Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:25, контрольная работа

Описание

В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.
Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:
- иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
- лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;
- иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территорию Российской Федерации на законных основаниях.

Содержание

Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца……….. 3


Порядок получения статусов беженца и вынужденного переселенца………6

Список используемой литературы……………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

история и теория прав человека.docx

— 27.44 Кб (Скачать документ)

      Порядок принятия решения о признании  лица вынужденным переселенцем несколько  отличается от порядка признания  беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных  переселенцах», а именно:

      Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 вышеупомянутого закона, обращается с ходатайством о признании его  вынужденным переселенцем в территориальный  орган миграционной службы по месту  своего нового пребывания.

      С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный  орган миграционной службы либо в  территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого  переселения либо в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации в  государстве своего пребывания.

      Решение о регистрации ходатайства принимается  территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня  поступления ходатайства. Далее  принимается решение о признании  лица временным переселенцем. Это  решение принимается территориальным  органом миграционной службы в течение  трёх месяцев со дня регистрации  ходатайства.

      Территориальный орган миграционной службы в течение 5 дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в  письменной форме о результатах  рассмотрения ходатайства. После этого  лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Следует отметить, что сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

      Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

      Статус  вынужденного переселенца предоставляется  на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу  в обустройстве на новом месте  жительства, срок действия его статуса  продлевается территориальным органом  миграционной службы на каждый последующий  год по заявлению вынужденного переселенца.

      Лицу, претендующему на статус беженца, может  быть отказано в регистрации ходатайства  по указанным законом обстоятельствам, а именно:

      в отношении лица возбуждено уголовное  дело;

      отсутствие  обстоятельств в стране местожительства  для признания его беженцем;

      получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании  беженцем в нем не противоречит российскому;

      в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;

      в случае если лицо покинуло государство  местожительства не по указанным  законом обстоятельствам, а и  опасается понести наказание  за незаконный выезд или совершенное  правонарушение на территории указанного государства;

      если  лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным  законом;

      в случае отказа сообщений сведений о  себе и обстоятельствах прибытия в РФ;

      в случае нахождения в браке с гражданином  РФ и имеющейся возможности получения  разрешения на постоянное проживание в РФ;

      если  упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у  указанного лица.

      В случае отказа лицу, подавшему ходатайство  о признании его беженцем и  находящемуся вне территории РФ, в  рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в  дипломатическое представительство  или консульское учреждение решение  об отказе, после чего в течение  трёх дней данному лицу вручается  уведомление об отказе с указанием  причин отказа, порядка обжалования  решения, и разъяснением правового  положения лица и членов его семьи  на территории РФ,

      В случае отказа лицу, подавшему ходатайство  в пункте пересечения границы  РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня  получения уведомления.

      В случае отказа лицу, подавшему ходатайство  после вынужденного незаконного  пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в  течение месяца со дня получения  уведомления.

      Если  отказано лицу, подавшему ходатайство  и пребывающему на территории РФ на законных основаниях, лицо также обязано  покинуть территорию РФ в течение  месяца со дня получения уведомления, если более не имеет законных оснований  для пребывания на территории РФ.

      Факт  получения лицами, претендующими  на статус беженцев или вынужденных  переселенцев, свидетельства о регистрации  ходатайств, является основанием для  предоставления гарантированного законодательством  минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

      В общих чертах права лиц, получивших свидетельство о регистрации  ходатайства о признании их беженцами  или вынужденными переселенцами, таковы:

      -право  на пользование услугами квалифицированного  переводчика;

      - право на проживание в центре  временного размещения;

      -право  на обеспечение проезда до  указанного центра временного  размещения и провоза багажа;

      - право на единовременное денежное  пособие;

      -право  на получение питания, медицинской  помощи, на содействие в прохождении  профессиональной переподготовки  в центре временного размещения  или в трудоустройстве;

      - право на получение информации  относительно своих прав и  обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев  и вынужденных переселенцев.

      Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения  свидетельства, также примерно совпадают:

      это соблюдение Конституции РФ, Федеральных  Законов, действующего законодательства РФ;

      соблюдение  правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;

      прохождение медицинского освидетельствования  в полном объеме, установленном законодательством;

      обязанность сообщать соответствующему органу ФМС  достоверные сведения о себе, необходимые  для принятия решения о присвоении статуса.

      Факт  предоставления статусов беженца или  вынужденного переселенца расширяет  объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации  ходатайства. Эти права закреплены Законами. Кроме прав перечисленных  выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами

      Российской  Федерации:

      на  работу по найму;

      предпринимательскую деятельность;

      социальную  защиту, в том числе на социальное обеспечение;

      право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального  образования ;

      участие в общественной деятельности - за исключением  случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.

      Лицо, признанное беженцем, имеет право  на получение документа, установленной  формы, для возможности временного выезда за пределы РФ, на выезд на место жительства в иностранное  государство, на добровольную репатриацию, а также пользование всеми  иными правами, предусмотренными законодательством  РФ.

      Обязанности лица, получившего статус беженца, в  основном те же, что и обязанности  лица, получившего свидетельство  о регистрации ходатайства.

      Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный  выбор места жительства на территории РФ: на содействие на проезде и провозе  багажа к выбранному месту жительства и т.д.

      Проблема  беженцев стала общемировой после  окончания второй мировой войны, в эпоху величайших потрясений: распада  колониальной системы и образования  на ее обломках новых независимых  государств, возникновения мировой  системы социализма и появление  феномена так называемой «холодной  войны», создания ООН и ее активной роли в упорядочении отношений между  людьми на цивилизованных принципах  и нормах международного права. Правовое положение беженцев и вынужденных  переселенцев регламентируется рядом  международных актов, как общих, так и специальных. За истекшие полвека  Организация Объединенных Наций  создала необходимую международно-правовую базу и образовало механизм для разрешения острейших вопросов беженцев. Это  прежде всего документы, предусматривающие  права человека и гражданина в  целом. Среди специальных актов  наибольшее значение имеют Конвенция  ООН о статусе беженцев, принятая в 1951 году, Протокол, касающийся статуса  беженцев (1967г.), Декларация о территориальном  убежище (1967г.), существует также статусный  акт - Устав управления Верховного комиссара  ООН по делам беженцев, который  определяет полномочия Верховного комиссара  по вопросам оказания помощи беженцам от имени ООН (1950г.)

      Осуществление всех этих актов возлагалось на специализированный механизм ООН, возглавляемый Верховным  комиссаром по делам беженцев и его  Управлением. Кроме того, были созданы  региональные пункты, призванные содействовать  решению проблем беженцев.

      Следует отметить, что определение статуса  «беженец» в Конвенции ООН  и в Законе «О беженцах» в своих принципиальных положениях совпадают. В соответствии с Конвенцией беженцами признаются те лица, которые обладают следующими основными особенностями:

      находятся вне страны происхождения;

      не  могут или не желают пользоваться защитой этой страны или возвратиться туда;

      такая неспособность или нежелание  связано с вполне обоснованным опасениям  подвергнуться преследованиям;

      преследования, которых опасаются, основываются на признаках расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенно социальной группе или политических убеждений. Тем не менее, в Законе «О беженцах»  понятие «беженец» трактуется шире, расширяется круг причин, вынуждающих  людей к бегству из своей страны. Термин «беженцы» применяется в  нашей стране и к лицам, «бежавшим  от насилия». Очевидно, под насилием следует понимать внешнюю агрессию, оккупацию или иное событие, серьезно нарушающее общественный порядок на всей территории страны.

      В целом же нормы национального  законодательства России по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев в целом соответствуют нормам международных документов, к которым  присоединилась Российская Федерация.  
 
 
 
 
 
 

    • Список  используемой литературы.
    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Закон «О беженцах» от 28.06.97.
    3. Закон «О вынужденных переселенцах» от 28 декабря 1995 г.
    4. Федеральная целевая программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».
    5. Материалы семинара организации юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев в городах и регионах России.

Информация о работе Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца