Правоспособность и дееспособность иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание

Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права — государства, национально-государственные и административно-территориальные образования. Наряду с термином «юридические лица» закон использует термин «физические лица», которым охватываются не только граждане России, но также иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды) и лица с двойным гражданством (бипатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие гражданской правосубъектности……………………………….4
2. Правовые режимы для иностранных граждан……………………………9
3. Правоспособность иностранных граждан………………………………14
4. Дееспособность иностранных граждан………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.52 Кб (Скачать документ)

Конечно, право  на объединение осуществляют, прежде всего, российские граждане. Однако и иностранцы могут им пользоваться в нескольких направлениях.

Во-первых, иностранцы вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Согласно статье 15 Закона «Об иностранцах» от 24 июня 1981 года иностранные граждане, постоянно проживающие у нас, имеют право вступать на общих  основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные  организации, научные, культурные, спортивные общества и другие общественные организации, если это не противоречит уставам (положениям) этих организаций. Для развития этой нормы уставы общественных объединений  позволяют иностранцам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют  лишь российские граждане.

Во-вторых, возможно создание иностранцами собственных  общественных объединений. Наиболее вероятно это для иностранцев, осуществляющих в России трудовую деятельность или  получающих образование. В частности, студенты, аспиранты, обучающиеся в российских вузах, как правило, создают объединения, именуемые землячествами или обществами. В том случае, если такие общественные объединения иностранцев созданы для поддержания неформальных контактов между ними, не требуется их официальная регистрация, хотя, как правило, иностранцы информируют об этом администрацию предприятий и учреждений, где работают, или тех учебных заведений, где учатся.

В-третьих, в  РФ могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные  общественные объединения. Для этого  они организуют здесь свои отделения, секции и т. п. Однако требуется также  соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Согласно статье 31 Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование». Поскольку статья прямо адресована гражданам РФ, возникает  вопрос: могут ли иностранцы использовать такие же права? Безусловно. В ряде ситуаций просто сложно обойтись без  них. Например, иностранцы также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешения. Что касается публичных мероприятий  — митингов, демонстраций, шествий  и пикетирования, то эти возможности  и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с  предварительного уведомления местных  властей.

Вместе с тем  именно в политической сфере определенные права и свободы не предоставляются  иностранцам. Согласно статье 32 Конституции  только гражданам России принадлежит  право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Лишь эти граждане имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Они имеют равный доступ к государственной службе и право участвовать в отправлении правосудия (в том числе в качестве заседателей и присяжных заседателей). Непредоставление иностранцам всех перечисленных возможностей обусловлено тем, что функции государственной власти и службы обеспечения порядка везде поручаются гражданам данной страны.

Иностранные граждане вправе реализовать право на труд в России различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своего государства, создаваемых здесь предприятиях или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т. д. Закон разрешает иностранцам выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года Положением о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы по разрешениям, выдаваемым Федеральной миграционной службой России, иностранцы могут приглашаться для работы в нашей стране отечественными (то есть российским) юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующими на территории РФ, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве.

Таким образом, реализуя право на труд, иностранцы в России могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делаются отчисления в страховые и пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении. В соответствии с Конституцией каждому гарантируется в России социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

К числу основных прав каждого человека на территории России относится и право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Она  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений. Закон  об иностранцах от 24 июня 1981 года установил, что находящиеся на нашей территории иностранные граждане тоже имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает здесь постоянно, пользуется медицинской помощью наравне с российскими гражданами. Временно пребывающим здесь иностранцам медицинская помощь оказывается в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Со времени  принятия Закона прошло много лет. В  организации здравоохранения произошли  серьезные изменения: вместо единой государственной системы здравоохранения  теперь имеются наряду с нею еще две — муниципальная и частная. Поэтому постоянно проживающие у нас иностранцы испытывают те же проблемы между бесплатной и платной медициной, какие имеют и российские граждане. Временно находящимся на территории России иностранцам медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги, прежде всего операция. Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно пребывающих на их территории иностранцев либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.

Основное общее  образование в России обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Дети иностранцев получают это образование на общих основаниях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении. В вузах России обучается  сейчас большое количество иностранных  студентов и аспирантов. Если они  приезжают по межгосударственному  обмену, то обучение для них является бесплатным. Остальные лица, как  правило, платят за учебу сами либо имеют спонсоров. Плата вносится непосредственно тому учебному заведению, где проходит учеба.

В России каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Таковы основные виды конституционных прав и свобод, доступных как российским гражданам, так и иностранцам. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев  эти права и свободы одинаковы  по юридически закрепленному объему для всех, хотя на практике, конечно, граждане России большинством пересиленных прав и свобод пользуются более регулярно. Есть и такие права и свободы, которые являются не одинаковыми по объему — для граждан России шире диапазон их использования. Наконец, есть права и свободы, доступные лишь российским гражданам. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.

В РФ у граждан одновременно есть определенные обязанности, зафиксированные Конституцией. Многие из них распространяются и на иностранцев, пребывающих в России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Всем, в том  числе и иностранцам, полагается соблюдать требования нашей Конституции  и российских законов (статья 15).

Но есть и  такие конституционные обязанности, исполнение которых можно требовать  лишь от граждан РФ. Так, только для  них защита Отечества является долгом и обязанностью. И лишь гражданин  РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции РФ).

 

4. Дееспособность иностранных  граждан.

Для того чтобы  у человека могли возникнуть конкретные гражданские права и обязанности, мало быть правоспособным. Надо еще  обладать способностью своими действиями приобре- тать права и обязанности, то есть обладать гражданской дееспо- собностью. Понятно, что не всякий правоспособный человек мо- жет приобрести право  и распорядиться им, это может  тот, кто способен действовать разумно.

Коллизионные  вопросы дееспособности физического лица возникают, прежде всего, вследствие того, что законодательство отдельных стран по-разному определяет условия, при которых лицо считается дееспособным. Так, в некоторых странах дееспособность наступает с достижением 18-летнего возраста, в других — раньше или позднее. В одних странах человека можно ограничить в дееспособности по мотивам расточительства, в других — нет и т. д. Вот почему важно, закон какого государства будет применен при решении вопроса дееспособности.

В России, как  и во многих странах мира, гражданская  дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином  которой он является.

К лицам без  гражданства это правило не относится  — нет страны, чьи законы можно  было бы применить. В международной  практике считается, что теснее всего  эти люди связаны со страной, где  постоянно проживают.

Дееспособность  означает фактическую способность  человека совершать те или иные юридические  сделки, юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению  или осуществлению гражданских  прав.

Дееспособность  входит в категорию понятий, ядро которых составляет способность  гражданина.

В первую очередь  иностранцы в России наделяются правом иметь собственность

Но для того чтобы определить условия приобретения иностранцем права собственности  на вещь, порядок пользования, условия  истребования вещи от неправомерно удерживающих ее лиц, важно одно обстоятельство —  местонахождение вещи. В зависимости  от того, где вещь находится: в России или за границей, будет применяться  либо российский, либо иностранный  закон. Право собственности на вещь регулируется законом страны, где  вещь находится.

Этот общий  принцип распространяется и на собственность  российских граждан, находящихся за границей: их права на такие вещи будут определяться не российскими, а иностранными законами.

Иностранцы, имеющие  в России дома, как и российские граждане, обязаны обеспечивать сохранность  домов, ремонтировать их. Государство  оказывает помощь в ремонте, по желанию  собственника ремонт проводится предприятиями  коммунального обслуживания населения  или своими силами. Жилые дома, принадлежащие  гражданам, не могут быть у них  изъяты, собственник не может быть лишен права пользования домом, кроме случаев, установленных в  законодательстве.

Приезжая в  Россию, иностранцы привозят с собой  те или иные вещи, которые уже  принадлежат им как собственникам. По какому закону будут решаться вопросы  собственности на такие вещи на территории России? Пока вещь находится в России, право собственности на нее определяется российскими законами. При этом объем  прав на нее в отношении владения, пользования и распоряжения может  практически измениться, ведь раньше, до ввоза ее в Россию, все решалось не по российскому закону, а по закону той страны, где вещь находилась, а там правила иные.

Но все это  не касается самого права собственности  на привезенную вещь. Возникновение  и прекращение права собственности  на вещь, сказано в основах гражданского законодательства, определяется по закону страны, где вещь находилась в момент, когда имело место действие или  иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения  права собственности, если иное не предусмотрено  законодательством России.

Стремительное развитие науки, техники, литературы и  искусства в ХХ веке поставило  перед обществом задачу адекватной охраны продуктов и результатов  интеллектуального труда и выделения  в самостоятельную область правового  регулирования общественных отношений, возникающих в связи с их созданием.

Указанный процесс  ярко проявляется в современной  России, в частности в законотворчестве и международном сотрудничестве с зарубежными странами, как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Для права интеллектуальной собственности, в отличие от права  собственности как вещного права, характерно то, что оно имеет строго ограниченный территориальный характер. Это означает, что продукты и результаты творческой деятельности, возникшие  под действием иностранного закона, в принципе не получают автоматической охраны на территории другого государства.

Для признания  этих прав и, следовательно, охраны необходимо заключение между соответствующими государствами двустороннего или  многостороннего соглашения о взаимной охране таких прав. Пока такого соглашения нет, безвозмездное и произвольное использование чужих произведений, технических достижений, аудио- и видео- продукции будет считаться вполне доступным.

Информация о работе Правоспособность и дееспособность иностранных граждан