Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:27, контрольная работа
Гражданский кодекс РФ определил производ¬ственный кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для сов¬местной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (уча-стниками) имущественных паевых взносов.
1. Правовой статус производственного кооператива.
2. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
3. Договор поставки для государственных нужд.
4. Задача.
Возможны два варианта заключения и исполнения государственного контракта (договора) поставки товаров для государственных нужд. По первому варианту государственный заказчик заключает государственный контракт с поставщиком товаров. Согласно контракту товар может передаваться поставщиком непосредственно государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочных разнарядках государственного заказчика. По второму варианту государственный заказчик, заключив государственный контракт, направляет поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик - сторона государственного контракта заключает договоры поставки товаров для государственных нужд с указанными госзаказчиком покупателями. Заключение с определенным в качестве покупателя лицом договора поставки товаров для государственных нужд поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора непосредственными исполнителями договора и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.
В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается государственным заказчиком с головным исполнителем оборонного заказа, а указанный исполнитель заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборонного заказа. Стороны при заключении государственного контракта согласовывают применение того или иного варианта структуры договорных связей.
Государственными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные учреждения, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета. В качестве государственных заказчиков федеральной целевой программы могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или федеральные учреждения, указанные Правительством РФ при утверждении федеральной целевой программы. Государственным заказчиком субъекта Российской Федерации являются органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие закупки товаров для нужд субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ и его внебюджетных фондов. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а на поставку товаров в мобилизационный резерв - также органы исполнительной власти. По закону о государственном оборонном заказе государственным заказчиком может быть только орган государственной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования. Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать другим лицам заключение договора на поставку товаров для государственных нужд.
Закон о поставках продукции для государственных нужд возлагает обязанность заключить договор поставки для государственных нужд на казенные предприятия, а также на организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара. При этом необходимым условием заключения поставщиком государственного контракта является принятие государственным заказчиком на себя обязанности возместить все убытки, которые могут быть причинены выполнением государственного заказа. Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.
По Закону о государственном материальном резерве обязанность заключить государственный контракт возлагается на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.
Наиболее широко трактуется обязанность поставщика принять заказ и заключить договор на выполнение оборонного заказа. Согласно Закону об оборонном заказе, если по конкурсу не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции для оборонного заказа. Обязанность принять заказ возникает, если оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства товаров. Поставщик обязан заключить договор также в случае, когда он объявлен победителем конкурса на размещение заказов (ст. 448 и п. 5 ст. 527 ГК РФ).
Заключению государственного контракта предшествуют процедуры размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд, осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов. Как общее правило государственные заказы размещаются на открытом конкурсе. К внеконкурсным процедурам размещения заказов относятся: размещение заказа путем запроса котировок и размещение заказа у единственного источника. Первоначально организатором конкурса проводится квалификационный отбор для выявления поставщиков, которые допускаются к конкурсу. От них требуются наличие необходимых профессиональных знаний, опыта и деловой репутации. Заказчик при этом оценивает комплект квалификационной документации, предоставленной поставщиком. Закон в качестве наиболее предпочтительного способа называет процедуру по размещению заказов на закупку товаров для государственных нужд путем проведения открытого конкурса. Возможен и селективный конкурс, когда круг поставщиков в силу технической сложности товаров ограничен и когда предметом поставки являются товары для нужд обороны и безопасности государства. При проведении такого конкурса приглашение принять в нем участие направляется поставщику. После квалификационного отбора для проведения открытого конкурса поставщики подают заявки на участие в нем. Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе. Победителем открытого конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров для государственных нужд. Письменное уведомление о признании победителем конкурса в 3-дневный срок направляется поставщику и является основанием для заключения государственного контракта. Поставщики и иные заинтересованные лица в соответствии с ГК РФ и Законом о размещении заказов вправе оспорить в судебном или административном порядке решение, принятое организатором конкурса, так же как и решение конкурсной комиссии.
Закон о размещении заказов не содержит норм о порядке и сроках заключения государственных контрактов либо договоров поставки с покупателями, определенными государственным заказчиком. Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд заключаются по правилам, установленным ст. 528 и 529 ГК РФ.
Государственный контракт заключается на основании решения конкурсной комиссии об объявлении победителем конкурса.
Статья 529 ГК РФ иначе решает вопрос об основаниях заключения и об обязанностях поставщика заключить договор поставки для государственных нужд в соответствии с государственным контрактом. Основанием для этого договора служит извещение государственного заказчика о прикреплении покупателей к поставщику. Если государственным контрактом предусмотрено право государственного заказчика направить извещение о прикреплении покупателей к поставщику, последний обязан заключить договор поставки с покупателем, указанным в извещении. Следовательно, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту.
Покупатель же вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении другого покупателя. Таким образом, извещению о прикреплении покупателей к поставщику не присущ характер планового акта.
