Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:56, реферат
Идея правового государства сегодня воспринята практически всеми демократическими обществами. Разработка идеи правового государства уходит своими корнями в философские проблемы свободы человека, соотношения интересов личности и государства, общественного и частного интереса, соотношения права и государства. При этом отметим идею о приоритете общественного интереса и общего блага. Именно этой идее должно быть отдано сегодня предпочтение, так как человек - существо общественное: если не будет обеспечен коллективный интерес, то говорить об интересах отдельного члена коллектива не имеет смысла.
Введение
1. Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве
2. Общие основания для ограничения прав и свобод человека
2.1 Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека
2.2 Понятие и цели ограничений прав и свобод человека в правовом государстве
2.3 Принципы ограничения прав и свобод человека в правовом государстве
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Идея правового государства сегодня воспринята практически всеми демократическими обществами. Разработка идеи правового государства уходит своими корнями в философские проблемы свободы человека, соотношения интересов личности и государства, общественного и частного интереса, соотношения права и государства. При этом отметим идею о приоритете общественного интереса и общего блага. Именно этой идее должно быть отдано сегодня предпочтение, так как человек - существо общественное: если не будет обеспечен коллективный интерес, то говорить об интересах отдельного члена коллектива не имеет смысла.
Несмотря
на специфику понимания правового
государства в рамках той или
иной правовой культуры, тем не менее
соединяющим признаком здесь
является то, что правовое государство
есть, прежде всего, результат принципиального
изменения характера правоотношений между
государством, обществом и личностью.
Правовое государство - это государство,
деятельность которого ограничена рамками
конституции и правовых законов, изданных
на основе первой. Сегодня важно уделять
внимание таким важнейшим принципам правового
государства, как гарантия свободы отдельного
человека (личности) относительно государства;
правовое равенство, которое конкретизируется
во взглядах о том, что законы должны иметь
одинаковую для всех силу действия и что
все граждане должны быть одинаково равны
перед законом; правовая безопасность,
соизмеримость государственного действия.
«Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве» здесь рассматриваются некоторые проблемы теории абсолютных прав человека в свете развития теории естественного права. Понятие естественных прав раскрывается в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1949 г., как права, которые предоставляются индивиду в целях обеспечения его достоинства и которые обладают вневременным действием.
Доктрина естественных прав человека стала подлинным новаторством, в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. Она определила новые ориентиры во взаимоотношениях государства и человека: свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные неотъемлемые, неотчуждаемые права человека. На государство возлагалась обязанность признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от любых посягательств. Таким образом, был положен предел бесконтрольности и произволу государственной власти, определены границы ее воздействия.
Вместе с тем нельзя воспринимать идею правового государства как абсолютный идеал. Особенно это касается преувеличения инструментальной ценности права. Право есть лишь инструмент реализации определенного нравственного идеала. Оно само по себе нейтрально, в том смысле, что, выступая лишь средством, может быть использовано как в благих целях, так и в противоположных. Оно может служить воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов справедливости, милосердия и любви или же, становясь самоценным, может служить распаду национального самосознания. В этой связи на современном этапе альтернативой «правам человека» (вовсе не отвергая последние) выступает другой идеал - возвыситься до понимания своего служения не только индивидуальному, личному, но и всенародному, общему, коллективному благу. Характеризуя наиболее общие проявления взаимоотношений личности и власти, можно выделить персоноцентризм (индивид является высшей точкой, "мерилом" всех вещей) и системоцентризм (индивид либо вообще отсутствует, либо рассматривается как нечто вспомогательное, способное принести большую или меньшую пользу лишь для достижения неких надличностных целей). В основе социального развития подавляющего большинства населяющих Землю народов и цивилизаций лежал принцип системоцентризма, противоречащий персоноцентристской концепции естественного права, появившейся в европейской цивилизации. Сегодня в большинстве культур мира западные стандарты прав человека подвергаются критическому анализу. Особенно это касается исламского мира. Современная западная концепция прав человека чужда исламской религиозной традиции и идеологии, а Всеобщая декларация прав человека с самого начала оспаривалась мусульманскими интеллектуальными кругами, религиозными лидерами и политиками.
Кризис
западной концепции прав человека и
формального равенства
Потребности
общества, современная общественно-
«Общие тенденции конституционно-правового регулирования прав и свобод человека». В современных конституциях изменились подходы к концепции «естественных», нерушимых, «неотчуждаемых» прав человека. Допускается, что ряд прав и свобод могут быть ограничены в целях соблюдения общих интересов. К примеру, ряд законодательных актов, принятых в 2001 г. в США, в 2002 г. в Великобритании и Германии для противодействия терроризму, существенно ограничивает некоторые «естественные» права в интересах общества.
2.1
Социально-экономическая и политическая
обусловленность законодательных ограничений
прав и свобод человека
Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека, здесь рассматривается необходимость законодательных ограничений прав и свобод человека. В качестве таковых выступает противоречивая природа человека: с одной стороны, человек есть существо общественное, для обеспечения целостности общества важно обеспечение публичного интереса; с другой - для проявления человеческой индивидуальности важно обеспечение прав и свобод человека, сферы его приватного пространства. Необходимо провести тонкое, дифференцированное разграничение между сферой защиты основных прав и их ограничениями. В связи с этим подчеркивается, что разграничение между правовым ограничением прав и свобод человека и их нарушением со стороны государства возможно осуществить только на конституционном уровне. Поэтому именно в конституции следует установить четкие основания ограничений прав и свобод человека.
Необходимость
законодательных ограничений
Социально-экономическая обусловленность правовых ограничений вообще и законодательных ограничений прав и свобод человека в частности заключается в необходимости сдерживать негативные тенденции, которые непременно сопровождают рыночную экономику. Это тем более важно в условиях отсутствия подлинно рыночной конкуренции. Роль правовых ограничений заключается, с одной стороны, в блокировании теневых и антигуманных сторон рынка, смягчении его побочного воздействия на определенные слои населения, особенно малоимущие, а с другой - стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека заключается в необходимости усиления защиты публичных интересов. В этой связи весьма закономерным является возникновение мнения о том, что абсолютизация прав человека, провозглашение их естественными и неотъемлемыми - идея искусственная и потенциально опасная для общества, в котором утеряны религиозно- нравственные идеалы, традиции духовного воспитания.
Юридическая наука и практика связывают злоупотребление правом, прежде всего, с использованием субъектом своих прав в явном противоречии с их назначением или с превышением пределов своих правомочий. Злоупотребление правом имеет место в тех случаях, когда выходят пределы осуществления субъективного права, и оно связано исключительно с причинением зла кому- либо или чему-либо. Злоупотребление правом со стороны государства особенно опасно потому, что связано с нарушением общечеловеческих прав и свобод, искажением пропорций во взаимоотношениях личности и государства. Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно-признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному. Поиск компромиссов между индивидуализмом и принципом солидарности проявляется в выработке критериев правомерности ограничений прав и свобод человека. Именно это необходимо на современном этапе для поступательного развития общества без катаклизм и потрясений.
Специфика
злоупотребления правами и
Ограничение прав человека - это установленные законодательством пределы реализации или осуществления человеком прав, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства». Ограничение прав и свобод человека - одна из острых проблем для любого государства. Некоторые правозащитники полагают, что любое государство, даже демократическое, имеет тенденцию к ограничению и ущемлению прав человека. И дело правозащитников противостоять этой проблеме. Полагаем справедливым идею о том, что обязанность государства и человека не посягать на права и свободу граждан и других лиц есть ограничение прав, а правомерное ограничение прав человека государством имеет цель поставить преграды на пути произвольному обращению с правами других субъектов.