Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Ее положения являются первичными.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Конституция как основной закон страны.. …………… …………...5
История возникновения Конституции ……………………………….5
Структура Конституции ….……………………………………….......7
2. Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г.……12
Предпосылки принятия Конституции 1993г………………….…….12
Особенности принятия Конституции 1993г……..…………..............16
Заключение………………………..…………………………………........23
Библиографический список…………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсач КП.docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

     Конституционных реформ в РФ в годы, предшествовавшие принятию новой ее Конституции. И прежде чем перейти к вопросам, связанным с ее созданием и принятием, попытаемся сделать основные выводы о характере конституционных реформ в РФ в названное время.

     Посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.

     1) Из Конституции последовательно  были исключены характеристики  общества, государства как советского  и социалистического. Т.е. ярко  выраженная идеологическая "начинка"  была заменена определениями,  которые, конечно, тоже несли  идеологическую нагрузку, но не  имели окраски, свидетельствующей  о приверженности одному общественно-политическому  учению, и более ориентировались  на распространенные в мире  идеологически нейтральные и  "вечные" положения о власти  народа.

     Поднятый  на конституционный уровень принцип  однопартийности уступил место  также возведенному в конституционное  положение принципу многопартийности и политического плюрализма.

     Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и  подотчетности им всех остальных  органов государства, была заменена принципом разделения властей, при  котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и  судебная - юридически равноправны  и обладают средствами взаимного  влияния друг на друга.

     2) Кардинально изменились экономические  и социальные параметры системы,  закрепленные в конституционных  новеллах. Прежде всего, это разрушение  примата государственной собственности,  выдвижение на первый план  собственности индивида, предоставление  ему права владеть средствами  производства, наконец, закрепление  в Конституции частной собственности.

     Это на конституционном уровне отказ  от принципа плановой экономики, поворот  к рынку и провозглашение свободы  экономической деятельности и добросовестной конкуренции.

     Была  изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным  положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями  к труду.

     В связи с этим был взят курс на отказ от так называемой патерналистской  роли государства, т.е. от возложения на государство завышенного объема социальных задач, чуть ли не развращающих простого человека, превращающих его  в потребителя, о котором обязано  заботиться государство, - вместо того, чтобы самому широко использовать себе на благо возможности эффективного труда, создаваемые новой системой.

     3) С учетом сказанного на конституционном  уровне закрепляются новые основы  статуса личности. Они строятся  исходя из международно признанной  и распространенной категории  "прав и свобод человека  и гражданина". При этом на  первый план выдвигаются нормы,  обеспечивающие индивидуальную  свободу человека.

     4) Еще одна часть конституционных  новелл фиксирует прекращение  существования СССР, превращение  России в самостоятельное государство  - суверенный субъект международного  права.

     Конституционно  оформляется новое федеративное устройство РФ, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе РФ (т.е. государства), так  и национально-государственные (национально-территориальные) образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.

     5) Учреждается принципиально новая  по кругу, принципам формирования  и организации функционирования  система федеральных государственных  органов, что в основных чертах  повторяется и на региональном  уровне.

     Сначала предпринимаются шаги по созданию основ  российского парламентаризма в  виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ, отказу от императивного  мандата депутата в пользу свободного мандата. Одновременно вводятся свободные  выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.

     Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип  разделения властей. Правительство  становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский  контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще  при существовании СССР министерства и ведомства РСФСР полностью  переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным  органам.

     Несколько ранее учреждается, но чуть позже  реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она  представлена Конституционным Судом  РФ (в некоторых республиках в  составе РФ тоже создаются конституционные  суды).

     6) В интересах развития активности  населения и его управления  делами местных территорий, в  рамках которых оно проживает,  вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную  основу.

     7) На конституционном уровне делаются  важные шаги по реформе судебной  системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; сначала продлеваются до десяти лет, затем делаются бессрочными полномочия судей; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые прежде всего в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Российская  Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей  мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще  идут жаркие споры. Одна из важнейших  исходных задач при разработке проекта  Конституции состояла как раз  в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя  именно с учетом особенностей переходного  периода. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

     Со  временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой  Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть  на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала  отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит  много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

     Как уже отмечалось, в Конституции  закрепляются конституционный строй  страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты  государственного и общественного  строя, характер отношений власти, формы  правления и политического режима, главные стороны правового регулирования  общественных отношений, а также  порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения  главы признаны особо важными  и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

     До  принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые  законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения  в конституционный текст. Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России.

     Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять  ежегодные доклады об осуществлении  внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось  ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений  существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения  двух властей.

     Таким образом, процесс разработки проекта  Конституции Российской Федерации  растянулся на три года. Бесконечные  парламентские дебаты завели конституционную  реформу в тупик. И хотя формально  Президент Российской Федерации  оставался Председателем Конституционной  Комиссии, именно он выступил с инициативой  созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта  Конституции Российской Федерации. 
 
 

     Библиографический список

     список  использованных правовых актов:

     1 Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская  газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая  система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     2 Федеральный закон РФ от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия  и вступления в силу поправок  к Конституции РФ» [текст] // Собрание  законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     3 Закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» [текст] (ред. от 01.07.1994) (утратил силу) // Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     4 Закон РФ от 25.12.1990 г. № 445-1 «О  предприятиях и предпринимательской  деятельности» [текст] // Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 27.12.1990. № 30. Ст. 418 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     5 Закон РСФСР от 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [текст] (ред. от 21.03.2002) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета  РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324 // Справочно-правовая  система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     6 Закон РСФСР от 23.11.1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» [текст] (ред.  от 28.04.1993) (утратил силу) // Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     7 Закон РСФСР «О президенте  РСФСР» от 24.04.1991 г. № 1098-1 [текст] (утратил силу) // Ведомости Съезда  народных депутатов РСФСР и  Верховного Совета РСФСР. 25.04.1991. № 17. Ст. 512 // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» / Компания  «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

     8 Закон РСФСР от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве» [текст] (ред. от 31.05.2002) // Ведомости Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ. 06.02.1992. № 6. Ст. 243 // Справочно-правовая  система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный  ресурс]. Послед. обновл. 14.08.2009.

Информация о работе Предпосылки и особенности принятия Конституции 1993г