Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание

Целью научной работы является разработка концептуальных основ правового регулирования отношений, возникающих в связи с удовлетворением государственных нужд в подрядных работах в условиях современной рыночной экономики и реформированного законодательства, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Государственный контракт на выполнение подрядных работ: понятие и признаки…………………………………………………………………………….
2 Источники, регулирующие отношения подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..
3 Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..
4 Основание и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд……………………...
5 Прекращение государственного контракта подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

По гражданскому .doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

           

                              

 

«Правовое регулирование  подрядных работ для государственных  нужд»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнил:

                                                                                       Студент III курса, гр. 14001

                                                                                        Пак.Вячеслав. Викторович

                                                                                       Руководитель:

                                                                                       Преподаватель ТЭПК

                                                                                       Е.В. Дулякова

     

 

Томск  2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….

 

 1 Государственный контракт на выполнение подрядных работ: понятие и признаки…………………………………………………………………………….

 2 Источники, регулирующие отношения подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..

3 Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..

4 Основание и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд……………………...

5 Прекращение государственного контракта подрядных работ для государственных нужд……………………………………………………………..

 

Заключение………………………………………………………………………….

 

Список использованной литературы……………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость специального регулирования подряда для государственных  нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных  интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных нужд устанавливается специальный правовой режим, характеризующийся рядом особенностей, к которым, прежде всего, относятся следующие:

- во-первых, объектом  правоотношений являются не любые  подрядные отношения, а лишь отношения, связанные со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансирующихся за счет государственных средств;

- во-вторых, рассматривая  действие указанных норм по кругу лиц, можно говорить о специальном субъекте правоотношений – государственном заказчике;

- в-третьих, в целях  компенсации подрядчику ограничения  принципа свободы договора устанавливаются  специальные льготы и гарантии  для подрядчиков.1

Подрядные работы для государственных нужд изначально были выделены законодателем в отдельный параграф в рамках общей главы Гражданского кодекса РФ, посвященной договорам подряда. Данный факт свидетельствовал о самостоятельности этой разновидности договора подряда. С принятием специального закона о размещении заказов эта самостоятельность стала еще более явной.

Все выше названные обстоятельства делают актуальными исследования института  торгов как основания заключения контрактов для государственных  нужд, а также специфических особенностей заключения того или иного вида контрактов.

Актуальность представленного  исследования объясняется необходимостью устранения противоречий в положениях действующего законодательства в области  подрядных работ для государственных нужд, а также важностью изучения проблемных теоретических вопросов, требующих своего научного осмысления и разрешения.

Целью научной работы является разработка концептуальных основ  правового регулирования отношений, возникающих в связи с удовлетворением  государственных нужд в подрядных работах в условиях современной рыночной экономики и реформированного законодательства, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

государственный нужда

По государственному контракту на выполнение подрядных  работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить  строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК). 2

Как и другие подрядные  договоры, государственный контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором. Вместе с тем для него характерны некоторые особенности, позволяющие выделять его в отдельный вид договора подряда:

- основанием заключения  государственного контракта является государственный заказ, размещаемый, как правило, по конкурсу;

- подрядные работы, составляющие  предмет государственного контракта,  должны быть предназначены для  удовлетворения государственных  потребностей Российской Федерации или ее субъекта;

- оплата подрядных  работ, выполняемых по государственному  контракту, должна финансироваться  за счет средств соответствующих  бюджетов и внебюджетных источников;

- в роли заказчика  по государственному контракту  выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как правило, от имени государства – Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

- отношения, вытекающие  из государственного контракта,  подлежат особому правовому регулированию;

- судьба государственного  контракта поставлена в зависимость  от состояния соответствующего  бюджета, за счет которого осуществляется  финансирование подрядных работ. 

Смысл выделения среди  отдельных видов договора подряда  государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим»3.

Еще в дореволюционные времена для отечественного правопорядка было характерно особое правовое регулирование гражданско-правовых отношений с участием казны, обеспечивающее соблюдение публичных интересов. Указанные отношения регламентировались отдельным правовым актом – Положением о казенных подрядах и поставках, содержавшим подробное и детальное регулирование порядка заключения соответствующих договоров, условий возникающих из них обязательств, способов обеспечения их исполнения и ответственности сторон за нарушение условий договоров.

После революции 1917 г. уже 30 сентября 1921 г. появилось Положение  о государственных подрядах и  поставках. Сохранение действия названного правового акта предусматривалось  и при первой кодификации гражданского законодательства (ст. 235 ГК 1922 г.). Можно назвать и Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по выполнению подрядных работ с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. Правда, в дальнейшем созданная административно-командная система управления экономикой уже не нуждалась в особом регулировании подрядных работ для государственных нужд, поскольку практически все договоры подряда на капитальное строительство заключались на основе плановых актов и обеспечивались централизованным государственным финансированием.

В современной экономике, построенной на началах свободного товарного оборота, очевидна необходимость  особого регулирования отношений  по выполнению подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных нужд, предопределяемых потребностями Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОЧНИКИ,  РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

 

Как и все остальные  подрядные договоры, являющиеся отдельными видами договора подряда, государственный  контракт на выполнение подрядных работ  для государственных нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК. Общие положения о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил. Вместе с тем для правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд как одного из видов договора подряда характерны особенности, отличающие его от регламентации иных видов подряда.

Во-первых, государственным  контрактом на выполнение подрядных  работ для государственных нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.4 Следовательно, в соответствующих случаях к рассматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не урегулированы специальными правилами о государственном контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специальными правилами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Во-вторых, согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Отсылка к соответствующим статьям без каких-либо оговорок означает, что содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специальным правилам о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

В-третьих, в соответствии со ст. 768 ГК отношения по государственным  контрактам на выполнение подрядных  работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд. До настоящего времени такой закон не принят, однако имеется целый ряд федеральных законов и иных правовых актов, направленных на регулирование отдельных вопросов, связанных с выполнением подрядных работ для государственных нужд. Поэтому к числу источников правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы:

- Федеральный закон  «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»;

- Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Отдельные положения, относящиеся к государственным контрактам, имеются и в Бюджетном кодексе. В частности, согласно ст. 71 БК закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных контрактов. 5

Среди источников правового  регулирования отношений по выполнению подрядных работ для государственных  нужд можно назвать и ряд правовых актов, принятых (утвержденных) указами  Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ. К их числу относятся следующие правовые акты:

- основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации;

- положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд;

- постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)»;

- Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета.

Большое число разнообразных  нормативных актов, которые зачастую фрагментарно регулируют отдельные  вопросы, связанные с выполнением  подрядных работ для государственных  нужд, конечно же, не могут обеспечить комплексное регулирование соответствующих отношений. В связи с этим нельзя не согласиться с выводом М.И. Брагинского: «Названные выше и ряд других таких актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллидирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд – одного из немногих, прямо поименованных в ГК законов, которые до сих пор не приняты»6.

Информация о работе Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд