Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель работы рассмотреть договор розничной купли-продажи как институт гражданского права, особенности договора розничной купли-продажи, защита прав потребителей.
Для достижения указанной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Исторические аспекты договора розничной купли продажи;
Правовой режим договора розничной купли-продажи;
Правовой режим потребителей по договору розничной купли продажи;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Ретроспективный анализ договора розничной купли продажи…......5
1.1.Исторические аспекты договора розничной купли продажи…...….....5
1.2.Источники правового регулирования розничного договора купли- продажи……………………………………………………………………...………7
ГЛАВА 2. Правовой режим договора розничной купли-продажи…..………...11
2.1.Понятие договора розничной купли-продажи……………….…….....11
2.2.Содержания договора розничной купли-продажи…………..………..15
ГЛАВА 3. Правовой режим потребителей по договору розничной купли продажи…………………………...………………………………………..…..…..22
3.1.Права и обязанности покупателя по договору розничной купли-продажи………………………………………………………………………….....22
3.2.Защита прав покупателя потребителя по договору розничной купли-продажи…………………………………………………………….........………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.……......30
Покупатель обязан принять переданный товар. Исключение составляют лишь те случаи, когда покупатель наделён правом требовать замены товара или отказаться от исполнения договора, например, если продавец передал покупателю товар с недостатками, которые носят существенный характер и т.п.
Покупатель обязан оплатить
товар непосредственно до или
после их передачи продавцом в
размере их полной цены, если иное не
предусмотрено
Покупатель обязан уплатить товар по цене предусмотренной или рассчитанной в порядке, предусмотренном договором. Если цена не определена в договоре, то обязанность покупателя будет состоять в оплате цены, которая в момент заключения договора обычно взималась за такой товар, продававшийся при сравнимых обстоятельствах.
Покупатель наделяется также правом произвести обмен приобретенного им товара, если товар не удовлетворяет покупателя по причинам, не связанным с требованиями к его качеству.
Право покупателя на обмен или возврат приобретенных товаров не может быть реализовано лишь в отношении некоторых видов товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К числу таких товаров относится, в частности:
-товары для профилактики
и лечения заболеваний в
-предметы личной гигиены;
-парфюмерно-косметические товары;
-текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из тканей и нетканых материалов – ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары);
-швейные и трикотажные
изделия бельевые швейные и
трикотажные, чулочно-носочные
-изделия и материалы,
контактирующие с пищевыми
-изделия из драгоценных материалов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценными камнями;
-автомобили и мотовелотовары,
прицепы и номерные агрегаты
к ним, мобильные средства
-прогулочные судна и иные плавательные средства бытового назначения;
-товары бытовой химии;
-мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
-технически сложные
товары бытового назначения, на
которое установлены
-гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
-животные и растения.
В статье установлены требования к товару, подлежащему обмену. Покупатель вправе обменять непродовольственный доброкачественный товар (ст. 469 ГК РФ), не включенный в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, не бывший в употреблении и сохранивший свои товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы и фабричные ярлыки.
Обмен товара производится только на товар, аналогичный приобретенному покупателем, но другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Правила продажи отдельных видов товаров содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли-продажи в части порядка исчисления сроков, проставляемых покупателю для обнаружения недостатков в приобретенном товаре. В частности, в соответствии с п.30 Правил покупатель вправе предъявлять требования в отношении недостатков товара (ст.503 ГК РФ), если указанные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товара пригоден к использованию.
3.2 Защита прав покупателя потребителя по договору розничной купли-продажи
К отношениям по договору
розничной купли-продажи с
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной информации.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования:
- о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- о замене на такой же товар аналогичной марки.
Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки - технического паспорта или иного заменяющего его документа. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара (экспертиза). Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
Отношения, возникающие между потребителем и продавцом при продаже недвижимого имущества (например, квартиры) для личных нужд, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». В случае существенного нарушения требований к качеству недвижимого имущества потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. Покупатель не вправе требовать замены недвижимого имущества (статья 557 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 470 Гражданского кодекса РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса РФ), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара.
Гарантийный срок на товар установленный продавцом не может быть ниже гарантийного срока на товар, установленного изготовителем. Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли-продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности. Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет по недвижимости), с учетом правила, установленного статьей 477 Гражданского кодекса РФ, продавец будет нести ответственность.
Согласно статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителя», при расторжении договора купли-продажи, потребителю возмещаются убытки в полном объеме, в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования.
В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида. Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки, впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.
Заключение
По договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую
Розничная купля-продажа является наиболее распространенной разновидностью договора купли-продажи и имеет приоритетное значение в гражданском обороте для удовлетворения потребностей граждан. Этим обусловлен публичный характер договора розничной купли-продажи, определяющий обязанности продавца по продаже товаров, которые он должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, цены товаров и иных условий, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (например, ветеранов войны, пенсионеров и т. п.). Отказ продавца от заключения публичного договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары недопустим.
Предложение продавца заключить договор может быть сделано путем публичной оферты (в рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя - гражданина, не урегулированным Гражданским Кодексом РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или оказанием услуг не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей организаций.
К сожалению, российские фирмы не торопятся к безукоризненному исполнению положений закона “О защите прав потребителей”, часто серьезно нарушая права потребителей, а недостаточное (как правило, полное отсутствие) знаний не позволяет потребителям в полной мере реализовать свои права. Попытки призвать фирму-нарушителя к соблюдению законодательства, зачастую встречает жесткий (порой не правовой) отпор.
Хочется, однако, надеяться, что со временем деятельность отечественных фирм обретёт цивилизованные правовые рамки и единичным покупателям не придется отстаивать свои права по очевидным положениям законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010)(c изм., внес. ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ, вступ. в силу с 01.01.2011 г.)
2. Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. ФЗ от 21.12.2004 г.)
3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3
4. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 июля 1995 г. - №30.
5. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55
Учебная и научная литература:
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Абовой Т.Е и Кабалкина А.Ю; Ин-т государства и права РАН. - Юрайт-Издат; Право и закон, 2003.
7. Разъяснение ГКАП РФ по отдельным вопросам применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года
8. Договорное право Книга 2, Договоры о передаче имущества. Брагинский М.И Витрянский В.В 4-е изд. 2006
9. Договорное право Книга 1,Общие положения Брагинский М.И. Витрянский В.В. 3-е изд. 2006
10. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли/ Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуровского.-СПб: Издательство «Питер», 1999. (Серия «Теория и практика менеджмента».
11. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ", бакалавра менеджмента по направлению 080500 "МЕНЕДЖМЕНТ"/Алесинская Т.В, Дейнека Л.Н, Проклин А.Н, Фоменко Л.В, Татарова А.В. ; Под общей ред. Ланкина В.Е. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2006.
Информация о работе Правовой режим потребителей по договору розничной купли продажи