Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа
Право собственности — один из важнейших институтов гражданского права. В основе имущественных отношений, являющихся основным предметом гражданско-правового регулирования, лежат именно отношения собственности. Вопросы о понятиях собственности, объективного и субъективного права собственности и содержании данного права неизменно носят дискуссионный характер, начиная со времен Древнего Рима. Особого внимания заслуживает проблема права собственности в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Право собственности в системе вещных прав………………………….........5
§2Содержание права собственности. раво владения, пользования, распоряжения……………………………………………………………………8
§3.Формы и виды права собственности……………………...………………...13
Заключение…………………………………………………………….................25
Список использованной литературы …………………………………………..27
В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важных момента, касающихся видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.
В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например, повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.
В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.
В
особом положении находятся
В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.
Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах8) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель.
ГК РФ определяет два вида
имущества, находящегося в
Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.
Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.
Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования9. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.
Деление форм собственности на виды (подвиды и т.д.) строится путем дробления субъектного состава той или иной формы собственности. Так, видами частной формы собственности следует считать собственность граждан и юридических лиц. К подвидам собственности юридических лиц можно отнести собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д. Видами государственной собственности является собственность РФ и собственность составляющих ее субъектов. Муниципальную собственность, т.е. собственность муниципальных образований, также можно подразделить на собственность городов, районов и т.д. Конституция РФ (ст. 8) говорит о защите равным образом всех форм собственности. Это положение иногда неверно трактуют, говоря о равенстве всех форм собственности. Но то, что за всеми собственниками закрепляются одинаковые способы защиты их прав, что никому из них не отдается предпочтение при разбирательстве спора между ними еще не значит, что сами формы собственности равны. Согласно ст. 212 ГК, законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Так, у субъектов права частной собственности это право никогда не может возникнуть таким путем, как реквизиция и конфискация. Они никогда не смогут распорядиться имуществом путем внесения его в уставные фонды унитарных предприятий. Наоборот, РФ или ее субъект не могут приобрести право собственности на находку. Публичные образования не могут также распорядиться своим имуществом путем внесения его в складочные капиталы полных товариществ. Примеры такого рода можно множить. Законом также определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 и 213 ГК). Имущество, составляющее объекты государственной или муниципальной собственности, может быть закреплено за государственными или муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения (а за такой разновидностью государственного унитарного предприятия как федеральное казенное предприятие – на праве оперативного управления) и за соответствующими учреждениями - на праве оперативного управления. Не закрепленное таким образом имущество составляет соответственно казну РФ, ее субъекта или муниципального образования. В состав казны любого уровня входят, прежде всего, средства соответствующего бюджета.
Классификация
собственности на виды может и
не зависеть от формы собственности.
Так, общая собственность, которая характеризуется
тем, что принадлежит не одному, а двум
или нескольким лицам, подразделяется
на два вида: долевую и совместную. При
этом как долевая, так и совместная собственность
может принадлежать лицам, являющимся
субъектами как одной, так и разных форм
собственности.
Конечно, в объеме курсовой работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как «Понятие права собственности», однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены.
Так, в ходе рассмотрения права собственности в системе вещных прав, был сделан вывод о том, что это наиболее широкое по объему правомочий вещное право, предоставляющее управомоченному субъекту максимальные возможности использования принадлежащего ему имущества.
Проведенный в работе анализ нормативной правовой базы указанного института позволил, кроме того, согласиться с некоторыми предложениями по совершенствованию гражданского законодательства. Принятие Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ, рассмотренных в работе, позволит более четко определить перечень ограниченных вещных прав. Что касается понимания права собственности, также представляется вполне обоснованным его уточнение путем указания на такой признак, как «наиболее полное господство лица над вещью». Более того, целесообразно было бы дать официальные определения правомочий собственника, относительно которых в науке гражданского права уже выработаны проверенные временем понятия.
Вопрос о формах и видах права собственности в курсовом исследовании освещается не только с позиции теории, но и делаются некоторые выводы, касающиеся модернизации законодательной основы. Например, вывод о необходимости принятия специального закона, который бы установил отдельные виды имущества, что могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Подытоживая
все вышесказанное, следует отметить,
что закрепление института
Информация о работе Право собственности: понятие, значение, содержание