Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Термин «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях. Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи): во-вторых, система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, институт законодательства.
Институт опеки (попечительства) - это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или неполностью дееспособных граждан).

Содержание

Введение.
Раздел 1 «Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание»
«Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми»
«Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей»

Раздел 2 «Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми»
2.1 «Права и обязанности органов опеки и попечительства»
2.2 «Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства»
2.3 «Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства»
Раздел 3 «Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан»
3.1 «Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми»
3.2 «Правовые последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей»
3.3 «Проблемы института опеки и попечительства в Республике Казахстан»
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Основы права реф Опека и попечительство.docx

— 34.92 Кб (Скачать документ)
 

1.1 «Понятие и значение  опеки и попечительства над  несовершеннолетними детьми

      Термин  «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях. Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи): во-вторых, система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, институт законодательства.

      Институт  опеки (попечительства) - это одна из форм охраны прав и интересов тех  граждан, которые не в состоянии  самостоятельно осуществлять свои права  и исполнять свои обязанности (недееспособных или неполностью дееспособных граждан).

      Охрана  прав и интересов гражданина при  этом не всегда осуществляется с помощью  физического перемещения подопечного в жилище опекуна (попечителя) или, наоборот, поселения опекуна к подопечному. Опека (попечительство) как форма охраны представляет собой определение судьбы гражданина, состоящее в прикреплении к нему лица, обязанного совершать фактические и юридические действия в пользу подопечного, - как те, о которых сам подопечный просит, так и те, в которых он объективно нуждается.

      Автор отмечает, что значение института  опеки и попечительства  заключается  в том, что посредством данного  правового образования государство  защищает как личные, так и имущественные  права и интересы граждан, которые  сами сделать это не могут, а для  несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.

      1.2 «Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей»

      Статья 107 Закона РК «О браке и семье» указывает  на то, что опека и попечительство устанавливаются органами опеки  и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или  попечительстве. В отдельных случаях  опека и попечительство могут  быть установлены по месту жительства опекуна (попечителя).

      Суд обязан в течение трех дней с момента  вступления в законную силу решения  о признании лица недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и  попечительства по месту жительства такого лица для установления над  ним опеки или попечительства. Опека и попечительство устанавливаются в течение месяца с момента, когда соответствующим органам стало известно о необходимости установления над лицом опеки или попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

      Основанием  установления опеки (попечительства) над  несовершеннолетним является сложный  фактический состав, который включает в себя:

      1) возраст (а также психическое  состояние) ребенка;

      2) отсутствие у него родителей,  лишения их родительских прав, ограничения их в родительских  правах, признания родителей недееспособными,  болезни родителей, длительного  отсутствия родителей, уклонения  родителей от воспитания детей  или от защиты их прав и  интересов, в том числе при  отказе родителей взять своих  детей из образовательных организаций,  медицинских организаций, организаций,  оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций,  при создании действиями или  бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

      3) нуждаемость ребенка в защите  интересов и в устройстве в  семью или в детское учреждение;

      4) назначение опекуна или попечителя, то есть административный акт.

      В соответствии с главой 16 Закона РК «О браке и семье» установление опеки или попечительства возможно и по договору об осуществлении опеки или попечительства (по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

       Раздел 2 «Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечителсьтва) над детьми» состоит из трех подразделов, в которых рассматриваются права и обязанности органов опеки и попечительства, правовое положение опекунов, попечителей, опекаемых и подопечных как субъектов института опеки и попечительства.  

2.1 «Права и обязанности органов опеки и попечительства»

      Основными задачами органов опеки и попечительства в соответствии со ст. 1 Положения об органах опеки и попечительстве РК является:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль над сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в казахстанском семейном законодательстве.

2.2 «Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства» рассматриваются требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, установленные гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Ст. 108 Закона РК «О браке и семье» устанавливает следующие требования к личности опекуна и попечителя:

      -опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане;

  • не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, ограниченные в родительских правах;
  • не назначаются опекунами (попечителями) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

       В соответствии с нормами национального семейного законодательства устанавливается положение, согласно которому бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами, т.е. речь идёт о предоставлении преимущественного права на получение статуса опекуна (попечителя) для близких родственников лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако иерархия внутри группы перечисленных близких родственников опекаемого лица применительно к очередности получения статуса опекуна (попечителя) законом не определена. Такой подход не позволяет на законодательном уровне разрешать коллизии, возникающие при одновременной подаче несколькими лицами из числа близких родственников опекаемого заявления о присвоении им статуса опекуна (попечителя).

2.3 «Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства» анализируется правовое положение опекаемых и подопечных в национальном законодательстве Республики Казахстан.

      Право подопечного на обеспечение условий  воспитания, образования, содержания напрямую связано с предоставляемой ему  возможностью всесторонне развиваться. Способствует реализации этого права  оказание подопечному со стороны  органов опеки и попечительства различной помощи в получении  им дополнительного образования, приобщении к миру творчества, искусству, расширению знаний благодаря международному туризму и т.п. Уважение человеческого достоинства подопечного ребенка как его права выделяется особо. Делается это с целью помочь осиротевшему ребенку не почувствовать своей ущербности, и это имеет глубокий педагогический подтекст.

      В соответствии с гражданским законодательством  Республики Казахстан право на обращение  за защитой - неотъемлемое право ребенка. До достижения возраста 14 лет он осуществляет это право путем обращения  в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

      Таким образом, в процессе рассмотрения правового  положения опекаемых и подопечных как субъектов института опеки  и попечительства необходимо отметить, что по сравнению с российским законодательством нашим национальным законодательством детально не урегулированы  вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, не определен  порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок и иных действий с имуществом подопечных, предоставления опекуном (попечителем) отчетов, не вводятся положения о привлечении опекунов (попечителей) к ответственности за уменьшение стоимости имущества подопечного.

      В целом, думается, что для исправления  данного положения в семейном законодательстве необходимо принятие нового Закона РК «Об органах опеки  и попечительства», который более детально регламентировал бы упорядочение и совершенствование норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

       Раздел 3 «Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан» состоит из трех подразделов, в которых рассматриваются основания прекращения, правовые последствия прекращения опеки и попечительства, а также выявляются правовые проблемы института опеки и попечительства в Республике Казахстан.

3.1 «Основания прекращения  опеки и попечительства  над несовершеннолетними  детьми» рассматриваются и анализируются способы прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

       Как известно, защита ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) предусматривается Законом РК «О браке и семье». В литературе термин «злоупотребление» понимается широко: использование антипедагогических приемов воспитания, трата причитающихся ребенку средств на собственные нужды и т.п.

      Если  злоупотребление опекуном (попечителем) своими обязанностями способно причинить  или причинило подопечному значительный вред (его воспитанию, развитию, содержанию и др.), органы опеки и попечительства вправе прекратить опеку (попечительство) путем отстранения опекуна (попечителя).

      В соответствии со ст. 116 Закона РК «О браке  и семье» опека или попечительство прекращается:

      -в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

      -по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

      -при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.

      Таким образом, существует несколько оснований  для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними  прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в  попечительство. С наступлением совершеннолетия  прекращается и попечительство, установленное  над ребенком. Существуют и некоторые  исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия  и эмансипация). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование  вследствие освобождения или отстранения  опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения  органа опеки и попечительства.

       3.2 «Правовые последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей» выявляются правовые проблемы последствии прекращения опеки и попечительства.

      В соответствии с семейным законодательством  лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.

Информация о работе Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан