Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:19, реферат

Описание

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Содержание

Введение--------------------------------------------2
Понятие и сущность прав и свобод------------5
Историческое развитие прав и свобод--------7
Правовой статус личности-------------------13
Классификация прав и свобод человека----15
Гарантии прав человека и гражданина------18
Список использованных источников и литературы----------------------------------------23

Работа состоит из  1 файл

Права и свободы человека и гражданина.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Древнегреческие воззрения о правах  человека  сформировались  в  общем

русле мифологических представлений о  том, что  полис  (город-государство)  и его законы имеют божественное  происхождение  и  опираются  на  божественную справедливость. Право  вообще  и  права  отдельных  людей  –  членов  полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к  силе,  а  к  божественному порядку справедливости.

Божественная  по своей природе  справедливость  у  Гомера  выступала  в

качестве  объективного  основания  и  правого  критерия.  И  только  то,  что

соответствовало тогдашним взглядам  на  справедливость,  воспринималось  как право.

Поиски  объективной нормы справедливости  и  права  для  полиса  и  его

граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они  сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных  правах  человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии  другому  равным”.

Это определение  представляло собой  философскую  абстракцию  и  интерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

В концепции  Эпикура справедливость – представляет  собой  естественное право  с  изменяющимся  содержанием.   Эпикуровская договорная   трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и  независимость  людей – членов договорного общения  и  по  существу  является  исторически  первой философско-правовой  концепцией  либерализма  и  правового   индивидуализма. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его  ответственность  за  разумный выбор своего образа жизни. 

Важная  линия  связи  тянется  от договорно -  правовой  концепции  Эпикура  к  идеям  общественного  договора Нового времени.

      Естественно правовые  идеи  древнегреческих  мыслителей  о  свободе   и

равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.       Так, положения греческих стоиков о мировом  естественном  законе  были использованы римскими стоиками. Из их естественно правовых  позиций  следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону  и мировому согражданству людей.     В естественно правовой концепции Сенеки неминуемый  и  божественный  по своему характеру “закон судьбы” играет роль  того  права  природы,  которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство  и  законы. Вселенная,   согласно   Сенеке,   естественное   государство    со    своими естественными правами, признание которых  –  является  необходимым.  Членами этого государства по закону природы являются все люди  независимо  от  того, признают они  это  или  нет.  Отдельные  государственные  образования  и  их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода,  а лишь для ограниченного числа людей.

Существенный  вклад  в  развитие  юридических  представлений  о  правах

человека  внесли римские юристы. Большое  значение  имели  разработанные  ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о  свободе  людей  по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о  справедливом и несправедливом праве и т.д. Опираясь на источники  действующего  права,  римские  юристы  в  своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в  духе  их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли  старую норму с учетом новых представлений о справедливости  и  справедливом  праве.

Такая  деятельность  римских  юристов  обеспечивала  взаимосвязь различных источников  права  и  содействовала  сочетанию  стабильности  и  гибкости  в развитии и обновлении юридической конструкции прав  индивида  как  основного субъекта права.

Римская  юриспруденция,  распространяя  на  государство

(как  объект своего изучения  наряду  с  позитивным  правом)  единое  понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

      Античные идеи свободы и равенства   людей  были  восприняты  и   развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.       “Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон,  и

д.р.) защищали идею свободы, равенства  всех  перед  законом.  Характерна  в этом отношении антикрепостническая позиция  известного  французского  юриста 13  в.  Бомануара,  утверждавшего,  что   “каждый   человек   свободен”,   и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.

Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства  и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило  как  религия свободы и сыграло значительную роль  в  процессе  становления  универсальных понятий прав человека. Согласно  христианству,  все  люди  равны  как  “дети Божии”.  Это  всеобщее  равенство  сочетается  в  христианстве  с   всеобщей свободой.      Новозаветные  идеи  получили  углубленную  разработку  и  развитие   в политико-правовых учениях  ряда  христианских  мыслителей  (Августина,  Фомы Аквинского и д.р.).

В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для  их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию  тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства  людей  не  прекратила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с  различных позиций,  в  разных  формах  и  направлениях,  в творчестве   светских   и религиозных авторов. Средневековые идеи получили дальнейшее развитие  в  трудах  мыслителей Нового  времени.  Юридическое   мировоззрение   нового   восходящего   строя утверждало новые представления о  свободе  человека  посредством  господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая  теория  прав  человека  была  разработана  в

трудах  Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш.  Монтескье,  Т.  Джефферсона,  И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя  и  обоснованием новых концепций о правах и свободах  личности,  о  необходимости  господства права в отошениях между индивидом и государством эта теория внесла  большой вклад в формирование нового  юридического  мировоззрения,  в  идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

Важным  элементом этого процесса стала  концепция общественного договора как источника происхождения  и  правовой  основы  деятельности  государства. И в естественном,  и в гражданском  состоянии  человек  действует   по   законам   своей   природы,

побуждается страхом или надеждой. Полное лишение  людей их естественных  прав привело бы к тирании.

Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных  прав и свобод человека на основе  идей  господства  права,  правовой  организации государственной  жизни,  разделения  властей  и  верховенства  закона   была разработана Д. Локком.

Большим достоинством локковского учения  о  правах  человека  является

анализ  необходимой внутренней связи между  свободой и законом.        Общественный договор – это, по  Локку,  постоянно действующий фактор

политической  жизни, договорные отношения народа  с  политической  властью  – непрерывный  процесс,  протекающий  в  соответствии  с  принципом   согласия индивидов и народа в целом с действием властей.

      Права и свободы человека и  гражданина, провозглашенные во  французской Декларации 1789 г., приобрели  общемировое  звучание  и  стали  императивами обновления и гуманизации  общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние  предшествующего  опыта  в  области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в  составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости  США  1776  г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное  влияние на процесс борьбы против “старого режима”  во  всем  мире,  за  повсеместное признание и защиту прав человека, и  гражданина.  Все  последующее  развитие теории  и  практики  в  области  прав  человека   и   гражданина,   правовой государственности, господства права так или иначе  испытывало  и  продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

      Большое непосредственное воздействие  идеи Декларации прав  человека  и гражданина 1789  г.  оказали  на  взгляды  передовых  мыслителей  тех  стран (Германии, России, других стран Восточной Европы),  которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования. Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли  и революционных преобразований в 18 веке  в  США  и  во  Франции  естественно- правовые идеи о равенстве всех людей,  о  неотчуждаемых  правах  и  свободах человека постепенно получили распространение в царской России.       Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н.  Радищев.  Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и  крепостничества. С  естественно-правовых  позиций  он  развивал  представления  о  свободе  и равенстве всех людей в естественном состоянии,  о  договорном  происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою  жизнь,  собственность, равный суд, свободу мысли  и  слова,  о  суверенитете  народа  и  его  праве свергнуть несправедливый строй. 

Из вышесказанного в  данной  главе  следуют  следующие  выводы,  права

человека  формировались из  многократно  воспроизводимых  актов  деятельности людей,  повторяющихся  связей  и  устойчивых  форм  отношений.  В   процессе человеческой  деятельности,  включающей  множество   индивидов   со   своими потребностями,  целями,   неизбежно   столкновение   и   противоборство   их интересов. Каждый человек имеет притязания  на  определенный  объем  благ  и условий  жизни  (материальных  и   духовных),   получению   которых   должны содействовать общество и государство.       Объем этих благ и условий исторически всегда  определялся положением индивида  в  классовой   структуре   общества,   в   системе   материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами  человека.  Такая условность определяется резкой поляризацией  общества  на  различных  этапах его   развития   (рабовладение,   феодализм),    своеобразием    цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.),  которые не  давали  возможности правам человека обрести признак  универсальности  на  основе  принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.       Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до  н.  э.  в  древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были  крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность  распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а  то  и полное их лишение (если говорить о рабах) было  неизбежным  для  тех  этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие  качества правам человека, распространяла  их  на  более  широкий  круг  субъектов.  И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права,  за  свободу,  ее

расширение  и обогащение.       Процесс исторического творчества человека в значительной мере  зависит от объема его прав и свобод,  определяющего  его  социальные  возможности  и блага,   обеспечивающие   характер   жизнедеятельности,   систему    связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав  человека всегда была предметом острых классовых битв, которые  велись  за  обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус  человека  в  обществе.  И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения  и  расширения свободы. История показывает,  что   необходимы   постоянные   усилия   для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое  поколение  отвечает  за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой  ценности,  как свобода и права человека.    

 

Правовой  статус  личности

Правовой  статус  личности  –  это  правовое  положение   человека,

отражающее  его фактическое  состояние  во  взаимоотношениях  с  обществом  и государством.

         Классификация  правовых  статусов   личности   в   первую   очередь

проводится  по сфере действия и структуре  правовых  систем.  Различают  общий (международный),    конституционный    (базовый),    отраслевой,     родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный)  правовой  статус  личности  включает  в  себя

помимо  внутригосударственных  права,  свободы,  обязанности   и   гарантии, выработанные международным  сообществом  и  закрепленные  в  международно  – правовых   документах.   Защита    его    предусмотрена    как    внутренним законодательством, так и международным правом.

        Конституционный (базовый) статус  личности объединяет главные   права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном  законе  страны. Его  характерным  признаком  является  стабильность,   которая   обусловлена особенностями  самой  человеческой  жизни  и  предполагает  установление   в обществе  нормального  правопорядка,  темпы  производства   материальных   и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ  в  ст.  135 содержит  некоторые  гарантии  стабильности  статуса,  определяя  достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах  и  свободах  человека  и гражданина.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина