Право собственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Порядок государственной регистрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Провести краткий историко-правовой анализ развития предпринимательской деятельности в нашей стране;
Рассмотреть порядок проведения государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;
Выявить преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. История частного предпринимательства в России………………….5

Глава 2. Особенности прав собственности граждан при различных формах предпринимательства……………………………………...10

Глава 3. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности………………………………………………..…..19

3.1.Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…………………………………………………………….19

3.2. Лицензирование……………………………………….....…..…..23

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………….…………30

Список сокращений………………………………………………………..…..33

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 68.72 Кб (Скачать документ)

       Уставный  фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью еще до самой регистрации предприятия. Он должен быть не менее 1000 минимальных месячных оплат труда. Снижение чистых активов ниже этого уровня влечёт немедленную ликвидацию предприятия.

       Управление  унитарными предприятиями осуществляется единоличным руководителем, назначаемым собственником и действующим в соответствии с уставом предприятия и указаниями собственника. Предмет деятельности, её цели, механизмы управления и контроля определяются собственником. Сохраняя за собой собственность на имущество предприятия, собственник приобретает право на присвоение части полученной предприятием прибыли.

       Предприятия, основанные на праве оперативного управления, помимо отмеченных отличительных качеств, имеют ту особенность, что могут создаваться только Российской Федерацией как таковой. Поэтому они и получили название «казенных предприятий» п.1 ст.115 Гражданский кодекс Российской Федерации. Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несёт и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств. Ликвидируются казенные предприятия только по решению правительства Российской Федерации.

       Общественные  и религиозные организации - это  добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей. Собственность этих организаций образуется за счёт передаваемого их участниками имущества и взносов последних. Члены организаций не несут никакой имущественной ответственности по обязательствам «организации», равно как и она по обязательствам своих членов.

       Фонд - это не имеющая членства организация, образованная на основе добровольных имущественных взносов граждан и юридических лиц и преследующая в своей деятельности общественно полезные цели. Фонды создаются для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, социальной, образовательной и т.п. деятельности. После регистрации в установленном порядке фонд становится единственным собственником переданного ему имущества, а его учредители утрачивают всякие имущественные права и обязательства в отношении учрежденного образования. В случае же ликвидации фонда его имущество направляется на выполнение уставных целей. Самим фондам заниматься предпринимательской деятельностью запрещено, но они могут создавать хозяйственные общества и участвовать в них. [9] 
 
 
 
 
 

Глава 3. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.

       3.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

       Одним из основных условий осуществления  предпринимательской деятельности является государственная регистрация  ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП (ст. 23 ГК РФ). Статус индивидуального предпринимателя могут приобрести граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

       Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п.2 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)[10].

       Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001г. № 129. Причем процедура регистрации индивидуальных предпринимателей максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:

    1. государственную регистрацию предпринимателей;
    2. постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве нало   гоплательщиков;
    3. присвоение кодов по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
    4. регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя.

       Государственную регистрацию физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы.

       Физическое  лицо, желающее зарегистрироваться в  качестве индивидуального предпринимателя, представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

    1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
    2. копию основного документа, удостоверяющего личность:
    3. копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ;
    4. копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
    5. подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ;
    6. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;
    7. документ об уплате государственной пошлины.
    8. Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства [11].

       Моментом  государственной регистрации предпринимателя  признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (п.2 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

       В ЕГРИП фиксируются сведения о  получении гражданином статуса  индивидуального предпринимателя, о прекращении им предпринимательской деятельности, об изменении ранее внесенных сведений и о документах, которые либо позволяют человеку заниматься индивидуальным бизнесом, либо лишают его этого права.

       Перечень  сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в реестре, включает персональные данные предпринимателя (фамилия, имя, отчество; пол; дата и  место рождения), сведения о гражданстве и месте жительства. Помимо этого ЕГРИП содержит данные о документах:

    1. удостоверяющие личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);
    2. подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);
    3. дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии).
    4. Кроме того, в реестр вносится:
    5. идентификационный номер предпринимателя, дата постановки его на учет в налоговом органе;
    6. коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
    7. номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;
    8. сведения о банковских счетах предпринимателя.

       Предпринимателю не нужно представлять в налоговые  органы копии полученных лицензий и  сообщать о прекращении их действия. Об этом позаботится лицензирующий орган. Все сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, лицензирующий орган обязан передать в Федеральную налоговую службу. Причем эти сведения он должен представить в течение 5 рабочих дней, считая со дня принятия решения о предоставлении лицензии, о ее переоформлении, о приостановлении действия, о возобновлении, об аннулировании лицензии.

       В ЕГРИП записываются сведения и о  прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В реестре указывается дата и способ прекращения деятельности.

       После государственной регистрации индивидуального  предпринимателя или внесения изменений в ЕГРИП налоговый орган обязан представить необходимую информацию в государственные органы (Федеральные органы исполнительной власти, Министерство антимонопольного правительства, Министерство внутренних дел, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Госкомстат, Таможенные органы), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования) и органы местного самоуправления.

       Таким образом, в течение 5 рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

       В соответствии с п.3.1 статьи 11 ФЗ № 129 Федеральная налоговая служба в  срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей[12]. 

       3.2 Лицензирование.

       Государственная регистрация лица, постановка на налоговый  учет, открытие счета – вот вроде  бы основные процедуры, пройдя которые  ПБОЮЛ может осуществлять предпринимательскую деятельность. Да, верно. Может. Но, не всегда. В ряде случаев предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь п.3 ст. 23 ГК РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

       В настоящее время правила лицензирования определяет ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128 . В соответствии со ст.2 этого закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю, а лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Информация о работе Право собственности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Порядок государственной регистрации