Гражданский кодекс в ст. 528 и 529 детально регламентирует заключение государственного контракта и договора на поставку товаров для государственных нужд, определяя порядок и сроки направления и возвращения контракта (договора), согласования разногласий, если они возникли при заключении договора, передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда. При этом сроки и порядок установлены неоднозначно. Они зависят от способа размещения государственного заказа и от избранной сторонами структуры договорных связей.
При
размещении государственного заказа на
конкурсной основе государственный
контракт должен быть заключен не позднее
двадцати дней со дня проведения конкурса.
Составление проекта
Неурегулированные разногласия не позднее тридцати дней могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда.
Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров для государственных нужд, когда потребность в соответствующих товарах отпала. В этом случае поставщик также может односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом. Убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются также государственным заказчиком.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд одной из сторон она возмещает другой стороне убытки (ст. 15 и 393 ГК РФ). Неустойка (пени, штраф) и проценты могут быть взысканы, если они предусмотрены рассматриваемыми законами, Гражданским кодексом или государственным контрактом. Ответственность в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ наступает независимо от наличия вины.
Согласно Закону о поставках продукции для государственных нужд при нарушении условий договора по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости непоставленных товаров. При этом товары, не отвечающие требованиям к качеству, а также некомплектные, считаются непоставленными. Неустойка подлежит уплате до фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд). Таким образом, применяется принцип восполнения недопоставленных товаров.
Такую же ответственность несет поставщик за невыполнение государственного контракта, заключенного на основании государственного оборонного заказа (ст. 11 Закона об оборонном заказе).
Кроме
того, поставщик вправе при несвоевременной
оплате товаров применить последствия,
предусмотренные п. 5 ст. 486 и ст. 523 ГК РФ.
Неустойке за недопоставку Законом о поставках
продукции для государственных нужд придан
штрафной характер, т.е. с поставщика взыскиваются
одновременно и убытки, и неустойка. Размер
неустойки (штрафа, пени) за нарушение
обязательств по поставкам товаров для
государственных нужд установлен в законах
императивными нормами, т.е. применяется
законная неустойка, следовательно, в
соответствии со ст. 332 ГК РФ размер неустойки
может быть только увеличен, но не уменьшен
соглашением сторон. В договоре (государственном
контракте) может быть предусмотрена неустойка
и за иные нарушения обязательств (договорная
неустойка).
Задача
Челядников приобрел по праву наследования (после смерти отца) жилой дом. Дом находился в ветхом состоянии: фундамент в нескольких местах разрушился, стены прогнили и покосились, крыша протекала. Без ведома районной администрации Челядников на том же земельном участке построил новый жилой дом. Бюро технической инвентаризации районной администрации отказалось принять в эксплуатацию новый жилой дом, ссылаясь на то, что он возведен Челядниковым без утвержденного проекта, в нарушение плана застройки микрорайона. Челядников был предупрежден, что если он не снесет возведенный дом самостоятельно, то районная администрация пригласит для сноса дома местную строительную организацию и работы по сносу дома будут отнесены на его счет.
Челядников обратился в суд с заявлением
о признании за ним права собственности
на построенный дом и просил учесть, что
старый дом не был пригоден для проживания
и что он затратил на строительство значительные
средства и вложил много труда. Судья не
принял исковое заявление Челядникова,
мотивируя тем, что на него возложено рассмотрение
только дел, вытекающих из гражданских
правоотношений, а данное правоотношение
не является гражданско-правовым.
Ответ:
Любые
социальные отношения приобретают
характер правоотношений лишь в том
случае, если они возникают на основе
и в соответствии с нормами
права, т.е. не противоречат воле государства.
Следовательно, правоотношения можно
в самом общем смысле определить как общественные
отношения, урегулированные гражданско-правовыми
нормами, содержащимися в различных нормативных
актах.
Таким образом, правоотношение - это ни
что иное, как вид общественных отношений,
регламентированный нормой гражданского
права. Общие принципиальные нормы на
этот счет содержатся в ст.2 ГК РФ. Гражданское
право упорядочивает, прежде всего, имущественные
отношения, лежащие в сфере экономики
и собственности. Я считаю, что данное
правоотношение носит гражданско-правовой
характер.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. | Конституция РФ от 12.12.93. |
2. | Гражданский кодекс РФ ч.1,2.,3 21.10.1994. |
3. | Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996, № 20. |
4. | Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в ред. От 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. |
5. | Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики. Т.Е. Абова.// Государство и право. 1998. |
6. | Гражданское право. (Учебник) Под ред. Алексеева С.С. (2009, 2-е изд., 528с.). |
7. |
Гражданское право:
В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание,
переработанное и дополненное. Под ред.
Е.А.Суханова М. Волтерс Клувер, 2008. |
Информация о работе Правовой статус производственного кооператива