Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Ее положения являются первичными.
Введение……………………………………………………………………3
1 Конституция как основной закон страны.. …………… …………...5
История возникновения Конституции ……………………………….5
Структура Конституции ….……………………………………….......7
2. Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г.……12
Предпосылки принятия Конституции 1993г………………….…….12
Особенности принятия Конституции 1993г……..…………..............16
Заключение………………………..…………………………………........23
Библиографический список…………….………………
2. Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г
2.1 Предпосылки принятия Конституции 1993г
До
1993 г. в стране действовала Конституция,
принятая в 1978 г. Верховным Советом
РСФСР в соответствии с господствовавшей
тогда концепцией тоталитарного
государства. Права и свободы
граждан закреплялись в отрыве от
международных стандартов и подчинялись
целям "коммунистического
Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности, государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.
В
качестве высшего органа государственной
власти учреждался Съезд народных депутатов
в составе 1068 депутатов, который
избирал тайным голосованием Верховный
Совет - постоянно действующий
К ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
Тем
не менее, страна продолжала жить по старой
конституции, статьи которой существенным
образом расходились с
В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.
Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.
После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.
По
решению Конституционной
После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.
В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован в печати.
VI
Съезд народных депутатов
В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая группа доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и специалистов - юристов.
В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.
VII
Съезд народных депутатов
VIII
(внеочередной) Съезд народных депутатов
Российской Федерации
2.2. Особенности принятия Конституции 1993г
IX
(внеочередной) Съезд народных депутатов
Российской Федерации
То
есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993
г.) Съезды народных депутатов не оказались
в состоянии принять
Постепенно
оппозиционное большинство
Сложная
расстановка политических сил в
России вызвала неоднозначное
7
мая 1993 г. за подписью заместителя
Председателя Конституционной
В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента.
Проект
ставил Президента под контроль Верховного
Совета, обязывая его предоставлять
ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении
федеральных программ. Подчинение Президенту
Правительства также
Таким
образом, процесс разработки проекта
Конституции Российской Федерации
растянулся на три года. Бесконечные
парламентские дебаты завели конституционную
реформу в тупик. И хотя формально
Президент Российской Федерации
оставался Председателем
Это
было сделано после того, как 6 мая
1993 г. Президент РФ направил в Конституционную
комиссию свой проект Основного Закона
государства. В конституционной
Комиссии президентский вариант
Конституции получил негативную
политико-правовую оценку. В Постановлении
Конституционной комиссии "О проекте
Конституции (Основного Закона) Российской
Федерации, направленном Президентом
Российской Федерации в Конституционную
комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г.
фактически отклонялся президентский
вариант конституции. В Конституционной
комиссии посчитали, что отдельные
положения президентского проекта
Конституции существенно
В ответ 12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 " О мерах по завершении подготовки новой Конституции Российской Федерации", согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.
Своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" Президент учредил Конституционное совещание, которое призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.
Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.
Всего для завершения подготовки проекта были созданы две палаты Конституционного совещания : Общественная и Государственная.
На
Общественную палату Конституционного
совещания возлагалась
Государственная
палата Конституционного совещания
стала организованной формой взаимодействия
в конституционном процессе органов
государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов. Функции
этой палаты были аналогичны функциям
Общественной палаты Конституционного
совещания - выработка предложений
об изменениях и дополнениях к
проекту Конституции Российской
Федерации и рекомендаций по политическим
и социально-экономическим
Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.
В
результате длительной работы Конституционного
совещания - с июня по октябрь 1993 г. был
рассмотрен проект Конституции РФ,
внесенный Президентом
Информация о работе Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г