Правовой статус производственного кооператива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание

Гражданский кодекс РФ определил производ¬ственный кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для сов¬местной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (уча-стниками) имущественных паевых взносов.

Содержание

1. Правовой статус производственного кооператива.
2. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
3. Договор поставки для государственных нужд.
4. Задача.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Гражданское право.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности будут нести и родители, попечители, опекуны, дедушки, бабушки, усыновители, организации за вред, причиненный недееспособными, ограниченно дееспособными лицами на основании упущения в воспитании перечисленных лиц.

     Следовательно, субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности являются организации  и граждане, осуществляющие эксплуатацию данных средств на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании перечисленным выше. Юридический владелец источника повышенной опасности меняется только в том случае, когда его передача юридически оформлена. Для изменения владельца важна реальная передача источника повышенной опасности. Достижение согласия о передаче, еще не означает перехода права владения и потому не меняет субъекта ответственности по ст.1079 ГК. Ответственность наступает за вред, причиненный источником повышенной опасности при его использовании. Лицо, реально не получившее во владение источник повышенной опасности, использовать его не может.

     Круг  лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности определен законодательством, в случае повреждения здоровья или смерти потерпевшего. По общему правилу право требовать возмещение вреда при повреждении здоровья на основании ст. 1079 ГК принадлежит потерпевшему. Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности указан в ст.1088 ГК, когда вред повлек смерть потерпевшего. Право на возмещение вреда имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержание; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами. Таким образом, общим и обязательным условием как для лиц, фактически находившихся на иждивении умершего, так и для лиц, лишь имеющих право на получение от него содержания, является их нетрудоспособность.

     Нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти потерпевшего ГК РФ признает: а) несовершеннолетних (в том числе ребенка умершего, рожденного после его смерти) до достижения 18 лет (независимо от того, работают они или учатся или ничем не заняты); б) женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет. в) инвалидов - независимо от того, какая из групп инвалидности установлена им ВТЭК - 1,2 или 3. Лица, хотя частично и утратившие трудоспособность, но не признанные ВТЭК инвалидами, правом на получение возмещения вреда в связи со смертью кормильца не пользуются. г) одного из родителей, супруга или другого члена семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе.

     Таков основной круг лиц имеющих право  на возмещение вреда причиненного источником повышенной опасности в случае причинения вреда здоровью или смерти кормильца.

Под вредом понимается материальный ущерб, который  выражается в уменьшении имущества  потерпевшего в результате нарушения  принадлежащего ему материального  права или умаление нематериального  блага (жизнь, здоровье человека и т.д.). Вред в рассматриваемых отношениях не только обязательное условие, но и мера ответственности. Объем возмещения, по общему правилу ст.1064 ГК, должен быть полным, т.е. потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст.15,393 ГК).

     Объем и размер возмещения вреда может быть увеличен законом или договором. Суммы возмещения вреда могут быть увеличены на основании отраслевых тарифных соглашений, поскольку такие соглашения учитываются при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Увеличенные по условиям договора суммы возмещения вреда не могут быть снижены в связи с прекращением действия отраслевого тарифного соглашения и расторжением трудового договора, выхода предприятия из состава отрасли в которой было заключено тарифное соглашение.

     Размер  подлежащего возмещению утраченного  потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих  степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Размер возмещения вреда в соответствии со степенью утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, устанавливается ВТЭК.

     Для определения размера возмещения вреда каждому из граждан, имеющих право на возмещение, часть заработка кормильца, которая приходится на всех указанных граждан, делится на их число. Нетрудоспособным, не состоявшим на иждивении умершего, но имеющим право на возмещение вреда, его размер определяется в следующем порядке: если средства на содержание взыскивались в судебном порядке, то возмещение вреда определяется в сумме, назначенной судом; если же средства на содержание не взыскивались в судебном порядке, то возмещение вреда устанавливается с учетом материального положения граждан и возможности умершего при жизни оказать им помощь. Если право на возмещение вреда имеют одновременно граждане как состоявшие на иждивении умершего, так и не состоявшие на его иждивении, то сначала определяется размер возмещения вреда гражданам, не состоявшим на иждивении умершего. Установленная им сумма возмещения вреда исключается из заработка кормильца, затем исходя из оставшейся суммы заработка определяется размер вреда гражданам, состоявшим на иждивении умершего. Гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, назначенная им пенсия по случаю смерти кормильца, а равно другие пенсии, заработок, стипендии и иные доходы в счет возмещения вреда не засчитываются.

     Статья 1083 ГК РФ устанавливает последствия случаев, когда в возникновении вреда виновен не только причинитель, но и потерпевший. Согласно ст.1083ГК РФ при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Из этого следует что основанием уменьшения размера возмещения вреда могут быть, т.е.являются: 1) грубая неосторожность потерпевшего; 2) тяжелое материальное положение причинителя вреда.

     На  размер возмещения вреда могут повлиять: 1) уменьшение степени утраты профессиональной трудоспособности, зафиксированное ВТЭК; 2) увеличение пенсии, назначенной в связи с повреждением здоровья, смерти потерпевшего; 3) объем допущенных каждой стороной нарушений и удельный вес этих нарушений в совместном причинении вреда. 
 

  1. Договор поставки для государственных  нужд.
 

     Поставка  товаров для государственных  нужд выделена в ГК РФ в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30). Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственного контракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.

     Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд - это соглашение, в силу которого поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, который размещается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

     В качестве государственных и муниципальных  заказчиков могут выступать (ст. 4 Закона о размещении заказов): органы государственной  власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также  уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд - государственного заказа.

     Термин "государственный контракт", с  одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок для государственных нужд, с другой - участие в договоре государства в лице соответствующих органов - государственных заказчиков. При этом государственный заказчик, как правило, участвует в размещении заказов на товары для государственных нужд и может указывать получателя товаров и плательщика. Однако государственный заказчик во всех случаях принимает на себя обязанность обеспечить оплату поставленных товаров, т.е. гарантирует оплату.

     Для трактовки заключенного договора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) требуется наличие одновременно следующих признаков: 1) цель - обеспечение государственных нужд; 2) формирование государственного заказа и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами; 3) оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников финансирования.

     Государственному  контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются действия по передаче вещей, определяемых родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от момента его заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.

     Вместе  с тем можно отметить существенные отличия порядка заключения и  содержания государственного контракта  от заключения и содержания иных видов  договора купли-продажи: 1) покупателем является государственный заказчик - орган государственной власти или уполномоченные им лица; 2) государственные контракты заключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке; 3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа; 4) государственный заказчик обеспечивает не только своевременную оплату товаров, но и возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением им государственного заказа; 5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов установлены нормами ГК; 6) законы о поставках товаров для государственных нужд определяют организации, для которых заключение государственного контракта в качестве поставщика является обязательным; 7) интересам государственного заказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают неустойку за нарушение обязательств. В ряде случаев неустойке придан штрафной характер; 8) споры, возникающие при заключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключить договор.

     Сфера применения договора. В законах о  поставках товаров для государственных  нужд определены цели и задачи организации  таких поставок для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: а) создание и поддержание государственного резерва; б) поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; в) обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; г) реализация федеральных и региональных целевых программ.

     Эти цели и задачи позволяют определить широкую сферу применения государственного контракта (договора поставки товаров  для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию  нормативных актов о поставках товаров для государственных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечивающих выполнение функций государства и удовлетворение этих нужд за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.

Информация о работе Правовой статус производственного кооператива