Правовое регулирование трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:40, реферат

Описание

Трудовые отношения берут начало от существовавшего в древнем Риме договора по найму способности к труду locatio conduction opera rum в тоже время становится проблемным разграничения данного договора от договора подряда locatio conductio operas. В связи с этим можно сказать, что рассматриваемая тема не является новой, она была актуальна и более чем две тысячи лет назад. Тем не менее, в связи с недавним переходом экономики нашей республики на рыночные отношения актуальность данной темы повысилась. Вслед за изменениями в общественных отношениях начало меняться и законодательство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Вопросы регулирования трудовых отношений на современном этапе………4
Трудовой договор как способ правового регулирования
трудовых отношений…………………………………………………………..…7
Взаимодействие заинтересованных сторон в регулировании
трудовых отношений…………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование трудовых отношений.docx

— 32.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…3

Вопросы регулирования  трудовых отношений на современном этапе………4

Трудовой договор как способ правового регулирования

трудовых отношений…………………………………………………………..…7

Взаимодействие  заинтересованных сторон в регулировании

трудовых  отношений…………………………………………………………….9

Список использованной литературы…………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трудовые отношения берут  начало от существовавшего в древнем  Риме договора по найму способности  к труду locatio conduction opera rum в тоже время  становится проблемным разграничения  данного договора от договора подряда locatio conductio operas. В связи с этим можно  сказать, что рассматриваемая тема не является новой, она была актуальна  и более чем две тысячи лет  назад. Тем не менее, в связи с  недавним переходом экономики нашей  республики на рыночные отношения актуальность данной темы повысилась. Вслед за изменениями  в общественных отношениях начало меняться и законодательство. Такие изменения  были обоснованны, так как действующее  право должно соответствовать существующим общественным отношениям (связям) и  меняться вслед за последними. В  результате преобразования законодательства, стало очевидным сближение правоотношений двух отраслей права трудового и  гражданского. На практике достичь  одного результата стало возможным, вступив как в трудовые, так  и в гражданские правоотношения.

Остро встала проблема разграничения  трудовых отношений от отношений, возникающих  в других отраслях права. В связи  с чем, рассмотрение в данной работе проблемы разграничения трудовых отношений  от отношений в других отраслях права  представляется достаточно актуальным. Тем более что от этого зависит  исход многих отношений в области  применения труда или сопутствующих  им, например размера ответственности  работника и работодателя перед  друг другом по поводу причинения вреда  имуществу, здоровью, установления прав и обязанностью между ними .и.т.д.

Первые  годы независимости (1991 - 2000 гг.) показали, что в вопросе регулирования  трудовых отношений еще очень  много нерешенных проблем, пробелов и внутренних противоречий. Однако в настоящее время трудовое право  находится все еще в стадии становления.

 

Вопросы регулирования  трудовых отношений на современном

этапе

 

С переходом  России к рыночной модели развития одной из приоритетных задач стало  коренное преобразование всего комплекса  социально-трудовых отношений. Нам  предстоит отказаться от одновременной  системы их регулирования, осознать личную ответственность каждого  за свое и общественное благоустройство, разработать правовую систему согласования интересов.

Основным  механизмом регулирования социально-трудовых отношений в стране становится социальное партнерство, доказавшее свою результативность в индустриальных странах Запада. Партнерские отношения в каждой из них имеют свою специфику, обусловленную  историческими, национальными и  иными особенностями. Далеко не все  из этого опыта может быть напрямую использовано в России, но учитывать  мировую практику весьма полезно.

Договорное  регулирование в экономически развитых странах опирается на четко отлаженный механизм взаимодействия его участников: работников, работодателей и государства. Там, где оно завоевало прочные  позиции, государство устраивает, гарантирует  и контролирует соблюдение минимальных  норм, относящихся к уровню жизни, условиям и оплате труда, социальной защите населения. Как правило, это  закреплено в законах. Работодатели, профсоюзы и другие участники  партнерских отношений в коллективных договорах предусматривают набор  социально-трудовых норм на уровне, не ниже определенного законом. Такая  система трехсторонних социально-трудовых отношений позволяет в большинстве  случаев предотвращать серьезные  социальные конфликты, создавая надежную основу для устойчивого развития экономики.

На современном  этапе вопросы коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений  активно начали развиваться в  последние три-четыре года. Процесс развития социального партнерства сталкивается с немалыми трудностями. Главное, отсутствовала правовая база, поскольку федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" не отражал порядок взаимодействия сторон социального партнерства в регионе. В связи с этим на территории области были приняты меры по выработке согласованной политики правового регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях, включающей в себя разработку ряда нормативных документов по коллективно-договорному регулированию трудовых отношений.

В рамках этих соглашений работают комиссии содействия занятости населения, проводится работа по квотированию рабочих мест, по организации  общественных работ и временной  занятости подростков, по обеспечению  реализации прав инвалидов войны  и ветеранов труда, многодетных  и малообеспеченных семей и др.

В трехсторонних  соглашениях орган исполнительной власти или местного самоуправления, выступающий от своего имени и  в пределах своей компетенции, не несет никакой ответственности  за выполнение достигнутых договоренностей  и за уклонение от участия в  переговорах. Законом «О коллективных договорах и соглашениях» ответственность  для этих органов не установлена.

Этот  закон обязывает вести коллективные переговоры и требует, чтобы было достигнуто соглашение, но не содержит механизма принудительного исполнения достигнутых в ходе переговоров  договоренностей, работодателям предоставляется  возможность уклоняться от исполнения принятых обязательств.

Законом также не предусмотрена ответственность  представителей трудового коллектива за уклонение от участия в переговорах  по изменению условий коллективного  договора в связи с изменением финансового положения предприятия.

Проведенный анализ показывает, что споры по поводу выполнения коллективных договоров  и соглашений должны рассматриваться  судом. Доводить эти споры до забастовки нецелесообразно. При невыполнении работодателем предусмотренных  коллективным договором обязательств коллектив работников должен иметь  право и на судебную защиту.

Разумеется, методика разработки, заключения договоров  и соглашений, контроля за их выполнением  требует дальнейшего совершенствования.

В целях  повышения эффективности социального  партнерства, по нашему мнению, на федеральном  уровне необходимо:

  • -завершить формирование нормативно-правового поля для организации социального партнерства путем принятия основных законов «О социальном партнерстве», «Об объединениях работодателей», «О представительных органах работников»;
  • -уточнить Концепцию становления и развития системы социального партнерства в России, разработать соответствующие меры по ее реализации;
  • -определить правовой статус, задачи и функции комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, ответственность за принимаемые ими решения;
  • -определить порядок обязательного распространения действия соглашений на работодателей, не принимавших участия в коллективных переговорах и заключении соглашений;
  • -разработать меры по ведению статистического наблюдения за развитием коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений.

Внесенные нами предложения не бесспорны, они  требуют широкого обсуждения, но, на наш взгляд, они позволят создать  условия для перехода нашего общества от социальной конфронтации к кооперационному  мышлению, обеспечить стабилизацию и  последующий рост экономики страны и ее регионов.

 

Трудовой договор как  способ правового регулирования

трудовых отношений

 

Договорное  регулирование труда является на сегодняшний день одним из доминирующих направлений проведения реформирования трудового законодательства. Это  нашло свое подтверждение в статье 9 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой сказано о том, что  регулирование трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, в которых не могут содержаться  условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных  трудовым законодательством. Однако законодатель не прописал конкретных положений, касающихся процедуры урегулирования разногласий, возникающих между сторонами, если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, а ограничился лишь популистским выражением о том, что "они применяться  не могут".

