Права человека в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:56, реферат

Описание

Идея правового государства сегодня воспринята практически всеми демократическими обществами. Разработка идеи правового государства уходит своими корнями в философские проблемы свободы человека, соотношения интересов личности и государства, общественного и частного интереса, соотношения права и государства. При этом отметим идею о приоритете общественного интереса и общего блага. Именно этой идее должно быть отдано сегодня предпочтение, так как человек - существо общественное: если не будет обеспечен коллективный интерес, то говорить об интересах отдельного члена коллектива не имеет смысла.

Содержание

Введение
1. Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве
2. Общие основания для ограничения прав и свобод человека
2.1 Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека
2.2 Понятие и цели ограничений прав и свобод человека в правовом государстве
2.3 Принципы ограничения прав и свобод человека в правовом государстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

права человека.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание  

     Введение 

  1. Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве
  2. Общие основания для  ограничения прав и свобод человека
    1. Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека
    2. Понятие и цели ограничений прав и свобод человека в правовом государстве
    3. Принципы ограничения прав и свобод человека в правовом государстве

     Заключение 

     Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Идея  правового государства сегодня воспринята практически всеми демократическими обществами. Разработка идеи правового государства уходит своими корнями в философские проблемы свободы человека, соотношения интересов личности и государства, общественного и частного интереса, соотношения права и государства. При этом отметим идею о приоритете общественного интереса и общего блага. Именно этой идее должно быть отдано сегодня предпочтение, так как человек - существо общественное: если не будет обеспечен коллективный интерес, то говорить об интересах отдельного члена коллектива не имеет смысла.

     Несмотря  на специфику понимания правового  государства в рамках той или  иной правовой культуры, тем не менее  соединяющим признаком здесь  является то, что правовое государство  есть, прежде всего, результат принципиального изменения характера правоотношений между государством, обществом и личностью. Правовое государство - это государство, деятельность которого ограничена рамками конституции и правовых законов, изданных на основе первой. Сегодня важно уделять внимание таким важнейшим принципам правового государства, как гарантия свободы отдельного человека (личности) относительно государства; правовое равенство, которое конкретизируется во взглядах о том, что законы должны иметь одинаковую для всех силу действия и что все граждане должны быть одинаково равны перед законом; правовая безопасность, соизмеримость государственного действия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве
 

     «Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве» здесь рассматриваются некоторые проблемы теории абсолютных прав человека в свете развития теории естественного права. Понятие естественных прав раскрывается в преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1949 г., как права, которые предоставляются индивиду в целях обеспечения его достоинства и которые обладают вневременным действием.

     Доктрина  естественных прав человека стала подлинным  новаторством, в процессе подготовки и проведения буржуазных революций  XVII-XVIII вв. Она определила новые ориентиры во взаимоотношениях государства и человека: свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные неотъемлемые, неотчуждаемые права человека. На государство возлагалась обязанность признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от любых посягательств. Таким образом, был положен предел бесконтрольности и произволу государственной власти, определены границы ее воздействия.

     Вместе  с тем нельзя воспринимать идею правового  государства как абсолютный идеал. Особенно это касается преувеличения инструментальной ценности права. Право есть лишь инструмент реализации определенного нравственного идеала. Оно само по себе нейтрально, в том смысле, что, выступая лишь средством, может быть использовано как в благих целях, так и в противоположных. Оно может служить воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов справедливости, милосердия и любви или же, становясь самоценным, может служить распаду национального самосознания. В этой связи на современном этапе альтернативой «правам человека» (вовсе не отвергая последние) выступает другой идеал - возвыситься до понимания своего служения не только индивидуальному, личному, но и всенародному, общему, коллективному благу. Характеризуя наиболее общие проявления взаимоотношений личности и власти, можно выделить персоноцентризм (индивид является высшей точкой, "мерилом" всех вещей) и системоцентризм (индивид либо вообще отсутствует, либо рассматривается как нечто вспомогательное, способное принести большую или меньшую пользу лишь для достижения неких надличностных целей). В основе социального развития подавляющего большинства населяющих Землю народов и цивилизаций лежал принцип системоцентризма, противоречащий персоноцентристской концепции естественного права, появившейся в европейской цивилизации. Сегодня в большинстве культур мира западные стандарты прав человека подвергаются критическому анализу. Особенно это касается исламского мира. Современная западная концепция прав человека чужда исламской религиозной традиции и идеологии, а Всеобщая декларация прав человека с самого начала оспаривалась мусульманскими интеллектуальными кругами, религиозными лидерами и политиками.

     Кризис  западной концепции прав человека и  формального равенства проявляется  в современном тендерном вопросе. Решив тендерные проблемы и добившись равенства, западные женщины перестали рожать детей, что привело к старению европейских народов, тогда как в Индии, Китае, Азии, арабском мире, т.е. во всех цивилизациях, кроме западной, наблюдается рост народонаселения. Таким образом, перед «западной цивилизацией», наиболее приблизившейся к реализации концепции естественных прав человека, стоит в настоящее время ряд проблем, решение которых невозможно без пересмотра основных ее положений. Таковыми являются следующие: демография, поиск общественных идеалов, собственность и предпринимательство, проблема духовного развития личности. Доктрина абсолютных прав человека выполнила свою важную инструментальную роль на определенном этапе исторического развития. Непреходящая ценность данной доктрины заключается в определении цели государственно-правового развития: «человек есть цель государственно-правового развития». В настоящее время доктрина абсолютных прав человека должна быть дополнена теорией ограничения прав человека з целях обеспечения общественного блага.

