Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:53, контрольная работа
На основании вышеприведенных аргументов, руководствуясь темой контрольной работы, возможно определить цель исследования - изучение Адвокатуры Республики Беларусь для реализации цели необходимо решить ряд задач:
Определить понятие, образование и задачи адвокатуры.
Определить порядок приобретения статуса адвоката в Республике Беларусь. Стажировка в адвокатуре.
Определить права и обязанности адвокатов.
Введение
Понятие, образование и задачи адвокатуры.
Порядок приобретения статуса адвоката в Республике Беларусь. Стажировка в адвокатуре.
Права и обязанности адвокатов.
Заключение.
Адвокатура.
План:
Введение
Заключение.
Введение.
Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.
Однако эта деятельность включает ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями.
Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения - обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты, по уголовным делам, она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.
Адвокатура - самоуправляющееся
объединение профессионалов, действующее
независимо от государственных правоохранител
Права адвоката
определяются не только юридическим
статусом коллегии, в состав которой
он входит, но и процессуальным законодательством,
устанавливающим порядок
Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).
Однако защита
частного интереса правовыми средствами
приобретает публичный
Защита прав человека и гражданина - а именно этой цели служит адвокатура - приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым, что свидетельствует об актуальности и огромной значимости выбранной темы.
На основании вышеприведенных аргументов, руководствуясь темой контрольной работы, возможно определить цель исследования - изучение Адвокатуры Республики Беларусь для реализации цели необходимо решить ряд задач:
Адвокатура - это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.
Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2406-ХII «Об адвокатуре в Республике Беларусь», с изм. и доп. на 2008 г. № 378-З (далее - Закон об адвокатуре) определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.
Адвокатура - негосударственная и некоммерческая, самоуправляемая профессиональная юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.
Слово «адвокатура» происходит от латинского слова advocare, что означает приглашать, призывать; advocatus - выступающий в защиту другого, поверенный в судебных делах, консультант в области права.
Профессия адвоката - одна из самых древних и престижных юридических профессий. Ее родоначальником считается древнеримский философ, политический деятель, ученый, публицист, выдающийся оратор Марк Юлий Цицерон. Его имя стало нарицательным и вошло в сокровищницу мировой культуры.
Многовековую историю имеет адвокатура и в Беларуси. Она начинается с XVI столетия, когда этот институт получил законодательное оформление. В Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. достаточно подробно регламентировался правовой статус «прокураторов» (так именовались в то время адвокаты), их права, обязанности, правила этики, случаи бесплатного оказания адвокатской помощи и др.
В Северо-западном крае Российского государства адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась самоуправляемой организацией лиц свободной профессии. В 1874 г. вводится институт частных поверенных, не имевших корпоративной организации.
В начальный период своего развития адвокатура poссийского государства получила небывалый расцвет. Появилась целая плеяда выдающихся адвокатов, обладавших ярким талантом красноречия. Среди них следует назвать нашего земляка В.Д. Спасовича (1829 - 1906 гг.), которого по праву называли «королем» адвокатуры, одним из лучших адвокатов Европы.
Дореволюционная адвокатура в целом являлась демократическим институтом в правовой системе того времени, а адвокаты — наиболее либеральной частью буржуазной интеллигенции. В ходе Октябрьской революции этот правовой институт был упразднен, что законодательно было закреплено Декретом СНК РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. Никакой организации взамен ликвидированной адвокатуры не создавалось. В роли защитников, как и обвинителей, допускавшихся в суде и на предварительном следствии, а по гражданским делам - поверенных могли выступать лица обоего пола, пользовавшиеся гражданскими правами.
19 декабря 1917 г. Инструкцией Наркомюста РСФСР предусматривалась организации коллегий правозаступников при революционных трибуналах, которые формировались путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь правосудию и представивших рекомендации Советов. Для общих судов коллегии правозаступников - первая организационная форма защиты в советском суде - создавались Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. Для оказания населению иной правовой помощи (дача справок, составление всякого рода деловых бумаг и т.п.) при судах образовывались бесплатные консультационные бюро.
Вскоре неоправдавшие себя коллегии правозащитников Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. реорганизуются в коллегии защитников, обвинителей, представителей сторон в гражданском процессе. Члены этих коллегий избирались исполкомами Советов и являлись должностными лицами республики. Примерно через год эти коллегии упраздняются, а выполнение их функций возложено в порядке трудовой повинности на лиц, способных быть защитниками. Однако организация защиты на началах трудовой повинности была переходной формой. Новые организационные формы правовой помощи не было результативными. В обстановке новой экономической политики, развития советской демократии и возросших потребностей населения в правовой помощи появилась необходимость в реорганизации ее форм. Поэтому 26 декабря 1921 г. Совнарком БССР принял Декрет об организации правозащиты на суде, а 25 марта 1922 г. было издано Положение о юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников.