Трудовой  договор играет немаловажную роль в  социальной жизни общества, поскольку  в трудовые отношения в той  или иной степени включается практически  каждый гражданин. Основы правового  регулирования труда заложены в  статье 37 Конституции РФ и статье 2 Трудового кодекса РФ, провозглашающих  свободу труда, включая право  на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать профессию и  род деятельности. Юридическим оформлением  свободного выбора гражданина является заключение им трудового договора с  работодателем, в котором по соглашению сторон устанавливается трудовая функция  работника. Однако это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ запрещается  допускать к работе в ночное время  инвалидов, независимо от медицинского заключения и согласия самого инвалида. И теперь многие из них, работающие сторожами, охранниками, оказываются  в безвыходном положении. Но правильнее было бы предоставить право инвалидам  работать в ночное время при наличии  соответствующего медицинского заключения.

Возникает проблема и с прописанным в  Трудовом кодексе таким принципом  правового регулирования трудовых отношений, как обеспечение права  каждого работника на своевременную  и в полном размере выплату  справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование  для него самого и его семьи, и  не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда. В Трудовом кодексе РФ узаконен расчет по заработной плате натуральным  продуктом, не превышая 20-ти процентов, тем самым возвращая нас в  архаичные времена. А каким продуктом  будут получать свою часть зарплаты чиновники? Оговорка о том, что выплата  доли заработной платы в неденежной форме может производиться только с письменного согласия работника, приводит к сомнениям, поскольку  работодатель может под угрозой  увольнения заставить работника  написать такое заявление.

Прогрессивной следует признать норму о том, что при задержке выплаты зарплаты более 15 дней работник имеет право  в соответствии со ст. 142 Трудового  кодекса РФ приостановить работу на весь период до выплаты задержанной  суммы, известив при этом работодателя в письменной форме, за исключением  случаев, предусмотренных в Трудовом кодексе РФ. При этом, однако, законодатель не прописал процедуры приостановления  работы. По логике, работник должен прийти к работодателю и написать заявление  о том, что ему не производится оплата труда, поэтому он прекращает работу. Проблема заключается в том, должен ли работник находиться на рабочем  месте либо написать заявление и  покинуть его.

 

 

Взаимодействие  заинтересованных сторон в регулировании

трудовых отношений

 

Уровень общей безработицы в РФ соответствии с методикой МОТ составляет 16 %, тогда как уровень регистрируемой безработицы – 1 %. На рынке труда  остро проявляется противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, по уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы. Более 80 % вакансий на рабочие  места – для мужчин, тогда как  около 70 % состоящих на учете в  службе занятости – женщины. Более 35 % вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума, не хватает  специалистов рабочих профессий.

В этой обстановке служба занятости должна не только помогать адаптации граждан к  рыночным условиям, быть не только флюгером, показывающим направление рыночных ветров, но и координатором, связующим  элементом всех заинтересованных сторон в работе по решению проблем занятости  населения. Сегодня добиться положительных  результатов в сфере занятости  можно только объединив усилия.

В РФ имеется  опыт взаимодействия Департамента ФГСЗН  с организациями, министерствами и  ведомствами. Тому пример – план совместных первоочередных мероприятий по реализации постановления Правительства РФ № 659 "О мерах по поддержанию  занятости населения", подписанный  в октябре текущего года Департаментом  ФГСЗН, Министерством образования  и Министерством по делам молодежи и спорту. В рамках этого плана  с целью оказания содействия в  трудоустройстве, социальной адаптации  студенческой и поствузовской молодежи проводится совместная работа по внедрению  в учебных заведениях студенческих кадровых агентств, целевых программ содействия трудоустройству выпускников. Технический университет при  поддержке департамента принял участие в объявленном Минобразованием России и Минтрудом России конкурсе проектов "Создание системы содействия трудоустройству и переподготовке незанятых выпускников учреждений профессионального образования". При Центре занятости молодежи совместно с Министерством по делам молодежи и спорту создано Бюро вторичной занятости студентов, которое осуществляет координационную работу, взаимодействие со студенческими кадровыми агентствами.

Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений