Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:17, реферат
Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.
Явлениями образовательного права являются совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений; состояние свободы человека в системе образования; ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.
Введение
Глава 1. Содержание права на образование в Конституции РФ
1.1 Становление права на образование
1.2 Составные части права на образование в Конституции РФ
Глава 2.Доступность и обязательность образования
Глава 3.Классификация прав на образование
3.1 Право на дошкольное образование
3.2 Право на начальное общее образование
3.3 Право на образование в школе второй ступени
3.4 Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования
3.5 Право на профессиональную подготовку
3.6 Право на начальное профессиональное образование
3.7 Право на среднее профессиональное образование
3.8 Право на неполное высшее образование
3.9 Право на высшее образование
3.10 Право на послевузовское образование
3.11 Право на получение дополнительного образования
Заключение
Список нормативных источников и литературы
В то же время в политике государства по этому вопросы существует ряд противоречий.
Первое противоречие - Конституции РФ в ст. 43 установлена общедоступность и бесплатное дошкольное образование, а государство определило размер платы за образование в дошкольном учреждении.
Второе противоречие - Конституция РФ установила бесплатность лишь основного общего образования в Законе РФ «Об образовании» говориться о бесплатном общем (полном) образовании.
Третье противоречие - Конституция РФ установила общедоступность и доступность среднего профессионального образования - Закон РФ «Об образовании» говорит о бесплатном среднем профессиональном образовании лишь на конкурсной основе и не подтверждает его общедоступность.
Проанализировав государственную политику по этому вопросу можно сделать вывод - целесообразно устранить названные противоречия, установив бесплатность дошкольного, общего (школьного) и профессионального образования, используя конкурс лишь с уровня высшего профессионального образования.
Обязательность
образования - этот тот его уровень,
который государство считает
достаточным для граждан в
целях обеспечения
1.Формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.
2.Интеграции личности в национальную и мировую культуру.
3.Формирование человека и гражданина, интегрированного в современные ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Закон «Об образовании» ст.14
Конституция установила обязательным основное общее образование. Это уровень школы второй ступени, нормативный срок освоения которой 5 лет, согласно Типовому положению об образовательной школе (первая ступени - 3-4 года).
Известна закономерность - чем выше базовый уровень образования граждан, тем быстрее люди осваивают новые профессии, тем выше уровень экономического и социального развития государства.
Исходя из этих закономерностей целесообразно установить обязательное среднее профессиональное образование, но только на несколько другой основе. Такая обязанность должна быть установлена лишь для тех, кто в состоянии освоить образовательную программу полной средней школы.
Обязательным должно быть и дошкольное образование, независимо от того, где оно дается - в семье или в дошкольном учреждении.
Главная задача изменения системы образования сегодня состоит в том, чтобы государство, гражданское общество определило, какое образование должно быть обязательным и достаточным для граждан РФ. От того, как она будет решена, зависит решение всех остальных задач образования. Это главное звено в цепи проблем образования.
В ст.19 Закона РФ «Об образовании» обязательным является основное обще образование, но известно, что с таким уровнем образовании работа на современной технике невозможна. В лучшем случае оно позволит быть подсобным рабочим.
Эту главную задачу различные политические силы стране предполагают решить разными способами. Их пять:
1.Оставить существующий уровень обязательного образования, как уже отмечалось (в этом случае закрепляется тенденция отставания страны).
2.Снизить уровень
обязательного образования до 4 класса
- начальной школы (в этом
3.Установить
в качестве обязательного
4.Установитть
обязательным общее среднее
5.Установить
обязательным высшее
Практически сегодня у государства есть материальные возможности осуществить любое из 5 решений, для этого есть и преподавательские кадры.
Такой уровень
образования позволит гражданину России
найти работу, самому создавать рабочие
места, основав свое дело, занять устойчивое
место в народном хозяйстве страны.
Глава 3. Классификация прав на образование
Анализ законодательства
об образовании позволяет
1.Право на
дошкольное образование, его
2.Право на начальное общее образование, его реализуют или в семье, или в школе первой ступени.
3.Право на
основное общее образование.
4.Право на среднее (полное) общее образование реализуется или в семье, или в школе.
5.Право на профессиональную подготовку, имеющее целью приобретение учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Реализуется в профессиональном училище или в организации.
6.Право на
начальное профессиональное
7.Право на
среднее профессиональное
8.Право на неполное высшее образование, в объеме двух курсов.
9.Право на
высшее профессионального
10.Право на
высшее образование с
11.Право на
высшее образование с
12.Право на
высшее образование по
13.Право на
послевузовское
14.Право на
послевузовское
15.Право на дополнительное образование.
3.1 Право на дошкольное образование
Дошкольные учреждения создаются для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, необходимой коррекции нарушений развития. Они действуют в полном семье. Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Ребенок должен находиться у родителей в сфере любви и доверия.
«В первые годы, писал Гегель, - особенно важно материнское воспитание, задачей которого является укоренение в ребенке нравственности как чувства». Первые три года жизни у ребенка более значимы для его развития, чем вся последующая жизнь.
На дошкольном этапе развития детей в возрасте от 2 до 5 лет у них должно формироваться физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие, как указано в Конвенции о правах ребенка (1980 г.). Кроме того все большее значение приобретает правовое воспитание.
В шесть лет дети могут посещать или детский сад, или школу. В любом случае в этом возрасте у них должны быть сформированы представления о правах, обязанностях, ответственности, о правонарушениях, то есть должно появиться определенное правосознание.
Государственный стандарт образования ребенка - это прежде всего показатели всех видов развития по годам его жизни.
Детский сад выполняет свою функцию в трех основных формах:
1.воспитывая в детском саду;
2.консультируя родителей по воспитанию детей;
3.воспитывая и развивая ребенка дома.
Дошкольное и школьное образование может стать надежным фундаментом образования. Этот вывод основывается на следующих аргументах:
А) в дошкольном
образовании закладываются
Б) полноценное дошкольное образование;
В) когда много семей находится за чертой бедности детский сад - лучший способ обеспечить физическое развитие ребенка, в нем он может полноценно питаться, развиваться.
Г) детские сады
- та форма организации
Д) детский сад - центр дошкольного воспитания, обеспечивающий помощь семье в воспитании детей.
Было бы полезно дать возможность детским садам зачислить за государство детей из неблагополучных семей, находящихся за чертой бедности, что позволило бы детям полноценно развиваться, питаться, получать положительные эмоции.
В международных документах по образованию, к сожалению, не закрепляется право ребенка на образование в дошкольных учреждениях. Такого нет ни в ст.28 Конвенции о правах ребенка, ни в ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека.
Признание такого права явилось бы дальнейшим шагом на пути развития права на образование.
3.2 Право на начальное общее образование
Начальное общее образование осваивается в нормативный срок четыре года. Оно может быть дано в специальном образовательном учреждении, реализующем только эту программу или в образовательном учреждении включающем обучение на двух или трех ступенях.
Школа первой ступени обеспечивает развитие детей, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч.1 ст.10 Закона РФ «Об образовании».
Право на образование ребенка реализует родители, выбирая возраст с которого ребенок может осваивать эту программу. Согласно ст. 19 Закона РФ «Об образовании» возраст, с которого допускается прием граждан, устанавливается в уставе образовательного учреждения.
Образовательное учреждение не имеет права отчислить ребенка из начальной школы. Ребенок имеет право перейти в другую школу. Все перечисленные права осуществляют родители. Если учащиеся не освоили программу учебного года, с согласия родителей имеют право остаться на повторное обучение в том же классе.
Другое право родителей - перевести ребенка в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя.
Третье право родителей - перевести ребенка на семейное воспитание. Если ребенок имеет по итогам учебного года одну задолженность по одному предмету, то его могут перевести в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагаются на родителей ребенка.
3.3 Право на образование в школе второй ступени
Основное общее образование дается в школе второй ступени или семье. Эта школа обеспечивает освоение обучающимися основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершению являются обязательными для родителей и детей. Эта обязанность остается в силе до достижения ребенком возраста 18 лет.
При обучении в
школе второй ступени у учащегося
есть право оставить обучение до получения
им основного общего образования. Оно
возникает при наличии
1.Ребенку исполнилось 15 лет.
2.Есть согласие
родителей, или лиц, их
3.Есть согласие местного самоуправления.
Образовательное учреждение имеет право исключить ребенка из школы в следующих случаях:
Информация о работе Право на образование в законодательстве РФ