Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:19, контрольная работа
Дайте общую характеристику, охарактеризуйте статус и деятельность любого из правоохранительных органов по схеме;
- нормативные основы деятельности;
-структура;
-компетенция;
- современные проблемы деятельности и перспективы реформирования.
2.На основании ст.71 – 73 Конституции РФ составьте таблицу, отражающую предмета ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации.
ПЛАН
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73
Введение
Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.
В наши дни идет непрекращающийся бурный процесс обновления законов и правовых актов. Процесс этот проявляется и в постоянном обновлении законодательства, имеющего непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организации и основам деятельности соответствующих органов, а также в обновлении практики применения такого законодательства.
Поэтому каждому человеку следует знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73
Тема
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Дайте общую характеристику, охарактеризуйте статус и деятельность любого из правоохранительных органов по схеме;
- нормативные основы деятельности;
-структура;
-компетенция;
- современные проблемы деятельности и перспективы реформирования.
2.На основании ст.71 – 73 Конституции РФ составьте таблицу, отражающую предмета ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации.
ПЛАН
Введение
1. Правоохранительные
органы в Российской Федерации.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73
Введение
Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.
В наши дни идет непрекращающийся бурный процесс обновления законов и правовых актов. Процесс этот проявляется и в постоянном обновлении законодательства, имеющего непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организации и основам деятельности соответствующих органов, а также в обновлении практики применения такого законодательства.
Поэтому каждому человеку следует знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства.1
Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.
Исходя из ст.1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности, и одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».2
Человек реализует
свои права и свободы не только
в личной, но и в общественной
жизни — через различные
Провозглашая права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.3
Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы, как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).
Правозащитная функция государства реализуется в двух формах:
1) Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод: юридическую ответственность за правонарушения; государственный контроль над соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений); применение мер воздействия к нарушителям; восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.)
Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.
В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.4
2) Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).
С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;
правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;
правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;
решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;
решения правоохранительных
органов, затрагивающие конституционные
должностные лица
правоохранительных органов несут
установленную законом
Нормативную базу, регламентирующею деятельность правоохранительных органов составляют: Конституция РФ; Федеральные законы и др. нормативно-правовые акты; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные правовые акты; нормы международного права и договоры, заключенные РФ.
Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней.
В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к гражданам, определены место и роль в государственном механизме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.
В Конституции РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах РФ.
Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Все направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Выделяют следующие направления:5
− конституционный контроль;
− отправления правосудия;
− прокурорский надзор;
− расследования преступлений;
− оперативно-розыскной;
− исполнение судебных решений;
− оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
− предупреждения преступлений и иных правонарушений.
Все названные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.
Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности:
функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.;
функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т.д.;
функцию расследования при
производстве предварительного следствия
выполняют следователи
функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.
Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе, в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной.
Такая обязанность прямо предусмотрена законом, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.6
Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, – решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.
Важнейшее место занимают правосудие и конституционный контроль. Посредством их происходит реализация полномочий судебной власти, являющейся необходимым атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия.
Каждой функции соответствуют
наиболее целесообразные, выработанные
опытом и закрепленные в законе средства
и процедуры реализации, которые
предоставляются – в
Для выполнения вышеназванных
функций правоохранительной деятельности,
государство создает
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом надзора органов прокуратуры также является соответствие законам издаваемых этими органами правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Информация о работе Правоохранительные органы в Российской Федерации