Права человека в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:56, реферат

Описание

Идея правового государства сегодня воспринята практически всеми демократическими обществами. Разработка идеи правового государства уходит своими корнями в философские проблемы свободы человека, соотношения интересов личности и государства, общественного и частного интереса, соотношения права и государства. При этом отметим идею о приоритете общественного интереса и общего блага. Именно этой идее должно быть отдано сегодня предпочтение, так как человек - существо общественное: если не будет обеспечен коллективный интерес, то говорить об интересах отдельного члена коллектива не имеет смысла.

Содержание

Введение
1. Абсолютный характер прав и свобод человека в правовом государстве
2. Общие основания для ограничения прав и свобод человека
2.1 Социально-экономическая и политическая обусловленность законодательных ограничений прав и свобод человека
2.2 Понятие и цели ограничений прав и свобод человека в правовом государстве
2.3 Принципы ограничения прав и свобод человека в правовом государстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

права человека.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

     Подробный анализ понятия ограничений с  точки зрения общей теории права дан российским ученым Малько А.В. Он рассматривает правовые ограничения как правовые средства информационно-психологического характера, которые напрямую влияют на мотивы субъекта и непосредственно участвуют в упорядочении отношений «интересы-ценности». Считаем, что для полного выявления понятия и значения правовых ограничений подход указанного автора является наиболее эффективным. Суть данного подхода заключается в том, что правовые ограничения рассматриваются как носящие прескриптивный (управленческий) характер. Соглашаясь с мнением данного автора, следует добавить, что правовые ограничения выполняют негативную (отрицательную) мотивацию по отношению к собственным интересам субъекта. Это обосновывается тем, что правовые ограничения являются средствами принудительного характера, производятся вне зависимости от желания и волеизъявления гражданина, обеспечиваются силой государственного принуждения. Они носят, по сути, негативный характер и ущемляют права и свободы человека.

     Однако  правовые ограничения необходимы для достижения общественного порядка, они носят превентивный характер, их целью является предупреждение наступления возможных неблагоприятных последствий, как для субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и для иных лиц всего общества в целом. Здесь следует сразу пояснить, что цели правовых ограничений могут быть разных уровней. Допустим, если это правовые ограничения для государства, его органов и должностных лиц, то здесь целью является минимизировать произвол и другие злоупотребления со стороны чиновников. Ограничения прав других субъектов преследуют несколько иные цели.

     Проблема  правовых ограничений своими корнями  уходит в проблему пределов свободы  человека в обществе. Социальное управление предполагает применение правовых ограничений по отношению к различным субъектам. В философии права обосновано мнение, что свобода не может существовать без ограничений, ибо «подлинная свобода осознает свои границы». Права человека не следует трактовать как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении. Именно этим свобода отличается от произвола. Подлинная свобода может быть осуществлена только в рамках права. Право гарантирует свободу, «Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе». Если право - инструмент защиты личности от произвола государственной власти, то ограничение же прав и свобод предназначено для защиты общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя. Происхождение таких ограничений объясняется изначальным делегированием народом части своей свободы государству с целью обеспечения публичных интересов. Отсюда ограничение прав имеет такое же естественное происхождение, как сами права и свободы. В этой связи в человеческом обществе нельзя отрицать необходимость правовых ограничений.

     Конечной  целью ограничения прав и свобод человека является нахождение разумного  компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателей  права. Правовые ограничения направлены на охрану общественных отношений и публичных интересов. И их предназначением является, прежде всего, не ущемить, а сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности. Именно здесь следует проводить весьма тонкое различие между правомерными (легитимными) ограничениями и ограничениями противозаконными, которые являются уже препятствиями, тормозами (правонарушениями). В противном случае, правовые ограничения из необходимого и законного средства превращаются в социально вредные и противозаконные. Для предотвращения такой практики необходима целая система гарантий законного и обоснованного установления и действия правовых ограничений, должен быть четко решен вопрос об объеме и обоснованности таких ограничений, так как здесь недопустимы злоупотребления и волюнтаризм. Именно поэтому в большинстве стран мира законодательство, допуская ограничения прав и свобод личности, четко регламентирует основания, пределы и порядок их применения. Правовые ограничения могут выражаться в форме запретов, обязанностей, наказаний. Соотношение запрета и правового ограничения можно выразить следующим образом: всякий запрет - есть ограничение, но не всякое ограничение в сфере права - запрет. Иначе говоря, понятие «ограничение» является родовым, а понятие «запрет» - видовым. Запрет есть лишь определенная форма правового ограничени.

     На  наш взгляд, правовые ограничения  должны строго закрепляться на уровне законов. Когда порядок осуществления  прав и свобод регулируется подзаконными актами, происходит умаление прав и свобод. Умаление основных прав и свобод есть уменьшение материального содержания основных прав и свобод, объема социальных основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав. В ведомственных НПА часто наблюдается сужение круга правовых возможностей по сравнению с предусмотренными в законе, уменьшение объема прав, обусловливание начала действий закона принятием специального ведомственного подзаконного акта, неправомерное введение платы за действия, решения государственных и муниципальных организаций, неопубликование или несвоевременное опубликование нормативных документов и т.п. Для того, чтобы предотвратить практику умаления прав и свобод человека в процессе правоприменения, правовая аксиома: «устанавливающий порядок осуществления права не может изменять его содержание» должна быть обеспечена и соответствующими юридическими механизмами.  
 

      1. Принципы ограничения прав и свобод человека в правовом государстве
 

     Отмечается, что для того, чтобы ограничения прав человека не превратились в нарушение их государством посредством любых официальных действий, важно определить четкие границы допустимого ограничения прав и свобод человека. Для этого необходимо установить юридические пределы ограничения прав и свобод человека, накладываемых государством, что позволит соблюсти публичный интерес и не противоречить конституционному принципу приоритетной защиты прав, свобод и интересов человека. Казахстанский исследователь Сапарбаева Д.С. выделяет в качестве конституционного принципа защиты прав человека всеобъемлющий принцип ограниченности ограничений прав и свобод человека, который проявляется в следующих правилах: возможность ограничений только законом; только в указанных в конституции целях; только в степени, соответствующей целям; запрет на ограничение по политическим мотивам; запрет на ограничение отдельной категории прав и свобод.

     Поддерживая в целом взгляды вышеуказанного автора, предлагаются следующие принципы конституционности ограничений прав и свобод человека: принцип ограниченности ограничений; принцип допустимости ограничений только на уровне закона; принцип сущностной неприкосновенности прав и разумной достаточности; принцип соблюдения цели ограничения. При установлении ограничений сам законодатель не свободен, а связан определенными принципами и правилами, содержащими пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Прежде всего, это соблюдение целей вводимых ограничений. Из этого вытекает такой критерий конституционности ограничений, как соразмерность ограничений, т.е. ограничение права только тогда считается допустимым, когда оно продиктовано публичным интересом, а предусмотренная мера необходима и адекватна достижению законных целей. Однако не во всех случаях данный критерий можно применить. В отношении тех прав, для которых конституция не устанавливает прямых оговорок, сужающих их содержание, применение этого критерия вызывает сложности и конфликты. В этих ситуациях важен критерий сохранения сущностного содержания права, смысл которого состоит в установлении дополнительных правозащитных гарантий против чрезмерных ограничений. Этот критерий используется как заслон против опасности «опустошения» этих прав, как препятствие возможным отсылкам к закону, ограничения которого «выхолостят» содержание регулируемого права. Другими словами, указанный критерий означает: ограничения должны быть сведены к минимуму, а чрезмерные ограничения (отчуждение) прав - запрещены. Для того, чтобы ограничения прав и свобод человека не превратились в государственный произвол, должна быть система гарантий. К таковым, например, можно отнести запреты конкретных действий и то, что отдельные права личности могут быть ограничены на основе Конституции и закона только (исключительно) специальным государственным органом - судом. Важная роль в обеспечении принципа ограниченности прав и свобод человека отводится Конституционному совету РК. Деятельность Конституционного Совета по обеспечению принципа ограниченности ограничений прав и свобод человека была раскрыта в докладе Рогова И., на XIII Конгрессе Европейских конституционных судов в 2005 году.

     Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ  конституционного строя нашла свое отражение в постановлении Конституционного совета от 7 июня 2000 года № 4/2. В ряде постановлений Конституционного совета подтверждена обоснованность конституционного разграничения прав и свобод между гражданами Республики Казахстан и иностранными гражданами Республики Казахстан, а также лицами без гражданства. Таким образом, при осуществлении задач Конституционный совет учитывает, что ограничения прав и свобод человека могут устанавливаться только с целью улучшения благосостояния граждан и общества, уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований - Основного Закона - Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Рассмотрев  доктрину абсолютных прав человека в  свете естественного права выявлено, что потребности общества, современная  общественно- правовая практика, насыщенная фактами злоупотреблений правами и свободами, ставят на повестку дня вопрос о переосмыслении таких постулатов: человек может реализовывать свои права любыми незапрещенными способами; абсолютный характер прав человека предполагает его автономию, существование приватной сферы жизни.

     В свете данных идей необходимо новое  понимание такой извечной проблемы, как соотношение интересов общих  и частных, общего блага и свободы  личности. Поиск компромиссов между индивидуализмом и принципом солидарности, необходимый для поступательного развития общества без катаклизм и потрясений, требует создания государственно-правовых средств, направленных на ограничение прав и свобод человека. Это в свою очередь требует установления критериев правомерности таких ограничений; повышение социальной ответственности каждого индивида, объединений граждан, должностных лиц, государственных органов; усиление взаимной обусловленности прав и обязанностей субъектов. В этой связи выявлено, что современное конституционное законодательство РК при регулировании правовых ограничений прав и свобод человека должно основываться на принципе сочетания публичных и частных интересов.

     Установлено, что специфика злоупотребления  правами и свободами на современном  этапе состоит в том, что они  происходят в рамках формальных законных требований, и, соответственно, имеют необходимые признаки легальности. В этой связи выработаны критерии справедливого ограничения прав и свобод. К таковым относятся следующие критерии: конституционное закрепление ограничений через категорию целеполагания; признание правомерности ограничений прав и свобод, необходимых для достижения определенных целей в рамках публичных либо частных интересов; признание приоритета защиты публичных интересов в случаях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Доказано, что частные интересы могут быть положены в основу ограничения прав и свобод человека и гражданина в тех случаях, когда такие ограничения осуществляются в целях защиты здоровья; защиты прав и законных интересов других лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

  1. Бусурманов  Ж.Д. Права человека в постсоветском  государстве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. – Алматы, 2006;
  2. Конституция 16 стран мира: сб. стран-членов СНГ, Балтии и ряда др. государств мира/ Сост. Ж Баишев, К. Шакиров.- Алматы: Жеті Жарғы, 1995
  3. Сапарбаева Д.С. конституционно правовые основы защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан. Алматы, 1999

Информация о работе Права человека в РК