26 июня 1922 г. III сессия ЦИК БССР утвердила Положение об адвокатуре БССР. В его развитие 26 июля 1922 г. Наркомюст БССР издал Положение о коллегии защитников, регламентировавшее организацию и деятельность коллегий защитников в республике.
Последующие изменения в организации
адвокатуры связаны с изменениями в административно-
Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо ранее существовавшей одной коллегии защитников создавались коллегии защитников при окружных судах. Одновременно при Наркомате юстиции БССР действовало Всебелорусское объединение защитников, высшим органом которого являлся Всебелорусский съезд членов коллегии защитников, а исполнительным — его президиум. Просуществовав 14 лет (с 1924 по 1938 гг.), центральный исполнительный орган Всебелорусского объединения защитников много сделал для организационного укрепления адвокатуры, повышению ее авторитета, роста численного и качественного состава коллегий защитников, привлечения к адвокатской профессии женщин1. До февральской революции 1917 г. женщины в адвокатуру не допускались. Поэтому в первые годы Советской власти женщин-адвокатов было единицы. С организацией коллегий защитников и созданием благоприятных условий для получения образования количество женщин-адвокатов начинает с каждым годом возрастать.
В 1928 г. в БССР, как и в других союзных республиках, был проведен переход на коллективные формы работы.
Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в Положении об адвокатуре СССР (1939 г.). Создаются областные коллегии адвокатов. Республиканское объединение защитников упразднялось. Повышаются требования при приеме в коллегии адвокатов. Развиваются принципы самоуправления адвокатских объединений. Вместе с тем усиливается государственное руководство адвокатурой, осуществляемое Наркоматом юстиции СССР и Наркоматом юстиции БССР и его управлениями на местах. Контроль судов заменялся жестким административным контролем органов юстиции, вплоть до отмены ими постановлений органов адвокатского самоуправления. В 30-е годы XX в. серьезно обсуждался вопрос о ликвидации адвокатуры. Социальный престиж адвокатуры находится в прямой зависимости от положения личности в целом. Законы СССР от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. не допускали участие адвоката-защитника по делам о террористических организациях и актах, о вредительстве и диверсиях. Судебные процессы превращались в судебную расправу с инакомыслящими, нередко ни в чем неповинными людьми.
15 июня 1961 г. в БССР принимается Положение об адвокатуре, предусматривавшее организацию республиканский коллегии адвокатов со съездом адвокатов БССР. Однако такая организационная структура адвокатуры просуществовала недолго, до 1965 г., когда республиканская коллегия адвокатов и ее съезд были упразднены по причине дублирования деятельности органов самоуправления областных коллегий адвокатов.
Существенным рубежом в развитии советской адвокатуры, в том числе и адвокатуры в БССР, явилось принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г., в которых впервые на высшем юридическом уровне закреплялось правовое положение коллегий адвокатов. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре в СССР»2 и 21 мая 1981 г. Положение об адвокатуре в БССР3.
Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре». Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, Закон учел отечественный и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству.
Следует подчеркнуть, что Беларусь первой из стран СНГ приняла демократический закон о реформировании адвокатуры на основе принципов, отвечающих международно-правовым стандартам. Закон значительно повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности, создал правовую основу для развития в стране наряду с коллегиями адвокатов новых организационных форм частной адвокатской деятельности (фирм, бюро, контор). Новеллами Закона являются также введение института помощника адвоката, закрепление гарантий адвокатской деятельности и т.д.
В целях создания надлежащих условий для реализации каждым гражданином права на юридическую помощь и в соответствии со ст. 101 Конституции Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь был издан Декрет от 3 мая 1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» (действует с изм. и доп. на 31 декабря 2007 г. № 704)4, внесший существенные изменения и дополнения в правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в нашей республике. 6 июля 1998 г. и 30 апреля 2003 г. были приняты законы Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь об адвокатуре».
Названные нормативные правовые акты усилили государственный контроль за формированием адвокатского корпуса и деятельностью адвокатуры, предусмотрели образование Республиканской коллегии адвокатов, а также осуществление адвокатской деятельности только членами коллегий адвокатов. Они содержат и ряд других новых положений, которые ниже будут рассмотрены.
Задачи адвокатуры:
1) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;