Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 02:15, курсовая работа
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы. В работе раскрываются проблемные вопросы существующего законодательства, излагаются основные результаты изучения проблемы.
В итоге написания данной работы предполагается приобретение ключевых компетенций в знании законодательства о браке и семье, возможности его использования в практической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
ОТЦОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………...……………5
1.1 Основные законодательные акты, регламентирующие семейно-
правовую ответственность родителей…………...……………………5
1.2 Новации брачно-семейного законодательства по проблеме
установления отцовства……………………………………………….7
ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ….…11
2.1 Общая характеристика исков об установлении отцовства………. 11
2.2. Особенности судопроизводства……………...……..…….………..15
ГЛАВА 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
ИСКУССТВЕННЫХ МЕТОДОВ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА…..23
3.1 Правовое регулирование искусственных методов репродукции
человека в Республике Беларусь…………………………………..…23
3.2.Установление отцовства при применении искусственных методов
репродукции человека в судебном порядке………………………...…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…....36
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Семейное право»
Тема: «Правовые аспекты оспаривания отцовства»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
ОТЦОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………...……………5
1.1 Основные законодательные акты, регламентирующие семейно-
правовую ответственность
1.2 Новации брачно-семейного законодательства по проблеме
установления отцовства……………………
ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ….…11
2.1 Общая характеристика исков об установлении отцовства………. 11
2.2. Особенности судопроизводства……………...……..……
ГЛАВА 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
ИСКУССТВЕННЫХ МЕТОДОВ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА…..23
3.1 Правовое регулирование
человека в Республике Беларусь…………………………………..…23
3.2.Установление отцовства при
применении искусственных
репродукции человека в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…....36
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей данной работы является изучение содержания основных законодательных актов Республики Беларусь, учебной, научной, методической литературы и публикаций в периодической печати по проблеме связанной с оспариванием отцовства, знакомство со спецификой судебного производства, в частности, раскрытие характеристики искового производства по делам об установлении отцовства, особенности возбуждения этих дел, подготовка дел к судебному разбирательству.
Правильное определение категории дела об установлении отцовства имеет большое практическое значение, хотя материально-правовые последствия судебного установления отцовства по всем делам одинаковы. Они заключаются в возникновении родительских прав и обязанностей у фактического отца ребенка с момента вступления решения суда в законную силу (ч.3 ст.76 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь 1999г.). На практике возникают некоторые проблемы при рассмотрении дел об установлении отцовства. Суды сталкиваются с проблемой разграничения подведомственности, определения предмета доказывания и оценки доказательств, определения состава сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В литературе по данным вопросам также нет единого мнения. Поэтому, несмотря на то, что законодательство об установлении отцовства прошло большой путь в своем развитии, некоторые его положения все еще нуждаются в доработке.
Среди норм брачно-семейного законодательства существенное значение имеют те, которые регулируют возникновение и дальнейшее развитие правоотношений между родителями и детьми. В жизни общества родительские правоотношения занимают важное место и, поэтому придается большое значение рассмотрению и правильному разрешению дел об установлении отцовства в суде.
Нужно отметить, что в
нашей стране, к сожалению, с каждым
годом возрастает число семей, в
которых детей воспитывает
Материалами к исследованию послужили работы основные законодательные акты Республики Беларусь, публикации Рагойша, П.В., Подгруша В.В. и других исследователей данной темы, учебная и иная литература по семейному и гражданскому процессуальному праву, были использованы возможности сети Интернет.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы. В работе раскрываются проблемные вопросы существующего законодательства, излагаются основные результаты изучения проблемы.
В итоге написания данной работы предполагается приобретение ключевых компетенций в знании законодательства о браке и семье, возможности его использования в практической деятельности.
Ознакомление с практикой применения семейного законодательства судами, органами записи актов гражданского состояния, органами опеки и попечительства, руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по проблеме установления и оспаривания отцовства.
ГЛАВА 1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТЦОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Необходимость решения задач по обеспечению демографической безопасности, созданию основ устойчивого развития белорусского общества в XXI столетии обусловила пристальное внимание законодателя к проблемам укрепления семьи, повышения рождаемости, защиты прав и законных интересов детей. В современных условиях значительно повышается социальный и правовой статус родителей, что наряду с обретением дополнительных льгот и преимуществ, предоставляемых государством в связи с рождением и воспитанием детей, предполагает больший объем ответственности за ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей.
Родительские обязанности сложно ограничить рамками правовой категории. Будучи основанными на чувствах любви, долга, преданности, заботы о более слабом, кровного единства, родительские обязанности естественным образом обусловлены инстинктивно и регулируются морально-нравственными нормами. Однако социальная значимость родительской функции предопределяет необходимость закрепления модели должного поведения родителей посредством правовой регламентации их обязанностей.[6]
В соответствии с частью третьей статьи 32 Конституции Республики Беларусь родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Конкретизация конституционных обязанностей родителей осуществлена в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Согласно статье 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью первой статьи 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Еще одним важным законодательным
актом по данной проблеме является
Постановление Пленума
Отечественное законодательство,
основываясь на правовых традициях
советской эпохи, помимо гражданско-правовой
ответственности предусматривае
1.2. Новации брачно-семейного законодательства по проблеме установления отцовства.
Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье" (далее - Закон), вступившим в силу 13 августа 2006г., брачно-семейное законодательство подверглось фундаментальному реформированию. Изменения и дополнения, внесенные в действующий Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), носят комплексный характер и затрагивают ряд основных институтов семейного права. Наряду с материальными нормами, ревизии подверглись и нормы КоБС, определяющие права суда и сторон в гражданском судопроизводстве.
Наиболее значимые новации, предусмотренные Законом, с учетом процессуальных аспектов их применения коснулись таких аспектов как заключение брачного договора, заключение и расторжения брака, признание брака недействительным, условий раздела общей совместной собственности супругов, алиментных правоотношений супругов, родителей и детей.[9]
Одним из самых важных и инновационных введений в законодательстве явилось правовое урегулирование особенностей установления материнства и отцовства, суррогатного материнства.
Возникающие новые общественные
отношения в сфере брака и
семьи и необходимость
Закон детально регламентирует основания возникновения прав и обязанностей родителей, нормативно определяя момент возникновения родительских правоотношений, определяет документы, удостоверяющие факты, на основании которых устанавливается происхождение ребенка (ст. 50, 51 КоБС). Конкретизируя вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, Закон впервые регулирует правоотношения, связанные с суррогатным материнством (ст. 53 КоБС).
В ч. 1 ст. 53 КоБС определены понятия суррогатного материнства, суррогатной матери и генетической матери, основания и условия применения данного метода. Часть 2 указанной статьи устанавливает формальные основания возникновения правоотношений, связанных с суррогатным материнством. Последующие две части ст. 53 КоБС посвящены регулированию вопросов возникновения и прекращения родительских прав по отношению к ребенку, рожденному суррогатной матерью.
Национальное регулирование института суррогатного материнства достаточно уникально: в отличие от законодательства Российской Федерации и ряда иных постсоветских государств, белорусский законодатель предусмотрел презумпцию материнства и отцовства генетических родителей. Кроме того, реализация права на материнство не увязывается с реализацией права на отцовство, поскольку прибегнуть к услугам суррогатного материнства при наличии медицинских показаний вправе как незамужние женщины, так и женщины, состоящие в браке [12]
Такой подход является весьма прогрессивным, поскольку позволяет обеспечить стабильность и прогнозируемость правоотношений сторон при суррогатном материнстве, и, по мнению отечественных авторов, является значительным шагом вперед по сравнению с зарубежным законодательством.
В связи с введением института установления материнства, соответствующие дополнения внесены в ст. 232 КоБС. В соответствии с ч. 1 ст. 232 КоБС установление материнства в Республике Беларусь независимо от гражданства родителей и ребенка производится по белорусскому законодательству. Материнство, установленное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующего государства, согласно ч. 3 ст. 232 КоБС признается действительным в Республике Беларусь.
Наряду с изложенным Закон внес ряд изменений в нормы, регулирующие вопросы установления отцовства. Помимо более подробного регулирования порядка установления отцовства в административном порядке, Законом уточнен круг доказательств, подлежащих оценке судом при установлении отцовства в судебном порядке (ст. 57 КоБС). Отныне безусловному учету подлежат лишь доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Вместе с тем суд может также принять во внимание совместное воспитание или содержание ребенка матерью и предполагаемым отцом ребенка, совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и предполагаемым отцом ребенка до рождения ребенка [11]
Соответственно, со вступлением Закона в силу решение суда об установлении отцовства должно основываться на доказательствах, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Иные доказательства носят лишь дополнительный характер.[10]
Действенность и эффективность комментируемых новаций, как и любых иных норм законодательных актов, в значительной степени определяется подзаконной нормативной базой, а также практикой (в том числе судебной) их применения. В связи с этим объективная оценка новаций брачно-семейного законодательства и их общественного значения возможна лишь по прошествии определенного времени. Однако, принятие Закона имеет принципиальное значение, поскольку позволяет решить значительное количество правовых и социальных проблем, устранить законодательные пробелы и коллизии, обеспечить защиту и реализацию прав родителей и супругов на основе равенства, гарантировать преимущественную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Вступивший в силу Закон позволяет незамедлительно использовать заложенные в нем правовые механизмы, направленные на гуманизацию брачно-семейного законодательства и реализацию поставленных Главой государства целей по обеспечению демографической безопасности, укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за рождение и воспитание детей как достойных граждан своего государства.