Право на образование в законодательстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:17, реферат

Описание

Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.
Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание права на образование в Конституции РФ
1.1 Становление права на образование
1.2 Составные части права на образование в Конституции РФ
Глава 2.Доступность и обязательность образования
Глава 3.Классификация прав на образование
3.1 Право на дошкольное образование
3.2 Право на начальное общее образование
3.3 Право на образование в школе второй ступени
3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования
3.5 Право на профессиональную подготовку
3.6 Право на начальное профессиональное образование
3.7 Право на среднее профессиональное образование
3.8 Право на неполное высшее образование
3.9 Право на высшее образование
3.10 Право на послевузовское образование
3.11 Право на получение дополнительного образования
Заключение
Список нормативных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ. права.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Реферат на тему  :

Право на образование в  законодательстве РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила :    магистрантка

исторического факультета

группа  ИС-51

Шахмедова Лолита 

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание права на образование в Конституции  РФ

1.1 Становление права на образование

1.2 Составные  части права на образование  в Конституции РФ

Глава 2.Доступность  и обязательность образования

Глава 3.Классификация  прав на образование

3.1 Право на дошкольное образование

3.2 Право на  начальное общее образование

3.3 Право на образование в школе второй ступени

3.4 Право на  образование в школе третьей  ступени или на получение среднего (полного) общего образования

3.5 Право на  профессиональную подготовку

3.6 Право на  начальное профессиональное образование

3.7 Право на  среднее профессиональное образование

3.8 Право на  неполное высшее образование

3.9 Право на  высшее образование

3.10 Право на  послевузовское образование

3.11 Право на  получение дополнительного образования

Заключение

Список нормативных  источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для  урегулирования образовательных отношений.

Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Все отношения  возникают в образовательной  сфере делятся на:

1.Между образовательным  учреждением и обучающимися.

2.Между образовательным  учреждением и органами управления.

3.Между образовательным  учреждением и семьей.

4.Между родителями  и детьми по поводу обучения.

5.Между органами  управления и органами субъектов  РФ.

6.Между образовательным  учреждением и учредителями.

Объектом регулирования  образовательного права выступают  общественные отношения.

Право на образование  является неотъемлемым правом человека, как право на жизнь.

Целями работы являются:

1) раскрыть понятие  «право на образование;

2) установить  в чем заключается обязательность и доступность образования;

3) рассмотреть  какие виды прав на образования  закреплены в законодательстве, охарактеризовать каждый вид. 

Глава 1.Содержание права на образование в Конституции  РФ

1.1 Становление права на образование

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Конституция РФ ст.43. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.

Под образованием, согласно Преамбуле Закона РФ «Об  образовании», понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в  интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (образовательных цензов). Закон РФ «Об образовании»

До 50-х годов XX века в дискуссиях господствовали идеи функционалистской социологии, особенно идеи Дюркгейма. Именно он видел  в образовании средства сохранения общественного порядка. Мангейм принял подобный взгляд, определив образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем.

Функционалисты  считают:

А) система образования  делает то, что она призвана делать, то есть отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;

Б) между интеллектом  и успехами существует приблизительное  соответствие;

В) образование - это средство, которое гарантирует  самым способным людям получение  самой ответственной и высокооплачиваемой работы.

Марксисты согласны с функционалистами в том, что  образование работает для социализации отдельных людей и групп с  учетом требований и запросов общества. Но так как в нашем обществе речь идет о капитализме, они слишком  критически относятся к тому, как молодые люди учатся приспосабливаться к требованиям капиталистического общества. Боулз и Гинтес, утверждают, что школе требуется не увеличивать потенциал, а производить не критичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают жизнь.

Марксисты считают, что дискуссии о равенстве  связаны с вопиющим неравенством в классовой системе. Они утверждают, что все, входящие за рамки поверхностных  изменений в системе образования, требует фундаментальной перестройки  власти в более широких структурах общества, особенно в экономических отношениях.

Марксисты верят  в то, что:

1.Образование  способствует утверждению классовой  системы и классового неравенства.

2.Образование  воспроизводит рабочую силу, которая  вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой «провал» и «успех» в среднем классе как законный.

3.Чтобы создать  впечатление, что система справедлива,  небольшой части рабочего класса  позволяет достичь успеха.

4.Либеральные  (реформистские) идеи основаны  на определении индивидуальности и предположении, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свои личный потенциал, и эта реализация должна поощряться.

Либералы критикуют  систему образования за упор на академическую  успеваемость и экзаменационный  успех вместо того, чтобы ориентироваться на человеческий потенциал, который охватывает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.

Социал-демократическую  точку зрения в социологии образования  можно связать с такими обозревателями, как А.Н. Хелеи и Дж.У.Б. Дуглас, отражена в политических документах (например, Доклад Плоудена о начальном образовании). Введение единого среднего образования о определение образовательной депривиации как положения, которое могло быть исправлено компенсационным образованием, во многом обязаны социологическим исследованиям достижений в образовании и роли общественного класса, проведенным в 50-х и 60-х годах XX века.

В конце 70-х годов  возникла свободная рыночная экономика, а с ней - философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и заставить школы конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учеников. Возросшая конкуренция, как предполагалось, улучшает уровень образования.

Тогда, как марксистская, либеральная, социал-демократическая  и неоконсервативная теории в  образовании основаны на политических идеях и политической деятельности, другая известная точка зрения в  социологии образования не является политической.

Образование - необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участие в жизни общества.

Образование составляет основу всякого организованного  общества. Культура не возможна без образования.

Право на образование  является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности  человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании  состоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т.д., поэтому теория Маслоу нуждается в корректировке, во включении в первичные потребности, потребности в информации и образовании.

1.2 Составные части права на образование в Конституции РФ

Право на образование  можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

В ст. 43 Конституции  РФ право на образование включает следующие полномочия:

1.Право на  дошкольное образование.

2.Право на  основное профессиональное образование.

3.Право на  высшее образование.

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием.

Образованию во всем мире присущи следующие черты:

А) образование навязывает определенные культурные ценности, в частности стремление к конкуренции и уважение к властям;

Б) для передачи таких ценностей нужны формальные организации школы и т.д.;

В) весь процесс  обучения направлен на социализацию людей- учащихся и т.д.;

Г) содержание образования  иногда может выступать в конфликт с интересами учащихся.

Содержание права  на образование развивается в  отраслевом законодательстве, то есть права конкретизированы, разбиты  на правомочия, а конституциональные добавляются другие права. 
 
 
 

Глава 2. Доступность и обязательность образования

Важнейшей гарантией  права на образование является его  доступность. В то же время в современном  мире отличают несколько противоречий в развитии образования.

Одно из них  состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование, провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию.

Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности общеобразовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

В п.3 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» этот принцип  закреплен - он сформулирован как  общедоступность образования.

В ст. 5 этого  же Закона определено понятие общедоступности  как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния  здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального  происхождения; места жительства; отношения к религии; убеждений; партийной принадлежности; наличие судимости.

В то же время  ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах  защиты их здоровья, например, по признакам  пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты общества, например, по признакам судимости. Ограничения могут быть установлены только законом. Закон РФ «Об образовании» ст.5

Доступность образования  определяется двумя факторами:

1.Политикой государства  в этой сфере.

2.Уровнем материального благосостояния его граждан.

При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства  граждан оплачивать образовательные  услуги, выход только один - установить бесплатное образование на всех его  уровнях, допуском, его платность  как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также ( на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Информация о работе Право на образование в законодательстве РФ