Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:10, реферат
Данная тема меня очень заинтересовала, потому что она является актуальной в наше время. С давних пор в обществе сложилось мнение, что женщина является слабым полом, и поэтому она не создана для принятия и выполнения важных дел. Они не участвуют в принятии решений предусмотренным законодательством. Все, чем она может заниматься, так это быть домохозяйкой, воспитывать детей.
Определенная работа осуществляется и в направлении расширения занятости безработных женщин и развитию их предпринимательства. За 9 месяцев 1997 г. органами Государственной службы занятости содействие в организации предпринимательской деятельности оказано 412 женщинам. Меры по поддержке предпринимательства женщин были включены и в "Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год". В результате их выполнения в сфере торговли и услуг было создано около 1300 новых рабочих мест для женщин. Через средства массовой информации осуществляется пропагандистская поддержка женского предпринимательства.
Очень сложной остается ситуация с занятостью женщин в неблагоприятных условиях труда. Удельный вес рабочих мест с вредными условиями труда и тяжелыми работами, на которых заняты женщины, составляет 31,5 % от общего числа таких мест. В условиях тяжелого экономического положения многих предприятий, имеющиеся средства направляются, прежде всего, на выплату заработной платы, а не на модернизацию производства и улучшение условий труда. Проблема осложняется и расширением масштабов занятости на предприятиях и в учреждениях негосударственных форм собственности, на которых вопросы соблюдения стандартов безопасности условий труда, а также контроля за их соблюдением стоят еще острее. Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что в течение ряда лет не собиралась статистическая информация, характеризующая занятость женщин в неблагоприятных условиях труда.
В то же время следует отметить некоторые положительные сдвиги в решении этой проблемы. Так, в последнее время Комитет по инспекции труда активизировал работу по контролю за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда работающих женщин. Комплексные проверки были проведены на предприятиях и в организациях Министерства торговли (одной из наиболее феминизированных отраслей экономики) и Министерства промышленности. Государственная экспертиза условий труда при осуществлении контроля за правильностью установления льготного пенсионного обеспечения особое внимание уделяет предприятиям и организациям с преимущественным применением труда женщин. Министерством статистики и анализа возобновлен сбор информации об условиях труда женщин, предоставляемых льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда. Собирается также информация о временной нетрудоспособности и травматизме женщин на производстве.
Реформирование
общества, помимо прочего, повлияло и
на участие женщин в осуществлении
властных полномочий и принятии решений
на всех уровнях. Именно в этой сфере
в настоящее время в наибольшей
степени проявляется
Участие женщин в работе законодательного органа страны характеризуется следующими данными. В Палате представителей на сегодняшний день осталось лишь 5 женщин-депутатов (или 4,5 %). В Совет Республики избрано от областей и назначено Президентом 18 женщин (или 31 % от общего количества), причем одна из них стала заместителем Председателя Совета.
Удельный вес женщин в общей численности членов различных политических партий составляет от 20 % до 50 %. Однако представительство женщин в руководящих партийных органах не адекватно их численному составу и колеблется от 2 % до 15 %. Наибольший разрыв между численностью женщин в партии и представительством в руководящем органе отмечен в Белорусском Народном Фронте (соответственно — 50 % и 2 %), наименьший — (15 % и 12 %) в Объединенной гражданской партии. Это подтверждает мнение о незначительном влиянии женщин на принятие решений в деятельности политических партий. Анализ показал, что ни в одной из партий (кроме женской партии "Надзеi") нет специальной программы продвижения женщин во властные структуры и нет зафиксированных квот представительства женщин в руководящих партийных органах.
Исполнительную
власть в республике осуществляет Правительство
— Совет Министров —
Несколько иная ситуация складывается в министерствах. Практически во всех министерствах за прошедшие 5 лет занятость женщин абсолютно и относительно возросла. И на сегодняшний день в 17 из 27 министерств удельный вес женщин превышает 50 %. В остальных, за исключением силовых (Министерства внутренних дел и Министерства обороны) доля женщин находится в диапазоне от 30 до 50 %. Наиболее феминизированными, по мере уменьшения удельного веса, являются следующие министерства: статистики и анализа (удельный вес женщин среди сотрудников — 90 %), юстиции (73,1 %), торговли (71,3 %), финансов (68,9 %), социальной защиты (60 %), топлива и энергетики (60 %).
В настоящее
время должности заместителя
министра занимают 10 женщин в следующих
министерствах: архитектуры и строительства,
здравоохранения, иностранных дел,
промышленности, связи и информатики,
социальной защиты, статистики и анализа,
топлива и энергетики, труда, юстиции.
Это перечисление свидетельствует
о том, что на данном должностном
уровне женщины представлены не только
в традиционных министерствах социального
блока. Все чаще женщины занимают
должности главных
Областью, в которой женщины республики в наименьшей степени смогли реализовать свой потенциал, является дипломатическая деятельность. Среди работников загранучреждений Министерства иностранных дел женщины составляют чуть более 19,0 %.
Судебная власть в республике осуществляется через систему судов, в которых женщины достаточно широко представлены. Еще более феминизированной является адвокатская и нотариальная деятельность: женщин-адвокатов в республике 790 человек (60,8 %), при этом 710 — являются членами коллегии адвокатов.
Его подводная часть — вовлеченность женщин в политическую и общественную жизнь в различных ее формах и проявлениях, их политическое поведение, темпы искоренения стереотипов. Включенность в политическую жизнь — категория подвижная, зависящая от подъемов и спадов в экономике и политике, от действий властных институтов.
Поскольку уровень участия женщин в государственном управлении представляет собой важный критерий степени достижения реального равенства полов, на правительственном уровне предпринимаются некоторые шаги в этом направлении. Так, для контроля и оценки прогресса в деле расширения участия женщин в принятии решений в Национальном плане действий по улучшению положения женщин до 2000 года предусмотрен регулярный сбор и анализ информации по этой проблеме. Этим же планом предусматривается и формирование резерва кадров на выдвижение, более сбалансированного по признаку пола. Принципом расширения участия женщин в управлении руководствовались и при выдвижении женщин в Совет Республики Национального Собрания.
Физическое,
половое и психологическое
Подписав Пекинскую декларацию, Беларусь взяла на себя ответственность за выявление и решение проблемы насилия в отношении женщин. Растущее осознание широты масштабов и сложности проблемы насилия в обществе привело к активизации поиска мер, направленных на сокращение и предупреждение этого явления.
Безусловно,
самое главное в борьбе с насилием
в отношении женщин — решение
коренных социально-экономических
задач, повышение уровня жизни и
духовной культуры людей, снижение напряженности
в обществе, создание атмосферы безоговорочного
неприятия любых форм насилия. Изменение
существующей ситуации требует усилий
всего общества, в том числе
и неправительственных
Так, Министерством внутренних дел внесены предложения в проекты новых Уголовного и Административного кодексов Республики Беларусь, направленные на усиление мер ответственности за насильственные преступления, где объектом посягательств являются жизнь, здоровье женщин и несовершеннолетних, а также на взыскание алиментов и средств на содержание детей. При Министерстве внутренних дел создана рабочая группа по разработке программы по предупреждению проституции. Подпрограммой "Развитие социального обслуживания семьи и детей", являющейся частью президентской программы "Дети Беларуси", предусмотрено создание приютов, кризисных центров для женщин и детей, подвергающихся насилию. Работа по созданию одного из таких центров начата в 1997 г. в Минске.
Однако, несмотря
на принимаемые меры, положение женщин
в республике продолжает оставаться
сложным и противоречивым. С другой
стороны, при всех сложностях переходного
периода, созданы определенные условия,
опираясь на которые можно изменить
ситуацию к лучшему. К ним можно
отнести: активную разработку новой
и совершенствование
В целом же реализация политических, социальных, экономических и культурных прав женщин предполагает:
Заключение
Положение женщин в республике продолжает оставаться сложным и противоречивым.
Я считаю,
что в первую очередь, необходимо реформировать
законодательство в соответствии с международными
нормами, повысить уровень правовой культуры
населения, создать кризисные центры (приюты)
долговременной помощи, консультационные
пункты экстренной помощи, организовать
телефонные "горячие линии" с квалифицированным
персоналом, систему информирования женщин
о соответствующих видах помощи и т. д.
Необходимо осуществлять сбор статистической
информации о случаях насилия в семье,
выделив их в отдельную категорию преступлений,
ввести показатели по преступлениям в
отношении женщин, характеризующих удельный
вес дел, закончившихся рассмотрением
в суде, проводить исследования, которые
позволяют выявить условия, обстоятельства
и причины совершения преступления. Кроме
того, необходимо активизировать международное
сотрудничество в области привлечения
к ответственности и наказания лиц, виновных
в организации торговли женщинами.
Список литературы:
1.Алексеев С.С.
Общая теория социального права. М., 1971.
2.Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом
обществе. М., 1985.
3.Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом
обществе. М.,1958.
4.Мазутов Н.И. Субъективные права граждан
СССР. Саратов, 1966.
5.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.
М., 1974.
Информация о работе Поощрение и защита прав женщин в Республике Беларусь