Право собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Среди многообразия проблем, связанных с вопросами собственности, особую актуальность имеют вопросы объектов права собственности в связи с тем, что они затрагивают как частноправовые, так и публично – правовые сферы жизнедеятельности общества. Право, и в особенности гражданское право, своими правовыми средствами обеспечивает формирование и удовлетворение различных и, прежде всего, имущественных потребностей. Таким образом, дальнейшее развитие института собственности и совершенствование практики применения его норм диктуется потребностями общества и требует всесторонней разработки теоретических и практических вопросов, связанных с ними.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая диана.docx

— 69.68 Кб (Скачать документ)

     С введением в законодательство института  частной собственности граждане как собственники вправе использовать принадлежащее им имущество, в том  числе и потребительского назначения, как для предпринимательской, так  и для любой другой не запрещенной  законом деятельности. Все это  поставило гражданина как собственника в равное положение с другими  собственниками (юридическими лицами, государством). Претерпели существенные изменения источники образования собственности граждан, так и формы ее проявления. Основными источниками образования собственности граждан служат ныне их труд в качестве наемных работников, их собственная экономическая деятельность.

     Субъектами  права собственности граждан  могут быть все граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК РФ), а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

     Однако, несмотря на то, что действующее  законодательство устранило количественные, стоимостные и временные ограничения  на объекты права собственности  граждан, ГК РФ допускает установление законом правил, ограничивающих возможность  приобретения в частную собственность  отдельных видов имущества (ст. 213 ГК РФ).

     У граждан и юридических лиц  не может находиться на праве собственности  имущество, которое согласно действующему законодательству страны ограничено в обороте или исключено из оборота. Таким имуществом будут являться, например, оружие, наркотические и психотропные вещества. Приобрести на праве собственности наркотические вещества могут только определенные юридические лица: медицинские муниципальные и государственные учреждения, частные клиники, имеющие лицензию. Использование наркотического вещества строго контролируется, а помещение, в котором его необходимо хранить, должно отвечать определенным требованиям. Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть имущество, изъятое из гражданского оборота, ввиду того, что оно может находиться только в государственной собственности. По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды оружия, сильно действующие ядовитые вещества.

     Право собственности юридических лиц (за исключением государственных и  муниципальных предприятий, а также  учреждений, финансируемых собственником) представляет собой один из видов частной собственности.

     В образовании имущества юридического лица участвуют его учредители (участники). В этой связи необходимо четко  различать характер прав учредителей  на имущество юридического лица и  полномочия самого юридического лица. Объем правомочий учредителей (участников) относительно имущества юридического лица зависит от его организационно-правовой формы. Участники хозяйственных  товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов имеют обязательственные права (право  на получение прибыли); указанные  юридические лица владеют имуществом на праве собственности

     В собственности юридических лиц  может находиться любое имущество, за исключением отдельных его  видов, для которых законом установлен специальный режим. При этом закон, как правило, не ограничивает количество и стоимость имущества. Такие  ограничения могут быть установлены  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

     Государственная собственность. Различают понятие  государственной собственности  как экономической категории  и понятие права государственной  собственности (принадлежащей государству  в субъективном смысле). Государственная  собственность как экономическая  категория означает общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим всем членам общества в лице избранных ими органов власти.

     Государство в отношении своей собственности  не является каким-то обособленным субъектом, как в праве частной собственности. Каждый орган государственной власти, министерство и ведомство осуществляет правомочия по пользованию и распоряжению, иному владению имуществом, составляющим государственную собственность, в  пределах своих полномочий. Так, Министерство финансов распоряжается средствами бюджета РФ, Министерство природопользования – недрами РФ.

     Для права государственной собственности  характерна множественность субъектов, обусловленная в свою очередь  многоуровневым характером государственной собственности и ее объектов. В ст. 214 ГК РФ говорится о том, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Следовательно, здесь субъектом собственности является само российское государство - РФ как единое целое. Далее в ст. 214 ГК РФ указывается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам (собственность субъектов РФ).

     Наряду  с РФ как единым государством субъектами права государственной собственности  являются также субъекты Федерации. Несмотря на наличие различных субъектов, единство фонда государственной  собственности не нарушается. Множественность  субъектов права государственной  собственности обусловлена расширением прав субъектов РФ, регионов, государственных предприятий, а также самостоятельных, свободных экономических зон.

