Поощрение и защита прав женщин в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:10, реферат

Описание

Данная тема меня очень заинтересовала, потому что она является актуальной в наше время. С давних пор в обществе сложилось мнение, что женщина является слабым полом, и поэтому она не создана для принятия и выполнения важных дел. Они не участвуют в принятии решений предусмотренным законодательством. Все, чем она может заниматься, так это быть домохозяйкой, воспитывать детей.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (Автосохраненный).docx

— 37.55 Кб (Скачать документ)

 Определенная  работа осуществляется и в направлении  расширения занятости безработных  женщин и развитию их предпринимательства. За 9 месяцев 1997 г. органами Государственной службы занятости содействие в организации предпринимательской деятельности оказано 412 женщинам. Меры по поддержке предпринимательства женщин были включены и в "Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год". В результате их выполнения в сфере торговли и услуг было создано около 1300 новых рабочих мест для женщин. Через средства массовой информации осуществляется пропагандистская поддержка женского предпринимательства.

 Очень сложной  остается ситуация с занятостью женщин в неблагоприятных условиях труда. Удельный вес рабочих мест с вредными условиями труда и тяжелыми работами, на которых заняты женщины, составляет 31,5 % от общего числа таких мест. В условиях тяжелого экономического положения многих предприятий, имеющиеся средства направляются, прежде всего, на выплату заработной платы, а не на модернизацию производства и улучшение условий труда. Проблема осложняется и расширением масштабов занятости на предприятиях и в учреждениях негосударственных форм собственности, на которых вопросы соблюдения стандартов безопасности условий труда, а также контроля за их соблюдением стоят еще острее. Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что в течение ряда лет не собиралась статистическая информация, характеризующая занятость женщин в неблагоприятных условиях труда.

 В то же время  следует отметить некоторые положительные  сдвиги в решении этой проблемы. Так, в последнее время Комитет  по инспекции труда активизировал  работу по контролю за соблюдением  законодательства о труде и правил по охране труда работающих женщин. Комплексные проверки были проведены  на предприятиях и в организациях Министерства торговли (одной из наиболее феминизированных отраслей экономики) и Министерства промышленности. Государственная  экспертиза условий труда при  осуществлении контроля за правильностью  установления льготного пенсионного  обеспечения особое внимание уделяет  предприятиям и организациям с преимущественным применением труда женщин. Министерством  статистики и анализа возобновлен  сбор информации об условиях труда  женщин, предоставляемых льготах  и компенсациях за работу в неблагоприятных  условиях труда. Собирается также информация о временной нетрудоспособности и травматизме женщин на производстве.

 Реформирование  общества, помимо прочего, повлияло и  на участие женщин в осуществлении  властных полномочий и принятии решений  на всех уровнях. Именно в этой сфере  в настоящее время в наибольшей степени проявляется противоречие между растущим вкладом женщин в  прогресс общества и сохраняющимся  их неравенством. Можно констатировать, что женщины республики не являются полноправными участниками процесса принятия решений, имеющих ключевое значение для жизни общества и будущих поколений. Прогресс, достигнутый в расширении представительства женщин во властных структурах можно охарактеризовать простой формулой: возросший потенциал и ограниченные возможности его реализации. Возросший потенциал характеризуется высоким уровнем образования, высокой профессиональной и общественной активностью. Вторая часть формулы убедительно подтверждается цифровыми данными. Особенно наглядно ситуация отстраненности женщин от принятия решений проявляется в сфере законодательной власти и в деятельности политических партий.

 Участие женщин в работе законодательного органа страны характеризуется следующими данными. В Палате представителей на сегодняшний день осталось лишь 5 женщин-депутатов (или 4,5 %). В Совет Республики избрано от областей и назначено Президентом 18 женщин (или 31 % от общего количества), причем одна из них стала заместителем Председателя Совета.

 Удельный  вес женщин в общей численности  членов различных политических партий составляет от 20 % до 50 %. Однако представительство женщин в руководящих партийных органах не адекватно их численному составу и колеблется от 2 % до 15 %. Наибольший разрыв между численностью женщин в партии и представительством в руководящем органе отмечен в Белорусском Народном Фронте (соответственно — 50 % и 2 %), наименьший — (15 % и 12 %) в Объединенной гражданской партии. Это подтверждает мнение о незначительном влиянии женщин на принятие решений в деятельности политических партий. Анализ показал, что ни в одной из партий (кроме женской партии "Надзеi") нет специальной программы продвижения женщин во властные структуры и нет зафиксированных квот представительства женщин в руководящих партийных органах.

 Исполнительную  власть в республике осуществляет Правительство  — Совет Министров — центральный  орган государственного управления. В настоящее время в его  состав входят Премьер-министр, пять его  заместителей, 27 министров и 16 председателей  государственных комитетов, а также  Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и Председатель правления Национального банка. К сожалению, Правительство республики, за исключением одной женщины  — Министра социальной защиты —  состоит исключительно из мужчин. Не намного лучше обстоят дела и в аппарате Совета Министров, в  котором женщины составляют 29,4 %, причем только одна из них занимает должность заместителя начальника управления.

 Несколько иная ситуация складывается в министерствах. Практически во всех министерствах  за прошедшие 5 лет занятость женщин абсолютно и относительно возросла. И на сегодняшний день в 17 из 27 министерств  удельный вес женщин превышает 50 %. В остальных, за исключением силовых (Министерства внутренних дел и Министерства обороны) доля женщин находится в диапазоне от 30 до 50 %. Наиболее феминизированными, по мере уменьшения удельного веса, являются следующие министерства: статистики и анализа (удельный вес женщин среди сотрудников — 90 %), юстиции (73,1 %), торговли (71,3 %), финансов (68,9 %), социальной защиты (60 %), топлива и энергетики (60 %).

 В настоящее  время должности заместителя  министра занимают 10 женщин в следующих  министерствах: архитектуры и строительства, здравоохранения, иностранных дел, промышленности, связи и информатики, социальной защиты, статистики и анализа, топлива и энергетики, труда, юстиции. Это перечисление свидетельствует  о том, что на данном должностном  уровне женщины представлены не только в традиционных министерствах социального  блока. Все чаще женщины занимают должности главных специалистов, начальников отделов и управлений.

 Областью, в которой женщины республики в наименьшей степени смогли реализовать  свой потенциал, является дипломатическая  деятельность. Среди работников загранучреждений Министерства иностранных дел женщины  составляют чуть более 19,0 %.

 Судебная  власть в республике осуществляется через систему судов, в которых  женщины достаточно широко представлены. Еще более феминизированной является адвокатская и нотариальная деятельность: женщин-адвокатов в республике 790 человек (60,8 %), при этом 710 — являются членами коллегии адвокатов.

 Его подводная  часть — вовлеченность женщин в политическую и общественную жизнь  в различных ее формах и проявлениях, их политическое поведение, темпы искоренения  стереотипов. Включенность в политическую жизнь — категория подвижная, зависящая от подъемов и спадов в  экономике и политике, от действий властных институтов.

 Поскольку уровень  участия женщин в государственном  управлении представляет собой важный критерий степени достижения реального  равенства полов, на правительственном  уровне предпринимаются некоторые  шаги в этом направлении. Так, для  контроля и оценки прогресса в  деле расширения участия женщин в  принятии решений в Национальном плане действий по улучшению положения  женщин до 2000 года предусмотрен регулярный сбор и анализ информации по этой проблеме. Этим же планом предусматривается и  формирование резерва кадров на выдвижение, более сбалансированного по признаку пола. Принципом расширения участия  женщин в управлении руководствовались  и при выдвижении женщин в Совет  Республики Национального Собрания.

 Физическое, половое и психологическое насилие  в отношении женщин является серьезнейшим нарушением прав человека. Женщины  являются объектами насилия дома, на рабочем месте и в других местах. Официальной статистики по первым двум направлениям практически не существует. Есть только официальная информация о женщинах как объектах и субъектах регистрируемых преступлений. В то же время эта информация не обеспечивает точного представления о реальной картине в силу высокой латентности многих видов преступлений.

 Подписав  Пекинскую декларацию, Беларусь взяла  на себя ответственность за выявление  и решение проблемы насилия в  отношении женщин. Растущее осознание  широты масштабов и сложности  проблемы насилия в обществе привело  к активизации поиска мер, направленных на сокращение и предупреждение этого  явления.

 Безусловно, самое главное в борьбе с насилием в отношении женщин — решение  коренных социально-экономических  задач, повышение уровня жизни и  духовной культуры людей, снижение напряженности  в обществе, создание атмосферы безоговорочного  неприятия любых форм насилия. Изменение  существующей ситуации требует усилий всего общества, в том числе  и неправительственных организаций.

 Так, Министерством  внутренних дел внесены предложения  в проекты новых Уголовного и  Административного кодексов Республики Беларусь, направленные на усиление мер  ответственности за насильственные преступления, где объектом посягательств  являются жизнь, здоровье женщин и несовершеннолетних, а также на взыскание алиментов  и средств на содержание детей. При  Министерстве внутренних дел создана  рабочая группа по разработке программы  по предупреждению проституции. Подпрограммой "Развитие социального обслуживания семьи и детей", являющейся частью президентской программы "Дети Беларуси", предусмотрено создание приютов, кризисных  центров для женщин и детей, подвергающихся насилию. Работа по созданию одного из таких центров начата в 1997 г. в  Минске.

 Однако, несмотря на принимаемые меры, положение женщин в республике продолжает оставаться сложным и противоречивым. С другой стороны, при всех сложностях переходного  периода, созданы определенные условия, опираясь на которые можно изменить ситуацию к лучшему. К ним можно  отнести: активную разработку новой  и совершенствование существующей законодательной базы с учетом гендерного фактора; формирование национального  механизма, реализующего государственную  политику по отношению к женщинам; принятие и поэтапное выполнение Национального плана действий по улучшению положения женщин на 1996—2000-й  годы и республиканской программы "Женщины Республики Беларусь"; расширение участия женщин в принятии политических, экономических и социальных решений; растущее осознание обществом  и самими женщинами необходимости  перемен в этом направлении. Позитивное влияние на повышение социального  статуса женщин оказывает также  развитие женского движения, расширение социального партнерства женских  общественных организаций с правительственными структурами и активизация гендерных исследований.

 В целом же реализация политических, социальных, экономических и культурных прав женщин предполагает:

  • создание механизма, который обеспечивал бы практическое осуществление всех законодательных положений, контроль и ответственность за их соблюдение;
  • сбор правительственными и неправительственными организациями информации о нарушениях прав человека по признаку пола;
  • отражение таких нарушений во всех видах статистического учета;
  • взаимодействие и координацию деятельности всех органов и механизмов по защите прав человека с целью обеспечения прав женщин;
  • комплексную программу просвещения женщин и населения в целом в области прав человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Положение женщин в республике продолжает оставаться сложным и противоречивым.

  Я считаю, что в первую очередь, необходимо реформировать законодательство в соответствии с международными нормами, повысить уровень правовой культуры населения, создать кризисные центры (приюты) долговременной помощи, консультационные пункты экстренной помощи, организовать телефонные "горячие линии" с квалифицированным персоналом, систему информирования женщин о соответствующих видах помощи и т. д. Необходимо осуществлять сбор статистической информации о случаях насилия в семье, выделив их в отдельную категорию преступлений, ввести показатели по преступлениям в отношении женщин, характеризующих удельный вес дел, закончившихся рассмотрением в суде, проводить исследования, которые позволяют выявить условия, обстоятельства и причины совершения преступления. Кроме того, необходимо активизировать международное сотрудничество в области привлечения к ответственности и наказания лиц, виновных в организации торговли женщинами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 
1.Алексеев С.С. Общая теория социального права. М., 1971.  
2.Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1985.  
3.Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.,1958.  
4.Мазутов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.  
5.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Информация о работе Поощрение и защита прав женщин в Республике Беларусь