     Потребности общества, современная общественно-правовая практика, насыщенная фактами злоупотреблений  правами и свободами, поставила  на повестку дня вопрос о критическом  переосмыслении доктрины абсолютных прав человека. Сегодня нуждаются в существенной переоценке следующие ее постулаты: человек может реализовывать свои права любыми незапрещенными способами; абсолютный характер прав человека предполагает его автономию, существование приватной сферы жизни. Переосмысление указанных положений доктрины абсолютных прав человека обусловлено на глубинном уровне осмыслением такой извечной проблемы, как соотношение интересов общих и частных, общего блага и свободы личности. На нынешнем этапе государственно-правового развития поиск компромиссов между индивидуализмом и принципом солидарности требует создания государственно-правовых средств, направленных на ограничение прав и свобод человека, что в свою очередь требует формирования критериев правомерности таких ограничений; повышения социальной ответственности каждого индивида, объединений граждан; усиления взаимной обусловленности прав и обязанностей субъектов.

     «Общие тенденции конституционно-правового регулирования прав и свобод человека». В современных конституциях изменились подходы к концепции «естественных», нерушимых, «неотчуждаемых» прав человека. Допускается, что ряд прав и свобод могут быть ограничены в целях соблюдения общих интересов. К примеру, ряд законодательных актов, принятых в 2001 г. в США, в 2002 г. в Великобритании и Германии для противодействия терроризму, существенно ограничивает некоторые «естественные» права в интересах общества.

  1. Общие основания для ограничения прав и свобод человека
 
 

     2.1 Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека  

     Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека, здесь рассматривается необходимость законодательных ограничений прав и свобод человека. В качестве таковых выступает противоречивая природа человека: с одной стороны, человек есть существо общественное, для обеспечения целостности общества важно обеспечение публичного интереса; с другой - для проявления человеческой индивидуальности важно обеспечение прав и свобод человека, сферы его приватного пространства. Необходимо провести тонкое, дифференцированное разграничение между сферой защиты основных прав и их ограничениями. В связи с этим подчеркивается, что разграничение между правовым ограничением прав и свобод человека и их нарушением со стороны государства возможно осуществить только на конституционном уровне. Поэтому именно в конституции следует установить четкие основания ограничений прав и свобод человека.

     Необходимость законодательных ограничений прав и свобод человека сегодня обусловлена целым рядом факторов, как социального, так и экономического и политического характера. Здесь рассматривается социально-экономический фактор, при этом отмечается, что государство должно нести социальную ответственность перед населением. Назначение государственной власти в условиях формирования рынка состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на общество противодействовать деструкции, хаосу, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. В этих условиях меняется и роль права. При этом акцент смещается на выявление главного в самом назначении права - стимулировать, направлять фактическую деятельность людей, выступать гарантом ее правомерности и достижения практического результата.

     Социально-экономическая  обусловленность правовых ограничений  вообще и законодательных ограничений  прав и свобод человека в частности  заключается в необходимости  сдерживать негативные тенденции, которые непременно сопровождают рыночную экономику. Это тем более важно в условиях отсутствия подлинно рыночной конкуренции. Роль правовых ограничений заключается, с одной стороны, в блокировании теневых и антигуманных сторон рынка, смягчении его побочного воздействия на определенные слои населения, особенно малоимущие, а с другой - стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека заключается в необходимости усиления защиты публичных интересов. В этой связи весьма закономерным является возникновение мнения о том, что абсолютизация прав человека, провозглашение их естественными и неотъемлемыми - идея искусственная и потенциально опасная для общества, в котором утеряны религиозно- нравственные идеалы, традиции духовного воспитания.

     Юридическая наука и практика связывают злоупотребление  правом, прежде всего, с использованием субъектом своих прав в явном  противоречии с их назначением или с превышением пределов своих правомочий. Злоупотребление правом имеет место в тех случаях, когда выходят пределы осуществления субъективного права, и оно связано исключительно с причинением зла кому- либо или чему-либо. Злоупотребление правом со стороны государства особенно опасно потому, что связано с нарушением общечеловеческих прав и свобод, искажением пропорций во взаимоотношениях личности и государства. Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фактически международно-признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному. Поиск компромиссов между индивидуализмом и принципом солидарности проявляется в выработке критериев правомерности ограничений прав и свобод человека. Именно это необходимо на современном этапе для поступательного развития общества без катаклизм и потрясений.

     Специфика злоупотребления правами и свободами на современном этапе состоит в том, что они происходят в рамках формальных законных требований и соответственно имеют необходимые признаки легальности. Идея об обеспечении максимальной свободы индивида, обосновывающая отсутствие пределов его гражданских, политических и экономических прав не имеет перспектив в плане реализации идеи о человеке как высшей ценности. В этой связи одной из актуальных проблем юридической науки и практики становится вопрос о выработке критериев справедливого ограничения прав и свобод. 
 

      1. Понятие и цели ограничений прав и свобод человека в правовом государстве
 

     Ограничение прав человека - это установленные законодательством пределы реализации или осуществления человеком прав, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства». Ограничение прав и свобод человека - одна из острых проблем для любого государства. Некоторые правозащитники полагают, что любое государство, даже демократическое, имеет тенденцию к ограничению и ущемлению прав человека. И дело правозащитников противостоять этой проблеме. Полагаем справедливым идею о том, что обязанность государства и человека не посягать на права и свободу граждан и других лиц есть ограничение прав, а правомерное ограничение прав человека государством имеет цель поставить преграды на пути произвольному обращению с правами других субъектов.

Информация о работе Права человека в РК