неравенство женщин в основных сферах жизнедеятельности, прибавились новые.

 Ухудшение положения  женщин в переходный период проявляется  в чрезмерно высокой их трудовой нагрузке, как на производстве, так и в быту; феминизации бедности, росте женской безработицы; незначительном представительстве женщин в органах законодательной и исполнительной власти, особенно в высших ее эшелонах; снижении показателей здоровья и продолжительности жизни; росте детской и материнской смертности; распространении асоциальных форм поведения и насилия в семье, обществе и т. д.

 Наиболее  остро существующие проблемы проявляются  в сфере занятости. В 1997 г. в отраслях экономики республики трудилось 2,08 млн. женщин. Наряду с тенденцией уменьшения женской занятости в отраслях материального производства, наблюдается  столь же устойчивая тенденция увеличения женской занятости в непроизводственных отраслях (в 1,5 раза). Значительное повышение  доли женщин в непроизводственных отраслях, в частности, в сфере образования, является довольно точным показателем  снижения ее социального престижа и, соответственно, оплаты труда. Таким  образом, феминизация бедности имеет  свои материальные предпосылки в  увеличении доли женщин в отраслях материального производства с неудовлетворительными  условиями труда и непроизводственных отраслях с низкой оплатой труда.

 Профессиональная  структура занятости женщин характеризуется  тем, что имея более высокий по сравнению с мужчинами уровень  образования, они реализуют его  в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Доказательством такой ситуации является тенденция, когда при повышении  оплаты труда на рабочих местах, ранее считавшихся традиционно  женскими, происходит немедленное замещение  женщин мужчинами. Так, изменение структуры  занятости по полу в сторону увеличения удельного веса мужчин стало происходить в банковской сфере одновременно с резким возрастанием заработной платы и повышением социального статуса банковской деятельности.

 Серьезной проблемой  в переходный период является безработица. В то время как резкое сокращение реальных доходов сделало заработную плату женщин необходимой для  выживания семьи, рабочие места  сократились, а конкуренция за них  стала более напряженной. В первом квартале 1998 г. численность лиц, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, составила 118,2 тыс. человек, из них 66,6 % женщин. Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда.

 Дискриминация женщин в трудовой сфере проявляется  повсеместно, независимо от форм собственности. Различия проявляются лишь в том, что на частных предприятиях и  в фирмах, которые отличаются более  закрытым характером деятельности, немногочисленным персоналом, контрактной формой занятости  с четко оговоренными условиями, ограниченными сведениями об условиях труда, факты нарушения законодательства не получают широкой огласки даже внутри коллектива. Проявляются эти  факты в самой разнообразной  форме: от невыплаты семейных пособий  до вынужденного подписания обязательств в течение определенного времени  не выходить замуж, не рожать детей  и т. д.

 В целях обеспечения  трудоустройства и социальной защиты от безработицы в республике ежегодно разрабатываются программы занятости  населения, включающие ряд мер по улучшению положения женщин на рынке  труда. Эти программы предусматривают  проведение ярмарок вакансий, направление  женщин на обучение новым профессиям, создание дополнительных рабочих мест для женщин, содействие развитию предпринимательства, расширение масштабов профессионально-технической  подготовки женских кадров, в том  числе для сельской местности  и др. Предусмотрены и мероприятия  по контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости женщин на предприятиях, в организациях и  учреждениях независимо от формы  собственности.

 Наиболее  действенной мерой смягчения  социальных последствий безработицы  является профессиональное обучение, которое все активнее используется службами занятости в восстановлении профессиональной мобильности и  повышении профессиональной конкурентоспособности  женщин. В программу занятости  на 1997 год включен комплекс мероприятий  по профессиональному обучению безработных  женщин. Среди них разработка перечня профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда; организация бесплатного обучения основам предпринимательства и помощи в оформлении документов; организация многопрофильного обучения женщин для работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах; проведение социологических исследований среди безработных женщин по изучению вопросов организации их профессионального обучения.

Информация о работе Поощрение и защита прав женщин в Республике Беларусь