Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:19, контрольная работа
Дайте общую характеристику, охарактеризуйте статус и деятельность любого из правоохранительных органов по схеме;
- нормативные основы деятельности;
-структура;
-компетенция;
- современные проблемы деятельности и перспективы реформирования.
2.На основании ст.71 – 73 Конституции РФ составьте таблицу, отражающую предмета ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации.
ПЛАН
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73
Введение
Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.
В наши дни идет непрекращающийся бурный процесс обновления законов и правовых актов. Процесс этот проявляется и в постоянном обновлении законодательства, имеющего непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организации и основам деятельности соответствующих органов, а также в обновлении практики применения такого законодательства.
Поэтому каждому человеку следует знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.
2.Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таблица Конституции РФ ст.71-73
Органы прокуратуры
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральным законом от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Систему прокуратуры
Российской Федерации составляют Генеральная
прокуратура Российской Федерации,
прокуратуры субъектов
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:
• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
• использует полномочия, предусмотренные федеральным законом «О прокуратуре».
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Схема
Название |
Нормативные основы деятельности |
Структура |
компетенция |
Современные проблемы деятельности и перспективы реформирования |
Прокуратура РФ |
Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов |
Генеральная прокуратура РФ. Прокуратуры субъектов РФ. Военные и специализированные прокуратуры. Прокуратуры городов и районов |
Конституционный контроль;
Отправления правосудия;
Прокурорский надзор;
Расследования преступлений;
Оперативно-розыскной;
Исполнение судебных решений;
Оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
Предупреждения преступлений и иных правонарушений. |
Надзор за исполнением законов Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя. Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда. Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом |
Заключение
Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. К числу основных направлений деятельности относятся: конституционный контроль; отправление правосудия; организационное обеспечение деятельности судов; обеспечение выполнения судебных решений; прокурорский надзор; охрана общественного порядка; обеспечение безопасности; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи; предупреждение преступлений и других правонарушений. Все направления взаимосвязаны друг с другом.
Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности. Для выполнения названных направлений правоохранительной деятельности создаются специальные органы, которые и именуются правоохранительными. К ним относятся: суды; органы юстиции; прокуратура; следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, служба судебных приставов, таможенная служба, ФСБ и др.); органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность; адвокатура; нотариат. В большинстве своем они являются государственными, но есть и негосударственные.
Основные функции
Каждый из этих органов осуществляет одну или несколько основных правоохранительных функций и имеет определенные задачи по достижению результатов. Достижение этих результатов обеспечивает выполнение помянутых выше задач правоохранительной деятельности.
Список используемой литературы
3. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев; Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2005. – 400 с.
4. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. . - М.: Просвещение, 2006. - 349 с.
5. Печников, Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособие / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 136 с.
6. Савюк, Л.К. Правоохранительные органы: Учебник / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2004. – 671 с.
Предметы ведения РФ |
Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ |
Предметы ведения субъектов РФ |
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением |
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам |
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти |
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; |
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон |
|
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти |
установление
общих принципов организации
системы органов |
|
федеральная государственная собственность и управление ею |
разграничение государственной собственности |
|
установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в |
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами |
|
установление
правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики;
федеральные экономические |
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры |
|
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития |
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ |
|
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе |
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта |
|
внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира |
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ |
|
внешнеэкономические отношения РФ; |
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение |
|
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования |
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий |
|
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ |
административное, административно- |
|
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности |
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат |
|
федеральное коллизионное право |
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей |
|
федеративное устройство и территория РФ |
||
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет |
||
государственные награды и почетные звания РФ |
||
федеральная государственная служба |
1 Конституция Российской Федерации. - Ст.1.
2 Там же. – Ст.2.
3 Там же. – Ст.8.
4 См., Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005
5 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник / К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев; Под ред. К.Ф.Гуценко. - М.: Издательство «Зерцало», 2005. - С.6-10.
6 Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учебное пособие / Н.П.Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – С.72.
Информация о работе Правоохранительные органы в Российской Федерации