Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Ее положения являются первичными.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Конституция как основной закон страны.. …………… …………...5
История возникновения Конституции ……………………………….5
Структура Конституции ….……………………………………….......7
2. Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г.……12
Предпосылки принятия Конституции 1993г………………….…….12
Особенности принятия Конституции 1993г……..…………..............16
Заключение………………………..…………………………………........23
Библиографический список…………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсач КП.docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

       2. Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г

       2.1 Предпосылки принятия  Конституции 1993г

     До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом  РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного  государства. Права и свободы  граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись  целям "коммунистического строительства". Государство объявлялось "советским" и "социалистическим", но не правовым. Оно рассматривалось как "основное орудие строительства социализма и  коммунизма". Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип  разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.

     Конституция с таким содержанием сразу  стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися  в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной  власти – Съезд народных депутатов  РСФСР в составе 1068 депутатов. К  исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции  РСФСР, внесение в нее изменений  и дополнений. За этим последовала  серия изменений и поправок, в  частности, государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента.

     Начавшийся  процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован  Законом "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов  в РСФСР", принятых в 1989 году. С  принятием этих законов существенно  изменилась система органов РСФСР  и порядок выборов народных депутатов.

     В качестве высшего органа государственной  власти учреждался Съезд народных депутатов  в составе 1068 депутатов, который  избирал тайным голосованием Верховный  Совет - постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и  контрольный орган РФ.

     К ведению Съезда был отнесен широкий  круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее  изменений и дополнений.

     Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми  в стране преобразованиями. Чтобы  устранить эти несоответствия, в  редакцию старой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние  на ее содержание. Подобное массовое и  спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.

     В целях разработки нового проекта  Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная  комиссия, председателем которой  стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.

     Поначалу  работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был  готов. Этот первый проект новой Конституции  России, одобренный Верховным Советом  России предусматривал парламентскую  форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.

     После его доработки с учетом поступивших  замечаний по решению Конституционной  комиссии первый вариант проекта  был опубликован в печати для  обсуждения.

     По  решению Конституционной комиссии официальный проект Конституции  был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.

     После рассмотрения проект дорабатывался  с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных  лиц, государственных органов, специалистов, граждан.

     В марте 1992 года официальный проект Конституции  Российской Федерации был повторно опубликован в печати.

     VI Съезд народных депутатов России  принял 18 апреля 1992 г. постановление  "О проекте Конституции Российской  Федерации и порядке дальнейшей  работы над ним", в котором  одобрил концепцию конституционных  реформ, основные положения официального  проекта новой Конституции и  поручил Конституционной комиссии  доработать проект и подготовить  его для повторного обсуждения  Верховным Советом Российской  Федерации.

     В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту  Конституции. Рабочая группа доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации  и специалистов - юристов.

     В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной  комиссией 16 октября 1992 года.

     VII Съезд народных депутатов Российской  Федерации обсудил вопрос о  ходе работы над проектом новой  федеральной Конституции и постановил, что проект основных положений  Конституции в обязательном порядке  направляется субъектам Федерации,  а затем выносится на всероссийский  референдум.

     VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов  Российской Федерации предложил  Конституционной комиссии направить  на согласование субъектам Федерации  проект основных положений новой  Конституции Российской Федерации. 

       2.2. Особенности принятия Конституции 1993г

     IX (внеочередной) Съезд народных депутатов  Российской Федерации подтвердил  курс на осуществление конституционной  реформы, то есть выработку  проекта основных положений новой  Конституции, согласование ее  с субъектами Российской Федерации  и последующее вынесение на  всероссийский референдум. Съезд  поручил Конституционной комиссии  представить согласованный с  субъектами Российской Федерации  проект "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного Закона) Российской  Федерации - России" на рассмотрение  Верховного Совета Российской  Федерации с последующим вынесением  его на рассмотрение Съезда  народных депутатов Российской  Федерации.

     То  есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались  в состоянии принять Конституцию  вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.

     Постепенно  оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позиции недопущения сильной  исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя  реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной  власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все  решительнее ставил вопросы о  необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений  проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

     Сложная расстановка политических сил в  России вызвала неоднозначное отношение  к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой  полемике вокруг него, но и в появлении  альтернативных вариантов.

     7 мая 1993 г. за подписью заместителя  Председателя Конституционной комиссии  Р.И. Хасбулатова появляется постановление  "Об основных положениях проекта  Конституции Российской Федерации", которым утверждался представленный  рабочей группой проект положений  проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось,  что подготовка этого проекта  осуществлялась в соответствии  с Постановлением восьмого Съезда  народных депутатов Российской  Федерации от 12 марта 1993 г. "О  мерах по осуществлению конституционной  реформы в Российской Федерации".

     В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические положения о  правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента.

     Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять  ежегодные доклады об осуществлении  внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось  ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений  существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную "мину" под отношения  двух властей.

     Таким образом, процесс разработки проекта  Конституции Российской Федерации  растянулся на три года. Бесконечные  парламентские дебаты завели конституционную  реформу в тупик. И хотя формально  Президент Российской Федерации  оставался Председателем Конституционной  Комиссии, именно он выступил с инициативой  созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта  Конституции Российской Федерации.

     Это было сделано после того, как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную  комиссию свой проект Основного Закона государства. В конституционной  Комиссии президентский вариант  Конституции получил негативную политико-правовую оценку. В Постановлении  Конституционной комиссии "О проекте  Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом  Российской Федерации в Конституционную  комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский  вариант конституции. В Конституционной  комиссии посчитали, что отдельные  положения президентского проекта  Конституции существенно ограничивают экономические, политические и гражданские  права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей.

     В ответ 12 мая 1993 года Президент РФ издал  Указ № 660 " О мерах по завершении подготовки новой Конституции Российской Федерации", согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.

     Своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" Президент учредил  Конституционное совещание, которое  призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.

     Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных  органов власти; представителей органов  власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

     Всего для завершения подготовки проекта  были созданы две палаты Конституционного совещания : Общественная и Государственная.

     На  Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка  предложений об изменениях и дополнениях  к проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим  вопросам.

     Государственная палата Конституционного совещания  стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов  государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Функции  этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания - выработка предложений  об изменениях и дополнениях к  проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

     Таким образом, Конституционное совещание  было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной  власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной  комиссии, народных депутатов, а также  политических партий участия в его  работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный  Совет отказался сотрудничать с  Конституционным совещанием под  предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

     В результате длительной работы Конституционного совещания - с июня по октябрь 1993 г. был  рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной Съездом  народных депутатов Российской Федерации  Конституционной комиссией.

Информация о работе Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г