Правоохранительные органы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание

Дайте общую характеристику, охарактеризуйте статус и деятельность любого из правоохранительных органов по схеме;
- нормативные основы деятельности;
-структура;
-компетенция;
- современные проблемы деятельности и перспективы реформирования.
2.На основании ст.71 – 73 Конституции РФ составьте таблицу, отражающую предмета ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации.




ПЛАН
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73

Введение
Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.
В наши дни идет непрекращающийся бурный процесс обновления законов и правовых актов. Процесс этот проявляется и в постоянном обновлении законодательства, имеющего непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организации и основам деятельности соответствующих органов, а также в обновлении практики применения такого законодательства.
Поэтому каждому человеку следует знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Содержание

Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73

Работа состоит из  1 файл

К.Р 3кур. по Правоведению.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Организация и порядок  деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральным  законом от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре  Российской Федерации» и другими  федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Систему прокуратуры  Российской Федерации составляют Генеральная  прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные  и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральную прокуратуру  РФ возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При осуществлении надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:

• рассматривает и  проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и  свобод человека и гражданина;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и  свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

• использует полномочия, предусмотренные федеральным законом «О прокуратуре».

При наличии  оснований полагать, что нарушение  прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает  меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

     В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Прокурор или его  заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

 

Схема

 

Название

Нормативные основы деятельности

Структура

компетенция

Современные проблемы деятельности и перспективы  реформирования

Прокуратура РФ

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным  исполнением законов

Генеральная прокуратура  РФ.

Прокуратуры субъектов  РФ.

Военные и специализированные прокуратуры.

Прокуратуры городов  и районов

Конституционный контроль;

 

 Отправления правосудия;

 

 Прокурорский надзор;

 

 Расследования преступлений;

 

 Оперативно-розыскной;

 

Исполнение судебных решений;

 

Оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

 

Предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Надзор за исполнением  законов

Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина.

Уголовное преследование  в соответствии с полномочиями.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.

 Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

 Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. К числу основных направлений деятельности относятся: конституционный контроль; отправление правосудия; организационное обеспечение деятельности судов; обеспечение выполнения судебных решений; прокурорский надзор; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи; предупреждение преступлений и других правонарушений. Все направления взаимосвязаны друг с другом.

Классификация правоохранительных органов соответствует видам  правоохранительной деятельности. Для  выполнения названных направлений  правоохранительной деятельности создаются  специальные органы, которые и  именуются правоохранительными. К ним относятся: суды; органы юстиции; прокуратура; следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, служба судебных приставов, таможенная служба, ФСБ и др.); органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность; адвокатура; нотариат. В большинстве своем они являются государственными, но есть и негосударственные.

Основные функции правоохранительных органов: охрана государственного и общественного строя; укрепление законности и правопорядка; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений; борьба с преступностью.

Каждый из этих органов  осуществляет одну или несколько  основных правоохранительных функций  и имеет определенные задачи по достижению результатов. Достижение этих результатов  обеспечивает выполнение помянутых выше задач правоохранительной деятельности.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Абдулаева М.И. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.

3.       Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев; Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2005. – 400 с.

4.         Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. . - М.: Просвещение, 2006. - 349 с.

5.       Печников, Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособие / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 136 с.

6.       Савюк, Л.К. Правоохранительные органы: Учебник / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2004. – 671 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметы  ведения РФ

Предметы  совместного ведения РФ и субъектов  РФ

Предметы  ведения субъектов РФ

принятие и  изменение Конституции РФ и федеральных  законов, контроль за их соблюдением

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам

Вне пределов ведения  РФ и полномочий РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон

 

установление  системы федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти

установление  общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления

 

федеральная государственная  собственность и управление ею

разграничение государственной собственности

 

установление  основ федеральной политики и  федеральные программы в области  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития РФ

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами

 

установление  правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры

 

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития

установление  общих принципов налогообложения и сборов в РФ

 

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе

общие вопросы  воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

 

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы  войны и мира

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ

 

внешнеэкономические отношения РФ;

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение

 

оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

 

определение статуса  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

 

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат

 

федеральное коллизионное право

защита исконной среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических общностей

 

федеративное  устройство и территория РФ

   

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет

   

государственные награды и почетные звания РФ

   

федеральная государственная  служба

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации. - Ст.1.

2 Там же. – Ст.2.

3 Там же. – Ст.8.

 

 

 

 

4 См., Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005

5 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев; Под ред. К.Ф.Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2005. - С.6-10.

6 Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учебное пособие / Н.П.Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – С.72.


Информация о работе Правоохранительные органы в Российской Федерации