     Таким образом, государственная собственность  в настоящее время существует в двух видах: в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Отметим, что эта точка зрения поддерживается всеми учеными.

     Муниципальная собственность. Муниципальная собственность  – это собственность муниципальных  образований. В принципе право муниципальной  собственности аналогично по содержанию праву государственной собственности.

     Субъектами  права муниципальной собственности  являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные  образования. От имени муниципального образования права и обязанности собственника могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления. Муниципальное образование распоряжается, владеет и пользуется муниципальным имуществом не как один субъект, а представляет собой систему органов местного самоуправления внутри каждого муниципального образования, и каждый из органов местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляет права собственника муниципального имущества, необходимого ему для своей деятельности.

     В настоящее время все муниципальные  образования считаются самостоятельными юридическими лицами. Кроме того, муниципальное  образование в качестве одной из основных гарантий независимости местного самоуправления должно обладать своей собственностью. Муниципалитеты как публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, то есть реализуют свою дееспособность через свои органы местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной уставами муниципальных образований.

     Конституция РФ, признавая и гарантируя жизнеспособность местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности, в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, в их финансовой гарантии, в праве на обеспечение пользования, владения и распоряжения объектами муниципальной собственности. При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муниципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

     Применение  этого положения является проблематичным из-за отсутствия законодательного регулирования механизма участия населения в управлении муниципальным имуществом. Существует проблема с распоряжением, которая требует безотлагательного решения. Думается, население должно выражать свое мнение в формах прямого волеизъявления только в случаях отчуждения муниципального имущества, которое приносит доход в местный бюджет. Это может происходить в небольших муниципальных образованиях на сходах граждан, процедура которых должна быть закреплена в уставе муниципального образования. В городских поселениях могут проводиться референдумы. В связи с этим в уставе муниципального образования необходимо предусмотреть перечень объектов, входящих в состав муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия населения.

     На  формирование муниципальной собственности  существенным образом повлиял процесс  приватизации. Однако у органов местного самоуправления (прежде всего в небольших  городах, поселках, сельских населенных пунктах) практически не было возможности  оказать на него какое-то заметное воздействие.

     Приватизация  привела к сокращению объектов муниципальной  собственности и не принесла местному самоуправлению каких-либо существенных экономических выгод.

     Российское  законодательство, определяя общие  для всех участников имущественного оборота правила, относящиеся к  праву собственности, вместе с тем  устанавливает и особенности  муниципальной собственности. Среди них следует назвать следующие. Публично-правовые образования как собственники своего имущества независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях в качестве вполне самостоятельных, равноправных и имущественно обособленных субъектов. Попытки федеральной власти устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом (например, определять объекты приватизации) не могут быть признаны основанными на законе. Неслучайно ст. 217 ГК РФ разрешает устанавливать специальным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты.

     Именно  поэтому РФ, ее субъекты не отвечают по обязательствам муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам РФ и ее субъектов, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

     Объектами права муниципальной собственности  являются средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие кредитно-финансовые организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

     Таким образом, граждане, юридические лица, государство и муниципальные  образования являются носителями мощных юридических прав собственника. Эти  права признаны обществом и государством в качестве абсолютных и исключительных, фиксированы в законе и охраняются государством. Права собственника функционируют на основе общих принципов гражданского права (равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора и т.д.). Статус собственника позволяет лицу на основе и в пределах закона строить свое поведение в отношении объектов собственности по своему усмотрению. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

2.1. Возникновение прав собственности 

     Основанием  приобретения права собственности  являются те юридические факты, с  которыми закон связывает возникновение  этого права. Для приобретения права  собственности необходимо существование  этой вещи, которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту  вещь.

     Способы возникновения права собственности  принято разделять на первоначальные и производные. Первоначальные способы  характеризуются тем, что право  собственности возникает либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника.

     Производными  признаются такие основания возникновения  права собственности, которые связаны  с переходом вещи из собственности  одного субъекта к другому.

     Право собственности на новую вещь, изготовленную  или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. Поступления, полученные в результате использования  имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат  лицу, использующему это имущество  на законном основании.

     Право собственности на имущество, которое  имеет собственника, может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждении этого имущества.

     В случае смерти гражданина право собственности  на принадлежавшее ему имущество  переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

     В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к  юридическим лицам - правопреемникам  реорганизованного юридического лица.

Информация о работе Право собственности