Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Термин «опека (попечительство)» используется законодателем в различных смысловых значениях. Это, во-первых, форма охраны прав и интересов гражданина (вид правовой помощи): во-вторых, система правовых связей, правоотношений лиц (закон употребляет термин «опека устанавливается»), в-третьих, институт законодательства.
Институт опеки (попечительства) - это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности (недееспособных или неполностью дееспособных граждан).

Содержание

Введение.
Раздел 1 «Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание»
«Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми»
«Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей»

Раздел 2 «Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми»
2.1 «Права и обязанности органов опеки и попечительства»
2.2 «Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства»
2.3 «Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства»
Раздел 3 «Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан»
3.1 «Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми»
3.2 «Правовые последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей»
3.3 «Проблемы института опеки и попечительства в Республике Казахстан»
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Основы права реф Опека и попечительство.docx

— 34.92 Кб (Скачать документ)

      При прекращении опеки (попечительства) договор об осуществлении опеки (попечительства) прекращается без составления каких либо дополнительных документов. Закон РК «О браке и семье» уточняет вопросы, связанные с прекращением отношений по опеке и попечительству. В частности, закон предусматривает возможность прекращения опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на опекуна (попечителя); нарушения прав и законных интересов подопечного; выявления органом опеки и попечительства существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных законом или договором правил охраны или распоряжения имущества подопечного. В законе указано, что опекуны (попечители) отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с гражданским законодательством об ответственности за причинение вреда. Закрепляется также возможность возмещения подопечному вреда, причиненного как действиями, так и бездействием органа опеки и попечительства.

      Но  все же на сегодняшний в Республике Казахстан для полноценного регулирования  деятельности института опеки и  попечительства необходимо принять  специальный Закон «Об органах  опеки и попечительства» по модели российского законодательства, поскольку  Положение «Об органах опеки  и попечительства», утвержденное Постановлением Правительства РК от 9 сентября 1999 года имеет нормы, которые полностью  не конкретизируют соответствующие  юридические конструкции по вопросам опеки и попечительства, а также прекращения прав опекунов и попечителей. 

3.3 «Проблемы института  опеки и попечительства  в Республике Казахстан» обосновываются проблемы института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

      Как известно в любом государстве  устройство ребёнка, оставшегося без  родительского попечения в семью  или учреждение, в котором сохраняются  основные черты и особенности  семейного уклада являются приоритетными  в государственной семейной политике соответствующей страны, однако оно  требует значительно больших усилий, чем привычное массово-интернатное. Недостаток средств и специалистов, как на государственном, так и на региональном уровне, сильно тормозит развитие семейного устройства, не позволяет уделять должного внимания информированию, обучению специалистов и граждан, желающих принять ребёнка в семью.

      Проведенное управлениями по делам несовершеннолетних и молодежи и по надзору за законностью  постановлений судов по гражданским  делам обобщение материалов прокурорской практики свидетельствует, что нарушения  законности в работе органов опеки  и попечительства, иных учреждений, занимающихся организацией усыновления  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судов  носят распространенный характер. Прокурорский надзор осуществляется во многих регионах ненадлежаще.

      Как показало изучение вопроса, социально-экономический  кризис в стране сказался, прежде всего, на детях. Появилось огромное число  беспризорников, юных бомжей, чье содержание и даже выживание стало сугубо их личной заботой.

      Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания. Однако, в странах постсоветского периода происходит прямо противоположный процесс. Число детей, устроенных в семью (под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление), сокращается, но в то же время растет число так называемых «государственных детей», то есть тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях.

      Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой. Для исправления положения дел необходима система мер воспитательной и восстановительной социальной работы с нерадивыми или отчаявшимися родителями со стороны государства, общественных организации и формировании.

      В этом деле деятельность органов опеки  и попечительства играет очень важную роль в организации местного самоуправления. Основная задача специалистов, работающих в этом органе – выявление и  устройство  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  в сиротские учреждения или на воспитание в семьи. Специалисты  по опеке и попечительству выполняют  управляющую роль в сфере своей  деятельности, руководя процессом защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Цель работы органа опеки и попечительства – помочь детям, подросткам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. Отделу опеки и попечительства в основном приходится работать с неблагополучными семьями. Семейные неурядицы, социально-опасные ситуации, в которых подчас находятся дети, губительны для них, зачастую приводят их к депрессии, толкают на путь асоциального поведения. Неверие в будущее, социальная несостоятельность – все это часто является причиной правонарушений среди несовершеннолетних даже и в вполне благополучных семьях.

      Поэтому от профессионализма и личных качеств специалистов отдела опеки и попечительства во многом зависит судьба маленьких граждан, смогут ли они найти свое место в жизни, все ли у них будет устроено, как надо, или их жизни по-прежнему будет угрожать опасность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение: 

      Актуальность  темы в том, что в настоящее время, в Республике Казахстан проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Это видно из следующих показателей: увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

      Как известно, особенности несовершеннолетнего  возраста не могут не учитываться  в праве. Несовершеннолетний - уже  не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать  эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений  их прав и свобод со стороны более  «сильных» взрослых.

      Отношение к детям в разных странах и  в разные исторические периоды было разным. Однако уже к середине 50-х  годов того столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка.

      В этом международно-правовом документе  утверждается, что некоторые права  человека имеют непосредственное отношение  к детям, которые нуждаются в  особой заботе и внимании, поскольку  чрезвычайно уязвимы по причине  возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как, право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь и т.д.

      Принятие  Деклараций имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно их нормы вовсе не обязательны для исполнения.

      В этой связи огромное значение для  защиты детей во всем мире имело  принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей Республикой Казахстан. Следовательно, Казахстан взял на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

      В связи с подписанием Республикой  Казахстан данной Конвенции, у нее  появилась обязанность реализовать  положения Конвенции в нормативных  актах, регулирующих отношения между  детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции  Республики Казахстан, и в других законодательных актах, уже нашли  свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако процесс  приведения в соответствие с положениями  Конвенции о правах ребенка казахстанского законодательства не является завершенным  и требует своего продолжения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников: 

      1 Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. М., 2002. –  445 с.

      2 Закон РК О браке и семье   от 17 декабря 1998 года N 321-1 // Сборник  законодательных актов, регулирующих  правоотношения в сфере прав  детей, оставшихся без попечения  родителей. – Алматы, 2008. – 536 с.

      3 Положение о патронате утверждено  Постановлением Правительства Республики  Казахстан от 9 сентября 1999 года №1346 // Сборник законодательных актов,  регулирующих правоотношения в  сфере прав детей, оставшихся  без попечения родителей. –  Алматы, 2008. – 536 с.

      4 Конвенция о правах ребенка  (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник законодательных  актов, регулирующих правоотношения  в сфере прав детей, оставшихся  без попечения родителей. –  Алматы, 2008. – 536 с.

      5 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2004. – 350 с.

      6 Конвенция о правах ребенка  (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник законодательных  актов, регулирующих правоотношения  в сфере прав детей, оставшихся  без попечения родителей. –  Алматы, 2008. – 536 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение:

      Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица.

    Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен  огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим  способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

    На  практике сложилось и закрепилось  убеждение в том, что опекунами  или попечителями могут быть, как  правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются  на длительный срок и что процедура  установления опеки крайне сложна и  длительна. Такого рода заблуждения  свойственны не только потенциальным  опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачастую опека (попечительство) смешивается  с другими формами устройства граждан.

    Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой  информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.

    В настоящее время проблемы института  опеки и попечительства заслуживают  внимания юридической науки еще  и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. Среди  ученых-юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства. Изменилось представление о месте семейного права в системе права, участилось применение нетипичных договоров, проявляется тенденция к расширению сферы участия государства в гражданских правоотношениях, активно разрабатывается теория услуг. Эти обстоятельства являются важными предпосылками для обсуждения возможности применения гражданско-правовых механизмов к отношениям опеки и попечительства. 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский  государственный технический университет 

им. Д. Серикбаева.

Кафедра Истории Казахстана и права 
 
 
 

Реферат по дисциплине: Основы права

Тема: Опека и попечительство в Республике Казахстан 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила: ст.гр. 10БФ-2 Колмакова Дарья

Проверила: Айтходжаева Сауле Алмабековна 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2011 

Содержание:

Введение.

Раздел 1 «Опека   и   попечительство  как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание»

Информация о работе Правовые проблемы института опеки и попечительства в гражданском праве Республики Казахстан